Главное событие января в Новой Опере – Крещенский фестиваль. Он продлится с 19 по 29 января и будет включать семь музыкальных вечеров. В афише – первое российское исполнение оперы «Доктор Атом» Дж. Адамса, все оперы С.В. Рахманинова (к 150-летию композитора), симфонические и камерные концерты с эксклюзивными программами, а также одноактные балеты.Впервые в Новой Опере масштабную симфоническую программу представит дирижер Филипп Чижевский – признанный мастер ярких, неожиданных интерпретаций. Также на сцену выйдут приглашенные маэстро КристианКнапп, Антон Торбеев, Фёдор Безносиков и дирижеры Новой Оперы Андрей Лебедев, Евгений Самойлов, Дмитрий Волосников, Александр Самоилэ.
Традиционный ежегодный зимний фестиваль был задуман в 2005 году в память об основателе театра Евгении Владимировиче Колобове (1946–2003) и всегда открывается в день его рождения 19 января. Практически двадцатилетняя история Крещенского фестиваля включает важнейшие события: открытие новых имен, сочинений, никогда не звучавших в России. Эту же линию продолжает и фестиваль 2023 года.
Крещенский фестиваль – 2023 открывается знаковым событием: первым российским исполнением оперы «Доктор Атом» современного американского композитора Джона Адамса (род. 1947). Опера прозвучит 19 января.
Главный герой произведения – физик-теоретик Роберт Оппенгеймер, научный руководитель Манхэттенского проекта, в рамках которого во время Второй мировой войны разрабатывались первые образцы ядерного оружия. Действие происходит на полигонев штате Нью-Мексико накануне первого испытания 16 июля 1945 года. В Новой Опере сочинение прозвучит в концертном исполнении. Музыкальный руководитель и дирижер – Андрей Лебедев, лауреат премии «Золотая Маска», один из ведущих дирижеров, в репертуаре которого большинство спектаклей театра. Главную партию репетирует Дмитрий Зуев (баритон) – солист Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, приглашенный солист Мариинского театра. Сочинения Дж. Адамса включены и в другие программы фестиваля: 21 января (концерт «На конец времени») и 29 января (концерт «Адамс, Брамс, Брукнер»).
Следующая важная серия событий фестиваля посвящена 150-летию со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова (1873–1943). К этой дате приурочено концертное исполнение всех опер композитора. Четыре произведения прозвучат в два вечера: 22 и 27 января. 22 января – «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини». Эти сочинения созданы композитором одно за другим, а на премьере в Большом театре в 1906 году они тоже исполнялись в один вечер. Более того, работа над «Скупым рыцарем» по одной из «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина повлияла на композицию «Франчески», сюжет которой взят из «Божественной комедии» Данте: первоначальный замысел большой четырехактной оперы он сжал до двух картин с прологом и эпилогом. Оба произведения стали новинками с точки зрения оперной драматургии. Они отличаются краткостью, сжатостью формы, здесь нет постепенно развивающегося действия, а все внимание сконцентрировано на главных героях. «Скупой рыцарь» прозвучит под управлением дирижера Новой Оперы, заслуженного артиста РФ Евгения Самойлова, а «Франческу да Римини» представит дирижер Приморской сцены Мариинского театра Антон Торбеев. 27 января – «Монна Ванна» и «Алеко»: последний и первый опусы Рахманинова в этом жанре, самая неизвестная и самая популярная оперы композитора. «Монна Ванна» – неоконченное сочинение по одноименной пьесе М. Метерлинка. Исследователи предполагают, что замысел оперы относится к 1906 году, но композитор написал только первый акт и не оркестровал его. Уже после смерти Рахманинова оркестровку сделал дирижер Игорь Букетов, в 1984 году в Нью-Йорке состоялась мировая премьера, а в 2009 году в Москве – российская. «Алеко» же, напротив, – быстро созданный шедевр. Композитор написал его за 17 дней как дипломную работу к окончанию Московской консерватории в 1892 году. Автором либретто стал Вл.И. Немирович-Данченко, который взял за основу поэму А.С. Пушкина «Цыганы» и ориентировался на веристский тип одноактной оперы с острой, напряженной интригой. Центр сочинения – драматические эпизоды (Сцена у люльки и Каватина Алеко), при этом они окружены изумительными по красоте хорами. В Новой Опере сочинения исполнят дирижеры театра: «Монну Ванну» – лауреат премии «Золотая Маска» Дмитрий Волосников, «Алеко» – народный артист Республики Молдова Александр Самоилэ.
