30 марта в 16.00 в Государственном музее Л.Н. Толстого (ул. Пречистинка, д.11\8, с.1, Ампирный зал) состоится открытие выставки, посвященной жизни и творчеству уникальной художницы XIXвека Елизаветы Бем.
Задача выставки – продемонстрировать уникальные работы художницы Елизаветы Бём из фондов Государственного музея Л.Н. Толстого. Елизавета МеркурьевнаБём – русская художница, знакомая Льва Толстого, участвовала в работе издательства «Посредник», основанного Л.Н. Толстым и В.Г. Чертковым для простого народа. К этой работе художницу привлек писатель, с которым она заочно познакомилась в 1885 году. Через их общую знакомую она передала писателю тетради со своими силуэтами. Эти работы очень понравились Толстому, он писал Бём: «Очень благодарен вам за прекрасные ваши картинки. Я уже давно знаю их и любуюсь ими».
На выставке будет представлена переписка Л.Н. Толстого с Е.М. Бём, а также художественные работы Елизаветы Меркурьевны. Для «Посредника» Бём иллюстрировала много книг: «Первый винокур», «Два старика», «Сказка об Иване-дураке» Толстого, «Перепёлка» И.С. Тургенева, «Медведь» В.М. Гаршина, серию «Малым ребятам», сборник «Цветник» В.Г. Короленко и другие. В 1887 году она подготовила иллюстрации к «Власти тьмы», которые нравились Толстому. Кроме того, Бём принадлежат три портрета толстовских героинь: Анны Карениной, Кити и Катюши Масловой, которые будут представлены на выставке. В 1880-1890-х годах художница создала акварели – женские типы в романах Толстого. Они воспроизводились на открытках.
На выставке посетители увидят иллюстрации Е.М. Бём, портреты Л.Н. Толстого, живопись и графику, фотографии, рукописи, письма и книжные издания. Кроме того, на выставке представлены предметы из Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства.
Елизавета Меркурьевна Бем родилась 12 февраля 1843 года в Санкт-Петербурге. В 1857-1864 гг обучалась в Рисовальной школе Общества поощрения художников в Санкт-Петербурге, окончила школу с серебряной медалью. Проведя детство и юность в ярославском имении Щепцево, постоянно наблюдала жизнь крестьянских детей. Первые ее работы – именно сценки из крестьянской жизни, в основном детские образы. В 1875 году создала альбом открыток «Силуэты», а спустя два года – альбом «Силуэты из жизни детей». Позже вышли альбомы «Пирог» и «Из деревенских воспоминаний». К работам Е. Бем проявил огромный интерес Лев Толстой, в особенности к ее детским рисункам, и пригласил художницу сотрудничать с издательством «Посредник».
В начале 1890-х гг. работала над иллюстрациями к повести Н. С. Лескова «Оскорблённая Нетэта». В 1907 году два альбома открыток «Всего понемножку» и «Для милого дружка хоть серёжку из ушка» изданы И. С. Лапиным в Париже.
Она рисовала открытки и иллюстрировала детские журналы «Игрушечка» (1882—1886) и «Малютка» (1886—1887), иллюстрировала русскую народную сказку «Репка» (1882). Создала детские альбомы «Пословицы в силуэтах» (1884), «Поговорки и присказки в силуэтах» (1885), «Азбука». Иллюстрировалабасни И. А. Крылова и «Записки охотника» И. С. Тургенева.
К концу 1880-х гг. Е. М. Бём стала терять зрение. Работа в области силуэта усугубляла ситуацию, и в 1896 г. художница окончательно перестала работать в этой технике.
В 1890-х гг. начинается новый период творчества. С этого времени, не бросая занятий акварелью, она начинает работать в новой для себя отрасли — создание эскизов для производства стеклянной посуды. Предметы из стекла, созданные по рисункам Е. М. Бём, принесли ей успех практически сразу после их создания — на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 г., а затем на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде 1896 г.. 1899 г. был занят приготовлением к Всемирной выставке в Париже 1900 г., куда предполагалось отправить и стеклянные изделия по рисункам Е. М. Бём. Русский отдел на выставке произвёл в Западной Европе фурор. В одном из помещений павильона кустарных изделий и рукоделий России было представлено стекло Е. М. Бём «в русском стиле». Солонка по эскизу художницы была преподнесена президенту Франции, о чём писалось в газетах].
