На региональные киноэкраны вышел режиссёрский дебют актрисы Татьяны Лютаевой «Камень, ножницы, бумага»В Москве и Санкт-Петербурге фильм выйдет на экраны 8 ноября.
«Это размышление о том, есть ли жизнь там, куда потом переходим мы, люди. Есть ли ангелы-хранители? Во что верить?»
«Тема выбора для меня актуальна с первых минут прозрения в младенчестве. Детский сад, Одесса, дружба, предательство, сопли, разбитые коленки. Папа-мама: кого ты больше любишь? Ничего не изменилось. Это кино – первая скромная попытка высказаться», – так Татьяна Лютаева представила свой фильм гостям премьеры.
Две актрисы – две судьбы. Мать и дочь одержимы актёрской профессией. Мать уже готова расстаться со сценой и мечтой о кино. Но она не желает повторения своей судьбы у дочери. Она делает молодой и талантливой актрисе главный подарок в её жизни – знакомит её с Наставником. После уроков которого не будет места отчаянию, зато будет место подлинному искусству.
В роли матери – Татьяна Лютаева. В роли дочери – Агния Дитковските. В роли Наставника – Владимир Ильин.
За лиричным синопсисом скрывается интимная актёрская и личная драма, истории из театрального и кинематографического закулисья и яркое авторское высказывание. Но вот чего в этом фильме точно нет, так это автобиографичности.
«Этот сюжет и выбор, который делает моя героиня Анастасия, никак не связана с моей личной жизнью. Поверьте, – новоявленный режиссёр сразу пресекает возможные вопросы журналистов. – Я выбор свой делаю иначе. Мне важнее быть независимой, с чувством юмора и оставаться человеком с чувством собственного достоинства, чем себя погружать в псевдолюбовь и псевдопрофессию, псевдоудачу, как это делает мой персонаж».
Идею картины Татьяна вынашивала давно. Но, как это часто бывает, у востребованной артистки не хватало времени сесть и эту идею оформить. Помог несчастный случай: Лютаева во время очередной съёмки порвала связки на ноге и ненадолго замедлила свою активную, насыщенную жизнь. Так появился первый сценарий, для короткого метра – история молодой актрисы (этот образ писался сразу под Агнию Дитковските), которая живёт довольно поверхностной жизнью, но наконец встречает истинного Учителя, человека, который помогает таланту выбраться наружу, а самой актрисе – поверить в себя.
«Я знаю, что Агния – глубокая, сильная актриса. Я хотела попробовать её раскрыть. Я хотела показать, что у неё большие возможности. И это оказалось абсолютной правдой: в следующей картине, которую я как раз закончила снимать, “Единица Монтевидео”, Агния настолько наполнена и настолько хороша, что даже её партнёр Алексей Серебряков отметил это», – объясняет свой выбор режиссёр и сценарист Татьяна Лютаева.
«Это кино полностью мамино, её идея. Есть даже сцены, которые она придумывала часов за 12 до начала съемок. Это многотысячный пазл, который она постепенно собрала. Но я знаю, что роль Кати была создана для меня. У меня был педагог, к которому я ходила заниматься, и каждый раз я возвращалась под таким впечатлением, что мама, видимо, вдохновилась этой историей. А дальше уже начала подключаться её фантазия, воспоминания...» – Агния Дитковските исполнила одну из главных ролей в фильме, но прежде стала источником вдохновения для автора картины.
В то время, когда идея окончательно оформилась, Татьяна работала на съёмочной площадке фильма «72 часа» продюсерской компании Николая Расторгуева. Актриса поделилась своей жаждой сделать собственное кино и получила единодушный отклик от всех своих друзей-кинематографистов. В том числе от продюсера Расторгуева.