Особая страница Крещенского фестиваля – вечер балетов. Впервые в афишу проекта танец включен полномасштабно, что отражает актуальные творческие изменения, произошедшие в Новой Опере, в состав которой вошел Балет Москва. Балетные спектакли в дальнейшем станут важной частью программы Крещенского фестиваля. В 2023 году танцевальный жанр представлен спектаклем Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А.С. Пушкина «Терезин. Квартет». Вечер включает в себя четыре одноактных балета в постановке известных российских хореографов на музыку композиторов, бывших узниками нацистских концлагерей. В Новой Опере спектакль пройдет 28 января. Он будет приурочен к Международному дню памяти жертв Холокоста. Мировая премьера состоялась двумя месяцами ранее: в конце ноября 2022 года в Нижнем Новгороде.
В основе спектакля – сочинения чешских композиторов, которые оказались в концентрационных лагерях: Эрвина Шульгофа, ГидеонаКляйна, Павла Хааса, Ганса Красы. Музыка прозвучит в исполнении струнного квартета солистов оркестра LaVoceStrumentale. Хореографы-постановщики спектакля: Татьяна Баганова – художественный руководитель Екатеринбургского театра современной хореографии «Провинциальные танцы», многократный номинант и лауреат премии «Золотая Маска»; Алессандро Каггеджи – лауреат премий Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов в Москве и VII Международного конкурса Юрия Григоровича «Молодой балет мира»; Максим Петров – лауреат премии «Золотая Маска»; Александр Сергеев – лауреат высшей театральной премии Санкт-Петербург «Золотой софит», первый солист и хореограф Мариинского театра.
21, 26 и 29 января в рамках Крещенского фестиваля состоятся концерты камерной, вокально-хоровой и симфонической музыки. Камерная музыка прозвучит в новом формате «Перевернутого концерта», который стартовал на прошлом фестивале и продолжит свое развитие в этом сезоне. И музыканты, и зрители располагаются на сцене, что создает совершенно уникальное ощущение звука. Слушатель находится внутри звуковой волны и в то же время окружен пустым резонирующим пространством зрительного зала.
Программа в уникальном формате будет исполнена 21 января. Концерт озаглавлен «На конец времени» по названию квартета Оливье Мессиана – это сочинение откроет вечер. «Квартет на конец времени» был создан в невероятных условиях: во время Второй мировой войны композитор находился в плену в лагере Шталаг VIII-A (город Гёрлиц в Германии, сейчас – территория Польши). С ним были и другие музыканты – кларнетист, скрипач и виолончелист. Именно для этих инструментов, а также для фортепиано, на котором играл сам композитор, был сочинен квартет. Он прозвучал в лагере перед заключенными 15 января 1941 года. Это удивительный памятник и музыки, и истории XX века. Также в программе концерта: Симфония №7 А. Брукнера (переложение для камерного оркестра Х. Эйслера, Э. Штайна, К. Ранкла), оркестровое сочинение StilleundUmkehr («Тишина и возвращение») Б.А. Циммермана, Струнный квартет №2 Дж. Адамса. Дирижер – Фёдор Безносиков, молодой музыкант, преподаватель по классу скрипки в Московской консерватории, ассистент дирижера в Музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.
Фаустианская тема прослеживается и в других программах. Образ Фауста – метафора великих достижений и темной стороны жизни. Эту идею развивает концерт 26 января. В Новой Опере прозвучат два произведения – кантата «История доктора Иоганна Фауста» для контратенора, контральто, тенора, баса, смешанного хора и оркестра А.Г. Шнитке и «Песенки Маргариты» для сопрано и оркестра А.Л. Локшина. В Новой Опере партию контратенора исполнит Андрей Немзер, обладатель редчайшего тембра, лауреат конкурса оперных певцов в Метрополитен-опере и конкурса OperaliaПласидо Доминго. В других партиях – солисты Новой Оперы: заслуженная артистка РФ Маргарита Некрасова (контральто), Дмитрий Пьянов (тенор), Алексей Антонов (бас).