В начале 1900-х гг. художница открывает для себя новый вид печатной графики — оригинальные открытки, которые выходили под её именем большими, для своего времени, тиражами и неоднократно переиздавались]. В 1910-е гг. сотрудничала с издательством М. О. Вольф в серии «Моя первая книга…»
В начале XX века работы художницы нашли своё признание за рубежом. Её силуэты перепечатывались в Берлине, Париже, Лондоне, Вене и Америке. За свои труды художница получила несколько Международных наград. Работы Елизаветы МеркурьевныБём (с 1868 года) участвовали в Международных выставках — в Париже (1900), Мюнхене (1902), Милане (1906) — и везде получали медали. В Милане художница получила золотую медаль.
В 1913—1914 году в Париже русским эмигрантом Ильёй Лапиным (I.Lapina) была издана «Азбука» Елизаветы Бём в виде больших листов с большим (7-10) количеством рисунков и понятий на каждую букву, над которой она работала последние годы своей жизни. «Азбука» была издана на «французской мелованной бумаге в роскошном коленкоровом переплёте с двумя металлическими под старое серебро застёжками и пряжками». Тираж — 1 000 экземпляров, 5 выпусков по 6 иллюстраций в каждом. Ещё 100 роскошных нумерованных альбомов вышло с автографом самой художницы.
Елизавета Меркурьевна умерла 25 июля (7 августа) 1914 года, за неделю до начала Первой мировой войны и была похоронена рядом с мужем на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге, могила утрачена.
Материал: News-w.org / Лана Попкова по материалам пресс-службы
Задача выставки – продемонстрировать уникальные работы художницы Елизаветы Бём из фондов Государственного музея Л.Н. Толстого. Елизавета МеркурьевнаБём – русская художница, знакомая Льва Толстого, участвовала в работе издательства «Посредник», основанного Л.Н. Толстым и В.Г. Чертковым для простого народа. К этой работе художницу привлек писатель, с которым она заочно познакомилась в 1885 году. Через их общую знакомую она передала писателю тетради со своими силуэтами. Эти работы очень понравились Толстому, он писал Бём: «Очень благодарен вам за прекрасные ваши картинки. Я уже давно знаю их и любуюсь ими».
На выставке будет представлена переписка Л.Н. Толстого с Е.М. Бём, а также художественные работы Елизаветы Меркурьевны. Для «Посредника» Бём иллюстрировала много книг: «Первый винокур», «Два старика», «Сказка об Иване-дураке» Толстого, «Перепёлка» И.С. Тургенева, «Медведь» В.М. Гаршина, серию «Малым ребятам», сборник «Цветник» В.Г. Короленко и другие. В 1887 году она подготовила иллюстрации к «Власти тьмы», которые нравились Толстому. Кроме того, Бём принадлежат три портрета толстовских героинь: Анны Карениной, Кити и Катюши Масловой, которые будут представлены на выставке. В 1880-1890-х годах художница создала акварели – женские типы в романах Толстого. Они воспроизводились на открытках.
На выставке посетители увидят иллюстрации Е.М. Бём, портреты Л.Н. Толстого, живопись и графику, фотографии, рукописи, письма и книжные издания. Кроме того, на выставке представлены предметы из Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства.
Елизавета Меркурьевна Бем родилась 12 февраля 1843 года в Санкт-Петербурге. В 1857-1864 гг обучалась в Рисовальной школе Общества поощрения художников в Санкт-Петербурге, окончила школу с серебряной медалью. Проведя детство и юность в ярославском имении Щепцево, постоянно наблюдала жизнь крестьянских детей. Первые ее работы – именно сценки из крестьянской жизни, в основном детские образы. В 1875 году создала альбом открыток «Силуэты», а спустя два года – альбом «Силуэты из жизни детей». Позже вышли альбомы «Пирог» и «Из деревенских воспоминаний». К работам Е. Бем проявил огромный интерес Лев Толстой, в особенности к ее детским рисункам, и пригласил художницу сотрудничать с издательством «Посредник».