«Я даже не ожидал встретить такой в хорошем смысле одержимости снять своё кино. В принципе сделать что-то своё. Татьяна даже пошутила, что готова снимать на телефон. Я посмотрел сценарий и сказал, что не надо таких жертв. Я просто предложил услуги своей компании, то есть материальную базу и всю историю, сопутствующую кинопроизводству. И всё закрутилось. Я нашел инвестора, мы начали снимать кино», – Николай Расторгуев отлично помнит детали производственного процесса, несмотря на то что с тех пор прошло минимум три года. Фильм был готов ещё до карантина, поездил по фестивалям и только в прокатную сетку не успел встать до локдауна.
«Воплощать свой сценарий среди единомышленников очень интересно. Так как я снимала поначалу короткометражку и потом на коленке дописывала её до полного метра, конечно, были ошибки, которых не могло не быть в дебюте. Но я их проанализировала, чтобы двигаться дальше, и могу их себе скостить, потому что фильм “Камень, ножницы, бумага” всё равно получился очень искренним. Это в любом случае мой почерк», – Татьяна Лютаева теперь официально к титру «актриса» может добавлять «режиссёр» и «автор сценария».
В итоге на экране разворачиваются две параллельные истории – о закате и восходе актёрства. Слово «карьера» в данном случае не очень точно отражает, к чему именно приходят героини, Анастасия и Катя, мать и дочь. Ведь актёрство для них обеих – не источник заработка, а стремление души. И по мере того, как в Анастасии внутренний огонь затухает, в Кате он только-только разгорается. На этом контрасте героини и существуют.
Анастасия – зеркало будущего Кати, которого она не желает дочери. Старорежимный театр с классическими постановками, дежурные роли, за которые «просто платят зарплату» – это честное, хоть и несколько мифологизированное отражение реального положения дел в большинстве театров нашей страны. То, что со стороны кажется высоким искусством, для актрисы, которую старательно списывают со счетов, оказывается рутиной. Неудивительно, что Анастасия с головой окунается в странную, сказочную «постановку» романа с иностранным режиссёром. Это не любовь к мужчине – это любовь к яркому существованию, к игре. Эти сцены Татьяна Лютаева снимает «как в кино»: вот так в голливудских мелодрамах показывают любовь. В роскошных ресторанах, где есть только двое, хохочущими в пышной осенней листве, в изысканных интерьерах... Хотя режиссёр признаётся, управлять процессом и одновременно играть роль было непросто.
«Я точно знаю, что я у себя сниматься больше не буду. Это был первый опыт. Я довольно быстро придумала образ матери, изначально это должен был быть просто голос в телефоне. И я рискнула сыграть эту роль сама. Сейчас я окончательно понимаю, что каждый должен делать свое дело. Я должна сидеть по ту сторону камеры, следить и помогать артистам за кадром, следить за атмосферой. Мы, например, снимали сцену разговора Анастасии с худруком театра в исполнении Сергея Алдонина. Я должна смотреть на него как актриса, а понимаю, что смотрю уже как режиссёр, как он играет. И этот взгляд, режиссёрский, он виден в кадре».
Впрочем, это не относится к сценам, в которых мать и дочь в жизни играют мать и дочь в кадре. Чуткость, взаимопонимание и знание друг друга помогло актрисам – нет, не обнажить свои реальные отношения, но очень точно сыграть эмоцию, необходимую фильму.
«Я задумала снять сцену ссоры матери с дочерью в ресторане под музыку Вивальди, снятую через витрину, чтобы не было слышно голосов, только музыка. Агния не поняла, как ссориться, какой текст ей говорить – он не был написан. У нас возник спор. Она мне говорит: “Ты мне напиши”. Я говорю: “Придумай сама”. Она в ответ: “Я не смогу, я сейчас уйду”. Я Агнии говорю: “Уходи!” – а сама командую: “Камера, мотор!” И вот так с одного дубля сняли. Наше состояние было на тот момент до такой степени точное, что я вообще не знаю, как такое можно сыграть. Знаете, как две кошки, когда они даже не касались друг друга, а ощущение всё равно будто они подрались, потому что искры летят от взглядов», – описывает одну из самых эмоционально сложных сцен Татьяна Лютаева.