«Песенки Маргариты» (1973) написаны Александром Локшиным по трагедии Гёте в переводе Бориса Пастернака. Программу из произведений Шнитке и Локшина готовит дирижер Кристиан Кнапп. Заключительный концерт фестиваля состоится 29 января. В программе: оркестровая фанфара Дж. Адамса – TrombaLontana для двух труб и оркестра, Концерт №1 для фортепиано с оркестром ре минор И. Брамса, Симфония №3 ре минор А. Брукнера. Сольную партию в Первом фортепианном концерте Брамса исполнит Алексей Мельников.
Впервые на сцене Новой Оперы большую симфоническую программу презентует Филипп Чижевский – успешный дирижер, двукратный обладатель театральной премии «Золотая Маска» в номинации «Опера / работа дирижера», основатель ансамбля QuestaMusica, с которым осуществил множество крупных проектов, провел огромное количество премьер и концертов в России и за рубежом.
ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ. ВПЕРВЫЕ В РОССИИ: 19 января 19:00
Дж. Адамс «Доктор Атом» Опера в концертном исполнении
Музыкальный руководитель и дирижер Фёдор Леднёв.
21 января 20:00 «На конец времени» Перевернутый концерт
Дирижер Фёдор Безносиков, ведущий Ярослав Тимофеев.
22 января 19:00 С.В. Рахманинов «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини» Оперы в концертном исполнении. К 150-летию со дня рождения композитора. Музыкальные руководители и дирижеры: Евгений Самойлов, Антон Торбеев.
26 января 19:00 А.Г. Шнитке «История доктора Иоганна Фауста», кантата А.Л. Локшин «Песенки Маргариты» Дирижер Кристиан Кнапп.
27 января 19:00 С.В. Рахманинов «Монна Ванна», «Алеко»
Оперы в концертном исполнении. К 150-летию со дня рождения композитора. Музыкальные руководители и дирижеры: Дмитрий Волосников, Александр Самоилэ.
28 января 20:00 «Терезин. Квартет». Четыре одноактных балета.
Спектакль Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А.С. Пушкина
29 января 18:00 «Адамс, Брамс, Брукнер» Концерт симфонической музыки. Дирижер Филипп Чижевский.
Материал: News-w.org / Светлана Юрьева
Традиционный ежегодный зимний фестиваль был задуман в 2005 году в память об основателе театра Евгении Владимировиче Колобове (1946–2003) и всегда открывается в день его рождения 19 января. Практически двадцатилетняя история Крещенского фестиваля включает важнейшие события: открытие новых имен, сочинений, никогда не звучавших в России. Эту же линию продолжает и фестиваль 2023 года.
Крещенский фестиваль – 2023 открывается знаковым событием: первым российским исполнением оперы «Доктор Атом» современного американского композитора Джона Адамса (род. 1947). Опера прозвучит 19 января.
Главный герой произведения – физик-теоретик Роберт Оппенгеймер, научный руководитель Манхэттенского проекта, в рамках которого во время Второй мировой войны разрабатывались первые образцы ядерного оружия. Действие происходит на полигонев штате Нью-Мексико накануне первого испытания 16 июля 1945 года. В Новой Опере сочинение прозвучит в концертном исполнении. Музыкальный руководитель и дирижер – Андрей Лебедев, лауреат премии «Золотая Маска», один из ведущих дирижеров, в репертуаре которого большинство спектаклей театра. Главную партию репетирует Дмитрий Зуев (баритон) – солист Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, приглашенный солист Мариинского театра. Сочинения Дж. Адамса включены и в другие программы фестиваля: 21 января (концерт «На конец времени») и 29 января (концерт «Адамс, Брамс, Брукнер»).