В начале 1890-х гг. работала над иллюстрациями к повести Н. С. Лескова «Оскорблённая Нетэта». В 1907 году два альбома открыток «Всего понемножку» и «Для милого дружка хоть серёжку из ушка» изданы И. С. Лапиным в Париже.
Она рисовала открытки и иллюстрировала детские журналы «Игрушечка» (1882—1886) и «Малютка» (1886—1887), иллюстрировала русскую народную сказку «Репка» (1882). Создала детские альбомы «Пословицы в силуэтах» (1884), «Поговорки и присказки в силуэтах» (1885), «Азбука». Иллюстрировалабасни И. А. Крылова и «Записки охотника» И. С. Тургенева.
К концу 1880-х гг. Е. М. Бём стала терять зрение. Работа в области силуэта усугубляла ситуацию, и в 1896 г. художница окончательно перестала работать в этой технике.
В 1890-х гг. начинается новый период творчества. С этого времени, не бросая занятий акварелью, она начинает работать в новой для себя отрасли — создание эскизов для производства стеклянной посуды. Предметы из стекла, созданные по рисункам Е. М. Бём, принесли ей успех практически сразу после их создания — на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 г., а затем на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде 1896 г.. 1899 г. был занят приготовлением к Всемирной выставке в Париже 1900 г., куда предполагалось отправить и стеклянные изделия по рисункам Е. М. Бём. Русский отдел на выставке произвёл в Западной Европе фурор. В одном из помещений павильона кустарных изделий и рукоделий России было представлено стекло Е. М. Бём «в русском стиле». Солонка по эскизу художницы была преподнесена президенту Франции, о чём писалось в газетах].
В начале 1900-х гг. художница открывает для себя новый вид печатной графики — оригинальные открытки, которые выходили под её именем большими, для своего времени, тиражами и неоднократно переиздавались]. В 1910-е гг. сотрудничала с издательством М. О. Вольф в серии «Моя первая книга…»
В начале XX века работы художницы нашли своё признание за рубежом. Её силуэты перепечатывались в Берлине, Париже, Лондоне, Вене и Америке. За свои труды художница получила несколько Международных наград. Работы Елизаветы МеркурьевныБём (с 1868 года) участвовали в Международных выставках — в Париже (1900), Мюнхене (1902), Милане (1906) — и везде получали медали. В Милане художница получила золотую медаль.
В 1913—1914 году в Париже русским эмигрантом Ильёй Лапиным (I.Lapina) была издана «Азбука» Елизаветы Бём в виде больших листов с большим (7-10) количеством рисунков и понятий на каждую букву, над которой она работала последние годы своей жизни. «Азбука» была издана на «французской мелованной бумаге в роскошном коленкоровом переплёте с двумя металлическими под старое серебро застёжками и пряжками». Тираж — 1 000 экземпляров, 5 выпусков по 6 иллюстраций в каждом. Ещё 100 роскошных нумерованных альбомов вышло с автографом самой художницы.
Елизавета Меркурьевна умерла 25 июля (7 августа) 1914 года, за неделю до начала Первой мировой войны и была похоронена рядом с мужем на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге, могила утрачена.
Материал: News-w.org / Лана Попкова по материалам пресс-службы
Обсудить
Читайте также:
20 февраль 2023, Понедельник
ВО ВСЕМ ДОЙТИ ДО СОВЕРШЕНСТВА. Творчество художницы Виктории Синельниковой
03 март 2023, Пятница
«Острова Островского»: Художественная выставка, автором которой может стать каждый!
09 ноябрь 2021, Вторник
Арт-тур-шоу «Артефакт» художницы Виктории Валюк снова продолжается в Карибском море
Комментарии (0)