«Мама видела фильм целиком, понимала, какого результата она хочет добиться и к чему прийти в итоге. Я уже не в первый раз с ней работаю на площадке и слышу отзывы серьезных артистов: она работает просто гениально. И она знает, что нужно ей как актрисе, и даёт это всем как режиссёр. Это её подход и её талант психолога. Она чувствует, что может достать из человека в кадре. Например, у нас есть персонаж, которого она увидела, когда тот работал официантом, она его пригласила. И получилась отличная сцена», – делится впечатлениям от работы с Лютаевой-режиссёром Агния Дитковските.
Сцена, о которой идёт речь, – это кастинг Кати в типичный низкопробный сериал. Внутри серьёзной драмы нашлось место откровенно сатирическим элементам. И несмотря на довольно честное отражение современной кинореальности – кастинги плохих сериалов действительно происходят именно так, – эти эпизоды вызывают гарантированную улыбку и словно разряжают атмосферу, позволяют зрителю сделать вдох и выдох перед тем, как погрузиться обратно в сложную историю о потере близкого и обретении себя.
Таким же комедийным, даже хулиганским элементом стало эпизодическое появление в фильме генерального продюсера Николая Расторгуева. Он сыграл доброго соседа Кати, дядю Колю.
«Татьяне пришла в голову идея снять маленькую смешную сцену, где героиня забирает запасной ключ от квартиры у дяди Коли, соседа. Звонит в дверь, открывает дядя Коля с чернокожим ребёнком на руках, окружённый ватагой детей мал-мала меньше, выплывает из квартиры его жена-негритянка, он передаёт ключ… И всё! Она заставила меня сыграть в этом крошечном эпизоде. Я сопротивлялся, но недолго! Натянул майку-алкоголичку – и в кадр. Получилось неожиданно и очень смешно!» – с улыбкой рассказывает Николай Вячеславович.
В целом «Камень, ножницы, бумага» легко воспринимать как кино о закулисье. Помимо кастингов и разговоров в театральной гримёрке, важнейшим элементом являются уроки актёрского мастерства, которые с ног на голову переворачивают мир главной героини Кати. Картина даже имеет посвящение Александру Всеволодовичу Кузнецову, у которого Татьяна Лютаева, как она сама говорит, училась всю жизнь. Он успел прочитать сценарий режиссёрского дебюта перед тем, как покинуть этот мир. И тогда же Татьяна приняла решение посвятить фильм ему.
«Это в принципе размышление по поводу педагогов, учителей и людей, которых можно назвать нашими ангелами-хранителями или, если при жизни, нашими проводниками».
Гениального педагога Подушева блестяще исполнил Владимир Ильин. Актёр сам давно не даёт интервью, но зато обе актрисы, режиссёр и сценарист открыто признаются ему в любви.
«Владимир Ильин – просто моя большая любовь. Я ему безумно благодарна за его чуткость, за его настоящесть в жизни, которая потом переносится и в работу. Он, наверное, один из ста человек, с которыми приятно работать. И ты не чувствуешь, что ты находишься рядом с прекрасным, великим артистом. Не чувствуешь себя робко, и тебе не страшно – наоборот, интересно. Он очень хороший партнёр. Именно партнёр», – вспоминает работу с Ильиным Агния Дитковските.
«Ильин в роли учителя, педагога... Мне кажется, я не могу никого другого даже представить. И как все великие, он скромен и самокритичен», – лаконично объясняет свой выбор Татьяна Лютаева.
Сцены с участием Ильина – полноценный киноучебник по актёрскому мастерству. За несколько уроков он вытаскивает из молодой амбициозной Кати настоящую Катарину из «Укрощения строптивой». И доводит её до сценического триумфа, который, впрочем, режиссёр с тонким вкусом представила не в виде классической постановки, а в виде театрализованного танца с элементами фламенко.
