Экспозиция будет открыта с 20 октября по 13 марта 2022 г. в Большом выставочном зале во Дворце царя Алексея Михайловича
Музей-заповедник «Коломенское» представляет выставку «Московское чаепитие». Через историю русского самовара и чайной посуды экспозиция во Дворце царя Алексея Михайловича рассказывает о национальном культурном феномене – русском чаепитии и его частном проявлении – «чаепитии по-московски».
В настоящее время чай – второй по популярности напиток в мире после воды. В России его пьют практически все, но так было не всегда.
На Руси чай появился в первой половине XVII века, при Михаиле Федоровиче Романове. Сначала его использовали только в качестве лекарства, но вскоре стали пить для удовольствия.
К середине XVII века в Москве можно было купить уже до десяти сортов чая, а в 1679 году был заключен договор с Китаем о его регулярных поставках. В первые годы импорт не превышал 3 000 пудов (48 000 кг.), но постепенно популярность напитка росла, и в конце XVIII века его доля составляла более 30% всего импорта в стране. До 60% ввозимого чая поступало в Москву.
В XVIII веке чаепитие в дворянских домах оставалось дорогим и модным увлечением. За чаем велись разговоры на утонченные темы, звучала музыка, именно в такой обстановке зародился русский романс.
А вот с начала XIX века чаевничали, в основном, в трактирах. Виссарион Белинский (1811-1848) писал об этом: «В Москве много трактиров, и они всегда битком набиты преимущественно тем народом, который в них только пьет чай. Это народ, выпивающий в день по пятнадцать самоваров, народ, который не может жить без чая, который пять раз пьет его дома и столько же раз в трактирах».
Во второй половине XIX века, когда в России построили Самаро-Уфимскую и Екатеринбургско-Тюменскую железные дороги, был налажен импорт чая из Индии и Цейлона. Все это резко сократило его стоимость. В это время стали особенно популярными чайные, которые открывались в 5 часов утра и торговали чаем по низким ценам. Эти заведения быстро завоевали любовь крестьян, извозчиков, служащих и чиновников.
Центром любого чаепития был самовар. Этот предмет быта вносил праздничность и располагал к неспешной застольной беседе. Родиной первых русских самоваров стал Урал: в середине XVIII века производство началось на Суксунском заводе, а во второй половине XVIII века открылись первые самоварные фабрики в Туле. В 1820-1830 гг. заводы появились в других российских губерниях, в том числе Санкт-Петербурге.
В Москве промышленное производство самоваров стало развиваться со второй половины XVIII века. Их делали на фабриках Александра Шмакова, Петра Силина, Константина Пеца, Федора Эмме и Александра Матисена. Московские самовары изготавливали самых разных форм («банка», «рюмка», «ваза», «яйцо», «желудь», «дуля») из меди и покрывали серебром. В декорировании были популярны орнаментальные мотивы в русском или «византийском» стиле, в стилистике «неоклассики», «неорококо» и других направлениях историзма.
Об этом и многом другом можно узнать, посетив выставку «Московское чаепитие» в Большом выставочном зале Дворца царя Алексея Михайловича.
Предметы для экспозиции предоставили музеи-заповедники «Коломенское», «Царицыно» и Музей Москвы. В пространстве выставки воссозданы интерьерные композиции чаепития в дворянском доме, купеческого застолья и чаепития в трактире. В интерьерах размещены латунные тульские и медные московские самовары разнообразных форм середины XIX – начала XX века. Их дополняют чайные сервизы 1840-1880 гг., изготовленные на заводах Орлова, Сафронова, Гарднера, Попова, Сипягина, Рачкиных, Корниловых, Кузнецова; фабриках Сабанина, Пчелина и Акунина.
Материал: News-w.org / Дмитрий Курников по материалам пресс-службы
Музей-заповедник «Коломенское» представляет выставку «Московское чаепитие». Через историю русского самовара и чайной посуды экспозиция во Дворце царя Алексея Михайловича рассказывает о национальном культурном феномене – русском чаепитии и его частном проявлении – «чаепитии по-московски».
В настоящее время чай – второй по популярности напиток в мире после воды. В России его пьют практически все, но так было не всегда.
На Руси чай появился в первой половине XVII века, при Михаиле Федоровиче Романове. Сначала его использовали только в качестве лекарства, но вскоре стали пить для удовольствия.
К середине XVII века в Москве можно было купить уже до десяти сортов чая, а в 1679 году был заключен договор с Китаем о его регулярных поставках. В первые годы импорт не превышал 3 000 пудов (48 000 кг.), но постепенно популярность напитка росла, и в конце XVIII века его доля составляла более 30% всего импорта в стране. До 60% ввозимого чая поступало в Москву.
В XVIII веке чаепитие в дворянских домах оставалось дорогим и модным увлечением. За чаем велись разговоры на утонченные темы, звучала музыка, именно в такой обстановке зародился русский романс.
А вот с начала XIX века чаевничали, в основном, в трактирах. Виссарион Белинский (1811-1848) писал об этом: «В Москве много трактиров, и они всегда битком набиты преимущественно тем народом, который в них только пьет чай. Это народ, выпивающий в день по пятнадцать самоваров, народ, который не может жить без чая, который пять раз пьет его дома и столько же раз в трактирах».
Во второй половине XIX века, когда в России построили Самаро-Уфимскую и Екатеринбургско-Тюменскую железные дороги, был налажен импорт чая из Индии и Цейлона. Все это резко сократило его стоимость. В это время стали особенно популярными чайные, которые открывались в 5 часов утра и торговали чаем по низким ценам. Эти заведения быстро завоевали любовь крестьян, извозчиков, служащих и чиновников.
Центром любого чаепития был самовар. Этот предмет быта вносил праздничность и располагал к неспешной застольной беседе. Родиной первых русских самоваров стал Урал: в середине XVIII века производство началось на Суксунском заводе, а во второй половине XVIII века открылись первые самоварные фабрики в Туле. В 1820-1830 гг. заводы появились в других российских губерниях, в том числе Санкт-Петербурге.
В Москве промышленное производство самоваров стало развиваться со второй половины XVIII века. Их делали на фабриках Александра Шмакова, Петра Силина, Константина Пеца, Федора Эмме и Александра Матисена. Московские самовары изготавливали самых разных форм («банка», «рюмка», «ваза», «яйцо», «желудь», «дуля») из меди и покрывали серебром. В декорировании были популярны орнаментальные мотивы в русском или «византийском» стиле, в стилистике «неоклассики», «неорококо» и других направлениях историзма.
Об этом и многом другом можно узнать, посетив выставку «Московское чаепитие» в Большом выставочном зале Дворца царя Алексея Михайловича.
Предметы для экспозиции предоставили музеи-заповедники «Коломенское», «Царицыно» и Музей Москвы. В пространстве выставки воссозданы интерьерные композиции чаепития в дворянском доме, купеческого застолья и чаепития в трактире. В интерьерах размещены латунные тульские и медные московские самовары разнообразных форм середины XIX – начала XX века. Их дополняют чайные сервизы 1840-1880 гг., изготовленные на заводах Орлова, Сафронова, Гарднера, Попова, Сипягина, Рачкиных, Корниловых, Кузнецова; фабриках Сабанина, Пчелина и Акунина.
Материал: News-w.org / Дмитрий Курников по материалам пресс-службы
Обсудить
Читайте также:
20 июнь 2020, Суббота
Выставка «Образ средневековой женщины. Из истории русского города XI-XVII столетий»
Комментарии (0)