Следующая важная серия событий фестиваля посвящена 150-летию со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова (1873–1943). К этой дате приурочено концертное исполнение всех опер композитора. Четыре произведения прозвучат в два вечера: 22 и 27 января. 22 января – «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини». Эти сочинения созданы композитором одно за другим, а на премьере в Большом театре в 1906 году они тоже исполнялись в один вечер. Более того, работа над «Скупым рыцарем» по одной из «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина повлияла на композицию «Франчески», сюжет которой взят из «Божественной комедии» Данте: первоначальный замысел большой четырехактной оперы он сжал до двух картин с прологом и эпилогом. Оба произведения стали новинками с точки зрения оперной драматургии. Они отличаются краткостью, сжатостью формы, здесь нет постепенно развивающегося действия, а все внимание сконцентрировано на главных героях. «Скупой рыцарь» прозвучит под управлением дирижера Новой Оперы, заслуженного артиста РФ Евгения Самойлова, а «Франческу да Римини» представит дирижер Приморской сцены Мариинского театра Антон Торбеев. 27 января – «Монна Ванна» и «Алеко»: последний и первый опусы Рахманинова в этом жанре, самая неизвестная и самая популярная оперы композитора. «Монна Ванна» – неоконченное сочинение по одноименной пьесе М. Метерлинка. Исследователи предполагают, что замысел оперы относится к 1906 году, но композитор написал только первый акт и не оркестровал его. Уже после смерти Рахманинова оркестровку сделал дирижер Игорь Букетов, в 1984 году в Нью-Йорке состоялась мировая премьера, а в 2009 году в Москве – российская. «Алеко» же, напротив, – быстро созданный шедевр. Композитор написал его за 17 дней как дипломную работу к окончанию Московской консерватории в 1892 году. Автором либретто стал Вл.И. Немирович-Данченко, который взял за основу поэму А.С. Пушкина «Цыганы» и ориентировался на веристский тип одноактной оперы с острой, напряженной интригой. Центр сочинения – драматические эпизоды (Сцена у люльки и Каватина Алеко), при этом они окружены изумительными по красоте хорами. В Новой Опере сочинения исполнят дирижеры театра: «Монну Ванну» – лауреат премии «Золотая Маска» Дмитрий Волосников, «Алеко» – народный артист Республики Молдова Александр Самоилэ.
Особая страница Крещенского фестиваля – вечер балетов. Впервые в афишу проекта танец включен полномасштабно, что отражает актуальные творческие изменения, произошедшие в Новой Опере, в состав которой вошел Балет Москва. Балетные спектакли в дальнейшем станут важной частью программы Крещенского фестиваля. В 2023 году танцевальный жанр представлен спектаклем Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А.С. Пушкина «Терезин. Квартет». Вечер включает в себя четыре одноактных балета в постановке известных российских хореографов на музыку композиторов, бывших узниками нацистских концлагерей. В Новой Опере спектакль пройдет 28 января. Он будет приурочен к Международному дню памяти жертв Холокоста. Мировая премьера состоялась двумя месяцами ранее: в конце ноября 2022 года в Нижнем Новгороде.
В основе спектакля – сочинения чешских композиторов, которые оказались в концентрационных лагерях: Эрвина Шульгофа, ГидеонаКляйна, Павла Хааса, Ганса Красы. Музыка прозвучит в исполнении струнного квартета солистов оркестра LaVoceStrumentale. Хореографы-постановщики спектакля: Татьяна Баганова – художественный руководитель Екатеринбургского театра современной хореографии «Провинциальные танцы», многократный номинант и лауреат премии «Золотая Маска»; Алессандро Каггеджи – лауреат премий Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов в Москве и VII Международного конкурса Юрия Григоровича «Молодой балет мира»; Максим Петров – лауреат премии «Золотая Маска»; Александр Сергеев – лауреат высшей театральной премии Санкт-Петербург «Золотой софит», первый солист и хореограф Мариинского театра.
21, 26 и 29 января в рамках Крещенского фестиваля состоятся концерты камерной, вокально-хоровой и симфонической музыки. Камерная музыка прозвучит в новом формате «Перевернутого концерта», который стартовал на прошлом фестивале и продолжит свое развитие в этом сезоне. И музыканты, и зрители располагаются на сцене, что создает совершенно уникальное ощущение звука. Слушатель находится внутри звуковой волны и в то же время окружен пустым резонирующим пространством зрительного зала.