«Агния там просто великолепна. В последних кадрах её невероятный, экспрессивный танец, конечно, производит впечатление», – не скрывает восторга Николай Расторгуев.
«На самом деле плюс-минус это всё похоже на театральный институт, на методы преподавания актёрского мастерства. Только у каждого методы свои. Мне кажется, хороший педагог, безусловно, видит, каким способом из тебя достать всё то, что у тебя внутри сидит. А как он будет делать – включит дрель, заставит прыгать и читать стихи, будет заставлять представлять, что ты трава или ты земля... Это такое поле для фантазии любого педагога», – описывает киноуроки Агния Дитковските.
Кстати, образ, который Агния репетирует в фильме – та самая важная доля правды, взятая из реальной жизни и самой актрисы, и режиссёра Татьяны Лютаевой. «В каком бы интервью ни спрашивали, кого бы я хотела сыграть, – это всегда Катарина. Это из детства. Потому что это был мой любимый спектакль Мирзоева. Он приехал в Вильнюс, поставил, мама играла Катарину. Каплевич сделал костюмы, и это было для меня какое-то формирование моего вкуса театрального в дальнейшем. И маме так шёл этот образ, что у меня отложилось. Мне так это нравилось, нравился этот характер Катарины, мне кажется, где-то он порой созвучен с моим», – делится Агния.
«Камень, ножницы, бумага» – кино, полное изысканных образов. Здесь даже реальность существования героинь всегда балансирует на грани с кинематографичностью, театральностью. Не говоря уже про сны Анастасии или загадочные встречи Кати с Подушевым. Камера Андрея Каторженко помогает создать этот хрупкий балансирующий мир, словно проникая не только в жизненные события персонажей, но в их сокровенные мысли. Кстати, с оператором Татьяну Лютаеву познакомила художник-постановщик Катерина Залетаева. Она знала о желании режиссёра сделать такую картину задолго до съёмок и искрила идеями. К сожалению, «Камень, ножницы, бумага» стали последней работой талантливой и дерзкой, как её описывает Татьяна, художницы.
«Первая попытка научила меня многому. Что для меня важно? Сценарий, сценарий и ещё раз сценарий. Подобрать свою команду. Личное отношение к теме. Задавать вопросы с помощью киноязыка. Самоирония и поиск смысла, – описывает Татьяна Лютаева ощущения от своего дебюта. – Мне не близка мистика, я больше за философское, психологическое кино, заставляющее мыслить». И судя по реакции кинофестивалей и её коллег из кино, этот фильм вышел именно таким.
КАМЕНЬ, НОЖНИЦЫ, БУМАГА
Дистрибьютор: Наше Кино
Жанр: Драма
Хронометраж: 88 минут
Производство: ООО «Продюсерская компания Николая Расторугева», 2019
Режиссёр: Татьяна Лютаева
Авторы сценария: Т. Лютаева, Г. Копелиович
Продюсеры: Н. Расторгуев. И. Николенко, С. Полякова
Оператор-постановщик: А. Каторженко
Художник-постановщик: Е. Залетаева, Д. Буковский
В ролях: Владимир Ильин, Агния Дитковските, Татьяна Лютаева
СИНОПСИС
Две актрисы – две судьбы. Мать и дочь одержимы актёрской профессией. Мать уже готова расстаться со сценой и мечтой о кино, но не желает повторения своей судьбы у дочери. Она делает молодой и талантливой актрисе главный подарок в её жизни – знакомит её с Наставником, после уроков которого не будет места отчаянию, зато будет место подлинному искусству.
Режиссёрский дебют Татьяны Лютаевой.
Фильм – участник кинорынка в рамках 76-го Венецианского международного кинофестиваля. Обладатель специального приза жюри Международного кинофестиваля «От всей души» и специального приза им. М. Тенишевой Всероссийского кинофестиваля «Золотой феникс».
Материал: News-w.org / Елена Романенко по материалам пресс-службы
Фото: пресс-служба
«Это размышление о том, есть ли жизнь там, куда потом переходим мы, люди. Есть ли ангелы-хранители? Во что верить?»
