Масштабный межмузейный проект «ДК СССР», который сейчас проходит в Манеже, - одна из самых ярких выставок сезона, объединившая практически все музеи России. Одной из самых значимых площадок проекта стал Лекторий: здесь представители Бахрушинского и других музеев рассказывают о том, как развивалось и чем стало искусство для тех, кто жил в СССР.
«Искусство СССР – это не только шедевры признанных в то время мастеров. Развитие советского неофициального искусства – одна из самых ярких страниц в нашей истории, и специалисты Бахрушинского, работая с фондами музея, совершили несколько очень интересных открытий, о которых расскажут в своих лекциях. Они объяснят, как несмотря на все ограничения, отсутствие музеев, галерей современного искусства и открытого художественного рынка развивалось искусство андеграунда, какие новые решения и идеи возникали у представителей неофициальных течений, и как они влияли друг на друга и на развитие художественного процесса в мире», – отметила генеральный директор музея Кристина Трубинова.
Неофициальному искусству, в частности, посвящена лекция научного сотрудника Бахрушинского музея Татьяны Иванидзе «Советское современное искусство и Ленинградский клуб искусствоведов» (19 февраля, 14.00). Со дня открытия клуб стал одним из самых ярких явлений художественной жизни времен перестройки в Ленинграде. «Это уникальное объединение, которое создали в конце 1985 года молодые ленинградские интеллектуалы, выпускники отделения истории искусств, сотрудники Эрмитажа, Русского и других музеев, вовлекло в свою орбиту не только академических ученых, но и наиболее талантливых и необычных художников андеграунда. По сути, Ленинградский клуб искусствоведов стал первой общественной профессиональной организацией, которая начала заниматься современным искусством», – подчеркнула Татьяна Иванидзе.
Старший научный сотрудник Бахрушинского музея, профессор РГГУ Юрий Доманский проведет в Лектории четыре лекции. В ходе одной из них - «Советское рок-кино» - он представит осмысление того, какие условия должны были сложиться в начале перестройки, чтобы игровое кино Советского Союза второй половины 1980-х годов смогло обратиться к рок-музыке как основной или сопутствующей теме фильма и привлечь рок-музыкантов в качестве актеров (18 февраля, 16.00). В те годы такой известный механизм кинопроцесса как камео стал одним из самых часто используемых в советском кино, и многие рок-музыканты проявили себя как очень талантливые актеры. Результатом этой арт-коллаборации стала невероятная популярность таких фильмов, как «Рок», «Асса», «Игла», «Йя-Хха» и других. «Вместе мы попробуем задуматься над тем, стало ли рок-кино отдельным явлением в кинематографе, актуальны ли теперь эти фильмы и интересны ли они современной молодежи», – сказал Юрий Доманский.
Естественным продолжением этой темы станет еще одна лекция Юрия Доманского (в тот же день, в 18.00), в ходе которой он расскажет о рок-музыке в СССР. «Сегодня, систематизируя то, что нам известно об истории русского рока с конца 1960-х до начала 1990-х годов, мы уже можем по-новому взглянуть на то, чем стал отечественный рок для нашей культуры, подумать, как объяснить феноменальный успех этого музыкального течения в те годы, а также задуматься над его перспективами», - заметил Юрий Доманский.
26 февраля в 16.00 и в 18.00 Юрий Доманский прочитает еще две лекции: «История звука в СССР: от записи к воспроизведению» и «1980-й год. Развитие и трансформация». Где брали музыку в условиях тотального дефицита и «железного занавеса», сколько это стоило и как эволюционировали музыкальные носители? Почему именно 1980 год в культурной истории страны и мира стал настолько концентрированным с точки зрения событий, большинство из которых, как показало время, определили развитие культуры на десятилетия вперед? «Эти годы для многих – еще совсем недавнее прошлое. Так что для кого-то лекции станут поводом вспомнить старые пластинки и проигрыватели, кассеты и магнитофоны, журнал «Кругозор», а для кого-то – это возможность узнать, что и как слушали полвека назад в нашей стране», – уверен Юрий Доманский.
Бахрушинский музей помимо лекционной программы на выставке «ДК СССР», представил предметы из своего обширного – более 1,5 миллионов экземпляров – собрания, в том числе эскизы Эйзенштейна, макеты декораций Бархина и Кочергина, сценические костюмы Щукина, Ульянова и Миронова и многое другое. Выставка работает в московском Манеже.