Программа в уникальном формате будет исполнена 21 января. Концерт озаглавлен «На конец времени» по названию квартета Оливье Мессиана – это сочинение откроет вечер. «Квартет на конец времени» был создан в невероятных условиях: во время Второй мировой войны композитор находился в плену в лагере Шталаг VIII-A (город Гёрлиц в Германии, сейчас – территория Польши). С ним были и другие музыканты – кларнетист, скрипач и виолончелист. Именно для этих инструментов, а также для фортепиано, на котором играл сам композитор, был сочинен квартет. Он прозвучал в лагере перед заключенными 15 января 1941 года. Это удивительный памятник и музыки, и истории XX века. Также в программе концерта: Симфония №7 А. Брукнера (переложение для камерного оркестра Х. Эйслера, Э. Штайна, К. Ранкла), оркестровое сочинение StilleundUmkehr («Тишина и возвращение») Б.А. Циммермана, Струнный квартет №2 Дж. Адамса. Дирижер – Фёдор Безносиков, молодой музыкант, преподаватель по классу скрипки в Московской консерватории, ассистент дирижера в Музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.
Фаустианская тема прослеживается и в других программах. Образ Фауста – метафора великих достижений и темной стороны жизни. Эту идею развивает концерт 26 января. В Новой Опере прозвучат два произведения – кантата «История доктора Иоганна Фауста» для контратенора, контральто, тенора, баса, смешанного хора и оркестра А.Г. Шнитке и «Песенки Маргариты» для сопрано и оркестра А.Л. Локшина. В Новой Опере партию контратенора исполнит Андрей Немзер, обладатель редчайшего тембра, лауреат конкурса оперных певцов в Метрополитен-опере и конкурса OperaliaПласидо Доминго. В других партиях – солисты Новой Оперы: заслуженная артистка РФ Маргарита Некрасова (контральто), Дмитрий Пьянов (тенор), Алексей Антонов (бас).
«Песенки Маргариты» (1973) написаны Александром Локшиным по трагедии Гёте в переводе Бориса Пастернака. Программу из произведений Шнитке и Локшина готовит дирижер Кристиан Кнапп. Заключительный концерт фестиваля состоится 29 января. В программе: оркестровая фанфара Дж. Адамса – TrombaLontana для двух труб и оркестра, Концерт №1 для фортепиано с оркестром ре минор И. Брамса, Симфония №3 ре минор А. Брукнера. Сольную партию в Первом фортепианном концерте Брамса исполнит Алексей Мельников.
Впервые на сцене Новой Оперы большую симфоническую программу презентует Филипп Чижевский – успешный дирижер, двукратный обладатель театральной премии «Золотая Маска» в номинации «Опера / работа дирижера», основатель ансамбля QuestaMusica, с которым осуществил множество крупных проектов, провел огромное количество премьер и концертов в России и за рубежом.
ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ. ВПЕРВЫЕ В РОССИИ: 19 января 19:00
Дж. Адамс «Доктор Атом» Опера в концертном исполнении
Музыкальный руководитель и дирижер Фёдор Леднёв.
21 января 20:00 «На конец времени» Перевернутый концерт
Дирижер Фёдор Безносиков, ведущий Ярослав Тимофеев.
22 января 19:00 С.В. Рахманинов «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини» Оперы в концертном исполнении. К 150-летию со дня рождения композитора. Музыкальные руководители и дирижеры: Евгений Самойлов, Антон Торбеев.
26 января 19:00 А.Г. Шнитке «История доктора Иоганна Фауста», кантата А.Л. Локшин «Песенки Маргариты» Дирижер Кристиан Кнапп.
27 января 19:00 С.В. Рахманинов «Монна Ванна», «Алеко»
Оперы в концертном исполнении. К 150-летию со дня рождения композитора. Музыкальные руководители и дирижеры: Дмитрий Волосников, Александр Самоилэ.
28 января 20:00 «Терезин. Квартет». Четыре одноактных балета.
Спектакль Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А.С. Пушкина
29 января 18:00 «Адамс, Брамс, Брукнер» Концерт симфонической музыки. Дирижер Филипп Чижевский.
Материал: News-w.org / Светлана Юрьева
Обсудить
Читайте также:
28 сентябрь 2020, Понедельник
5-й Большой юбилейный фестиваль композитора Александра Журбина «Серьёзно и легко!»
Комментарии (0)