«Тема выбора для меня актуальна с первых минут прозрения в младенчестве. Детский сад, Одесса, дружба, предательство, сопли, разбитые коленки. Папа-мама: кого ты больше любишь? Ничего не изменилось. Это кино – первая скромная попытка высказаться», – так Татьяна Лютаева представила свой фильм гостям премьеры.
Две актрисы – две судьбы. Мать и дочь одержимы актёрской профессией. Мать уже готова расстаться со сценой и мечтой о кино. Но она не желает повторения своей судьбы у дочери. Она делает молодой и талантливой актрисе главный подарок в её жизни – знакомит её с Наставником. После уроков которого не будет места отчаянию, зато будет место подлинному искусству.
В роли матери – Татьяна Лютаева. В роли дочери – Агния Дитковските. В роли Наставника – Владимир Ильин.
За лиричным синопсисом скрывается интимная актёрская и личная драма, истории из театрального и кинематографического закулисья и яркое авторское высказывание. Но вот чего в этом фильме точно нет, так это автобиографичности.
«Этот сюжет и выбор, который делает моя героиня Анастасия, никак не связана с моей личной жизнью. Поверьте, – новоявленный режиссёр сразу пресекает возможные вопросы журналистов. – Я выбор свой делаю иначе. Мне важнее быть независимой, с чувством юмора и оставаться человеком с чувством собственного достоинства, чем себя погружать в псевдолюбовь и псевдопрофессию, псевдоудачу, как это делает мой персонаж».
Идею картины Татьяна вынашивала давно. Но, как это часто бывает, у востребованной артистки не хватало времени сесть и эту идею оформить. Помог несчастный случай: Лютаева во время очередной съёмки порвала связки на ноге и ненадолго замедлила свою активную, насыщенную жизнь. Так появился первый сценарий, для короткого метра – история молодой актрисы (этот образ писался сразу под Агнию Дитковските), которая живёт довольно поверхностной жизнью, но наконец встречает истинного Учителя, человека, который помогает таланту выбраться наружу, а самой актрисе – поверить в себя.
«Я знаю, что Агния – глубокая, сильная актриса. Я хотела попробовать её раскрыть. Я хотела показать, что у неё большие возможности. И это оказалось абсолютной правдой: в следующей картине, которую я как раз закончила снимать, “Единица Монтевидео”, Агния настолько наполнена и настолько хороша, что даже её партнёр Алексей Серебряков отметил это», – объясняет свой выбор режиссёр и сценарист Татьяна Лютаева.
«Это кино полностью мамино, её идея. Есть даже сцены, которые она придумывала часов за 12 до начала съемок. Это многотысячный пазл, который она постепенно собрала. Но я знаю, что роль Кати была создана для меня. У меня был педагог, к которому я ходила заниматься, и каждый раз я возвращалась под таким впечатлением, что мама, видимо, вдохновилась этой историей. А дальше уже начала подключаться её фантазия, воспоминания...» – Агния Дитковските исполнила одну из главных ролей в фильме, но прежде стала источником вдохновения для автора картины.
В то время, когда идея окончательно оформилась, Татьяна работала на съёмочной площадке фильма «72 часа» продюсерской компании Николая Расторгуева. Актриса поделилась своей жаждой сделать собственное кино и получила единодушный отклик от всех своих друзей-кинематографистов. В том числе от продюсера Расторгуева.
«Я даже не ожидал встретить такой в хорошем смысле одержимости снять своё кино. В принципе сделать что-то своё. Татьяна даже пошутила, что готова снимать на телефон. Я посмотрел сценарий и сказал, что не надо таких жертв. Я просто предложил услуги своей компании, то есть материальную базу и всю историю, сопутствующую кинопроизводству. И всё закрутилось. Я нашел инвестора, мы начали снимать кино», – Николай Расторгуев отлично помнит детали производственного процесса, несмотря на то что с тех пор прошло минимум три года. Фильм был готов ещё до карантина, поездил по фестивалям и только в прокатную сетку не успел встать до локдауна.