Материал: News-w.org / Альберт Сафарян по материалам пресс-службы
Фото: пресс-служба
«Искусство СССР – это не только шедевры признанных в то время мастеров. Развитие советского неофициального искусства – одна из самых ярких страниц в нашей истории, и специалисты Бахрушинского, работая с фондами музея, совершили несколько очень интересных открытий, о которых расскажут в своих лекциях. Они объяснят, как несмотря на все ограничения, отсутствие музеев, галерей современного искусства и открытого художественного рынка развивалось искусство андеграунда, какие новые решения и идеи возникали у представителей неофициальных течений, и как они влияли друг на друга и на развитие художественного процесса в мире», – отметила генеральный директор музея Кристина Трубинова.
Неофициальному искусству, в частности, посвящена лекция научного сотрудника Бахрушинского музея Татьяны Иванидзе «Советское современное искусство и Ленинградский клуб искусствоведов» (19 февраля, 14.00). Со дня открытия клуб стал одним из самых ярких явлений художественной жизни времен перестройки в Ленинграде. «Это уникальное объединение, которое создали в конце 1985 года молодые ленинградские интеллектуалы, выпускники отделения истории искусств, сотрудники Эрмитажа, Русского и других музеев, вовлекло в свою орбиту не только академических ученых, но и наиболее талантливых и необычных художников андеграунда. По сути, Ленинградский клуб искусствоведов стал первой общественной профессиональной организацией, которая начала заниматься современным искусством», – подчеркнула Татьяна Иванидзе.
Старший научный сотрудник Бахрушинского музея, профессор РГГУ Юрий Доманский проведет в Лектории четыре лекции. В ходе одной из них - «Советское рок-кино» - он представит осмысление того, какие условия должны были сложиться в начале перестройки, чтобы игровое кино Советского Союза второй половины 1980-х годов смогло обратиться к рок-музыке как основной или сопутствующей теме фильма и привлечь рок-музыкантов в качестве актеров (18 февраля, 16.00). В те годы такой известный механизм кинопроцесса как камео стал одним из самых часто используемых в советском кино, и многие рок-музыканты проявили себя как очень талантливые актеры. Результатом этой арт-коллаборации стала невероятная популярность таких фильмов, как «Рок», «Асса», «Игла», «Йя-Хха» и других. «Вместе мы попробуем задуматься над тем, стало ли рок-кино отдельным явлением в кинематографе, актуальны ли теперь эти фильмы и интересны ли они современной молодежи», – сказал Юрий Доманский.
Естественным продолжением этой темы станет еще одна лекция Юрия Доманского (в тот же день, в 18.00), в ходе которой он расскажет о рок-музыке в СССР. «Сегодня, систематизируя то, что нам известно об истории русского рока с конца 1960-х до начала 1990-х годов, мы уже можем по-новому взглянуть на то, чем стал отечественный рок для нашей культуры, подумать, как объяснить феноменальный успех этого музыкального течения в те годы, а также задуматься над его перспективами», - заметил Юрий Доманский.
26 февраля в 16.00 и в 18.00 Юрий Доманский прочитает еще две лекции: «История звука в СССР: от записи к воспроизведению» и «1980-й год. Развитие и трансформация». Где брали музыку в условиях тотального дефицита и «железного занавеса», сколько это стоило и как эволюционировали музыкальные носители? Почему именно 1980 год в культурной истории страны и мира стал настолько концентрированным с точки зрения событий, большинство из которых, как показало время, определили развитие культуры на десятилетия вперед? «Эти годы для многих – еще совсем недавнее прошлое. Так что для кого-то лекции станут поводом вспомнить старые пластинки и проигрыватели, кассеты и магнитофоны, журнал «Кругозор», а для кого-то – это возможность узнать, что и как слушали полвека назад в нашей стране», – уверен Юрий Доманский.
Бахрушинский музей помимо лекционной программы на выставке «ДК СССР», представил предметы из своего обширного – более 1,5 миллионов экземпляров – собрания, в том числе эскизы Эйзенштейна, макеты декораций Бархина и Кочергина, сценические костюмы Щукина, Ульянова и Миронова и многое другое. Выставка работает в московском Манеже.
Материал: News-w.org / Альберт Сафарян по материалам пресс-службы
Фото: пресс-служба
Обсудить
Читайте также:
17 май 2022, Вторник
«Ночь музеев» в Бахрушинском: поэтический перформанс и вечер классической музыки
12 ноябрь 2021, Пятница
Бахрушинский музей и музеи Большого театра, МХАТ и Театра кукол им. С.В. Образцова впервые запустили совместную программу стажировок
22 октябрь 2022, Суббота
Благодаря программе «Музеи — детям» около 900 тысяч детей и подростков посетили музеи бесплатно
Комментарии (0)