«Воплощать свой сценарий среди единомышленников очень интересно. Так как я снимала поначалу короткометражку и потом на коленке дописывала её до полного метра, конечно, были ошибки, которых не могло не быть в дебюте. Но я их проанализировала, чтобы двигаться дальше, и могу их себе скостить, потому что фильм “Камень, ножницы, бумага” всё равно получился очень искренним. Это в любом случае мой почерк», – Татьяна Лютаева теперь официально к титру «актриса» может добавлять «режиссёр» и «автор сценария».
В итоге на экране разворачиваются две параллельные истории – о закате и восходе актёрства. Слово «карьера» в данном случае не очень точно отражает, к чему именно приходят героини, Анастасия и Катя, мать и дочь. Ведь актёрство для них обеих – не источник заработка, а стремление души. И по мере того, как в Анастасии внутренний огонь затухает, в Кате он только-только разгорается. На этом контрасте героини и существуют.
Анастасия – зеркало будущего Кати, которого она не желает дочери. Старорежимный театр с классическими постановками, дежурные роли, за которые «просто платят зарплату» – это честное, хоть и несколько мифологизированное отражение реального положения дел в большинстве театров нашей страны. То, что со стороны кажется высоким искусством, для актрисы, которую старательно списывают со счетов, оказывается рутиной. Неудивительно, что Анастасия с головой окунается в странную, сказочную «постановку» романа с иностранным режиссёром. Это не любовь к мужчине – это любовь к яркому существованию, к игре. Эти сцены Татьяна Лютаева снимает «как в кино»: вот так в голливудских мелодрамах показывают любовь. В роскошных ресторанах, где есть только двое, хохочущими в пышной осенней листве, в изысканных интерьерах... Хотя режиссёр признаётся, управлять процессом и одновременно играть роль было непросто.
«Я точно знаю, что я у себя сниматься больше не буду. Это был первый опыт. Я довольно быстро придумала образ матери, изначально это должен был быть просто голос в телефоне. И я рискнула сыграть эту роль сама. Сейчас я окончательно понимаю, что каждый должен делать свое дело. Я должна сидеть по ту сторону камеры, следить и помогать артистам за кадром, следить за атмосферой. Мы, например, снимали сцену разговора Анастасии с худруком театра в исполнении Сергея Алдонина. Я должна смотреть на него как актриса, а понимаю, что смотрю уже как режиссёр, как он играет. И этот взгляд, режиссёрский, он виден в кадре».
Впрочем, это не относится к сценам, в которых мать и дочь в жизни играют мать и дочь в кадре. Чуткость, взаимопонимание и знание друг друга помогло актрисам – нет, не обнажить свои реальные отношения, но очень точно сыграть эмоцию, необходимую фильму.
«Я задумала снять сцену ссоры матери с дочерью в ресторане под музыку Вивальди, снятую через витрину, чтобы не было слышно голосов, только музыка. Агния не поняла, как ссориться, какой текст ей говорить – он не был написан. У нас возник спор. Она мне говорит: “Ты мне напиши”. Я говорю: “Придумай сама”. Она в ответ: “Я не смогу, я сейчас уйду”. Я Агнии говорю: “Уходи!” – а сама командую: “Камера, мотор!” И вот так с одного дубля сняли. Наше состояние было на тот момент до такой степени точное, что я вообще не знаю, как такое можно сыграть. Знаете, как две кошки, когда они даже не касались друг друга, а ощущение всё равно будто они подрались, потому что искры летят от взглядов», – описывает одну из самых эмоционально сложных сцен Татьяна Лютаева.
«Мама видела фильм целиком, понимала, какого результата она хочет добиться и к чему прийти в итоге. Я уже не в первый раз с ней работаю на площадке и слышу отзывы серьезных артистов: она работает просто гениально. И она знает, что нужно ей как актрисе, и даёт это всем как режиссёр. Это её подход и её талант психолога. Она чувствует, что может достать из человека в кадре. Например, у нас есть персонаж, которого она увидела, когда тот работал официантом, она его пригласила. И получилась отличная сцена», – делится впечатлениям от работы с Лютаевой-режиссёром Агния Дитковските.
Сцена, о которой идёт речь, – это кастинг Кати в типичный низкопробный сериал. Внутри серьёзной драмы нашлось место откровенно сатирическим элементам. И несмотря на довольно честное отражение современной кинореальности – кастинги плохих сериалов действительно происходят именно так, – эти эпизоды вызывают гарантированную улыбку и словно разряжают атмосферу, позволяют зрителю сделать вдох и выдох перед тем, как погрузиться обратно в сложную историю о потере близкого и обретении себя.
Таким же комедийным, даже хулиганским элементом стало эпизодическое появление в фильме генерального продюсера Николая Расторгуева. Он сыграл доброго соседа Кати, дядю Колю.
«Татьяне пришла в голову идея снять маленькую смешную сцену, где героиня забирает запасной ключ от квартиры у дяди Коли, соседа. Звонит в дверь, открывает дядя Коля с чернокожим ребёнком на руках, окружённый ватагой детей мал-мала меньше, выплывает из квартиры его жена-негритянка, он передаёт ключ… И всё! Она заставила меня сыграть в этом крошечном эпизоде. Я сопротивлялся, но недолго! Натянул майку-алкоголичку – и в кадр. Получилось неожиданно и очень смешно!» – с улыбкой рассказывает Николай Вячеславович.
В целом «Камень, ножницы, бумага» легко воспринимать как кино о закулисье. Помимо кастингов и разговоров в театральной гримёрке, важнейшим элементом являются уроки актёрского мастерства, которые с ног на голову переворачивают мир главной героини Кати. Картина даже имеет посвящение Александру Всеволодовичу Кузнецову, у которого Татьяна Лютаева, как она сама говорит, училась всю жизнь. Он успел прочитать сценарий режиссёрского дебюта перед тем, как покинуть этот мир. И тогда же Татьяна приняла решение посвятить фильм ему.
«Это в принципе размышление по поводу педагогов, учителей и людей, которых можно назвать нашими ангелами-хранителями или, если при жизни, нашими проводниками».
Гениального педагога Подушева блестяще исполнил Владимир Ильин. Актёр сам давно не даёт интервью, но зато обе актрисы, режиссёр и сценарист открыто признаются ему в любви.
«Владимир Ильин – просто моя большая любовь. Я ему безумно благодарна за его чуткость, за его настоящесть в жизни, которая потом переносится и в работу. Он, наверное, один из ста человек, с которыми приятно работать. И ты не чувствуешь, что ты находишься рядом с прекрасным, великим артистом. Не чувствуешь себя робко, и тебе не страшно – наоборот, интересно. Он очень хороший партнёр. Именно партнёр», – вспоминает работу с Ильиным Агния Дитковските.
«Ильин в роли учителя, педагога... Мне кажется, я не могу никого другого даже представить. И как все великие, он скромен и самокритичен», – лаконично объясняет свой выбор Татьяна Лютаева.
Сцены с участием Ильина – полноценный киноучебник по актёрскому мастерству. За несколько уроков он вытаскивает из молодой амбициозной Кати настоящую Катарину из «Укрощения строптивой». И доводит её до сценического триумфа, который, впрочем, режиссёр с тонким вкусом представила не в виде классической постановки, а в виде театрализованного танца с элементами фламенко.
«Агния там просто великолепна. В последних кадрах её невероятный, экспрессивный танец, конечно, производит впечатление», – не скрывает восторга Николай Расторгуев.
«На самом деле плюс-минус это всё похоже на театральный институт, на методы преподавания актёрского мастерства. Только у каждого методы свои. Мне кажется, хороший педагог, безусловно, видит, каким способом из тебя достать всё то, что у тебя внутри сидит. А как он будет делать – включит дрель, заставит прыгать и читать стихи, будет заставлять представлять, что ты трава или ты земля... Это такое поле для фантазии любого педагога», – описывает киноуроки Агния Дитковските.
Кстати, образ, который Агния репетирует в фильме – та самая важная доля правды, взятая из реальной жизни и самой актрисы, и режиссёра Татьяны Лютаевой. «В каком бы интервью ни спрашивали, кого бы я хотела сыграть, – это всегда Катарина. Это из детства. Потому что это был мой любимый спектакль Мирзоева. Он приехал в Вильнюс, поставил, мама играла Катарину. Каплевич сделал костюмы, и это было для меня какое-то формирование моего вкуса театрального в дальнейшем. И маме так шёл этот образ, что у меня отложилось. Мне так это нравилось, нравился этот характер Катарины, мне кажется, где-то он порой созвучен с моим», – делится Агния.
«Камень, ножницы, бумага» – кино, полное изысканных образов. Здесь даже реальность существования героинь всегда балансирует на грани с кинематографичностью, театральностью. Не говоря уже про сны Анастасии или загадочные встречи Кати с Подушевым. Камера Андрея Каторженко помогает создать этот хрупкий балансирующий мир, словно проникая не только в жизненные события персонажей, но в их сокровенные мысли. Кстати, с оператором Татьяну Лютаеву познакомила художник-постановщик Катерина Залетаева. Она знала о желании режиссёра сделать такую картину задолго до съёмок и искрила идеями. К сожалению, «Камень, ножницы, бумага» стали последней работой талантливой и дерзкой, как её описывает Татьяна, художницы.
«Первая попытка научила меня многому. Что для меня важно? Сценарий, сценарий и ещё раз сценарий. Подобрать свою команду. Личное отношение к теме. Задавать вопросы с помощью киноязыка. Самоирония и поиск смысла, – описывает Татьяна Лютаева ощущения от своего дебюта. – Мне не близка мистика, я больше за философское, психологическое кино, заставляющее мыслить». И судя по реакции кинофестивалей и её коллег из кино, этот фильм вышел именно таким.
КАМЕНЬ, НОЖНИЦЫ, БУМАГА
Дистрибьютор: Наше Кино
Жанр: Драма
Хронометраж: 88 минут
Производство: ООО «Продюсерская компания Николая Расторугева», 2019
Режиссёр: Татьяна Лютаева
Авторы сценария: Т. Лютаева, Г. Копелиович
Продюсеры: Н. Расторгуев. И. Николенко, С. Полякова
Оператор-постановщик: А. Каторженко
Художник-постановщик: Е. Залетаева, Д. Буковский
В ролях: Владимир Ильин, Агния Дитковските, Татьяна Лютаева
СИНОПСИС
Две актрисы – две судьбы. Мать и дочь одержимы актёрской профессией. Мать уже готова расстаться со сценой и мечтой о кино, но не желает повторения своей судьбы у дочери. Она делает молодой и талантливой актрисе главный подарок в её жизни – знакомит её с Наставником, после уроков которого не будет места отчаянию, зато будет место подлинному искусству.
Режиссёрский дебют Татьяны Лютаевой.
Фильм – участник кинорынка в рамках 76-го Венецианского международного кинофестиваля. Обладатель специального приза жюри Международного кинофестиваля «От всей души» и специального приза им. М. Тенишевой Всероссийского кинофестиваля «Золотой феникс».
Материал: News-w.org / Елена Романенко по материалам пресс-службы
Фото: пресс-служба
Обсудить
Читайте также:
19 октябрь 2021, Вторник
Известная актриса Татьяна Лютаева представила свой полнометражный режиссёрский дебют «Камень, ножницы, бумага»
15 сентябрь 2021, Среда
Борис Галкин исполнит главную роль в дебютном фильме Александра Зачиняева «У самого Белого моря»
Комментарии (0)