В этом сезоне театр «Современник» отмечает 95-летие со дня рождения Олега Николаевича Ефремова. Одним из ключевых юбилейных событий стало проведение режиссерской лаборатории «Хочу как О.Н.», которая стартовала в декабре 2022 года.
15 июня в 12.00 на Другой сцене Театра «Современник» состоится пресс-конференция, посвященная первым результатам лаборатории, а также первой премьере в рамках этого проекта - спектаклю Гульназ Балпеисовой по рассказам Ивана Бунина «Случайные встречи».
В рамках лаборатории участники обратились к наследию великого мастера Олега Николаевича Ефремова - к моменту основания «Современника». Тогда Олег Ефремов был 29-летним художником, педагогом школы-студии МХАТ. Он стремился не только развивать основные постулаты системы Станиславского, но и быть на одной волне со временем. Ефремов стал центром Вселенной по имени «Современник», вокруг которого и сплотились молодые актёры.
Олег Ефремов: «Режиссерскую волю надо соединить с живой актерской природой так, чтобы они не противоречили друг другу, а дополняли. Я не навязываю актеру краски, чтобы расцветить его исполнительскую индивидуальность. Постижение характера и явлений – это живой путь, и оно идет от конкретной жизни. Я бы назвал это воспитанием спектакля, а не его постановкой».
Ефремов не боялся рисковать. Им руководила вера в уникальный актерский ансамбль и стремление выражать свой замысел через артиста. Эти же принципы стали основополагающими на лаборатории «Хочу как О.Н.».
В лаборатории приняли участие молодые, но уже известные своими работами режиссеры: Гульназ Балпеисова, Театральный институт имени Бориса Щукина, Мастерская Римаса Туминаса.
В качестве ассистента-стажера и ассистента-режиссера приняла участие в выпуске спектаклей в Театре им. Евг. Вахтангова: «Евгений Онегин», «Ричард III», «Мнимый больной», «Война и мир». Режиссер новеллы «Лепорелла» в спектакле «Стефан Цвейг. Новеллы», режиссер-постановщик спектаклей «Фрекен Жюли», «Саломея» в Театре им. Евг. Вахтангова, Режиссер спектаклей «Дорога Пипзама», «24 часа из жизни женщины», «Нянины сказки» в Театре п/р Елены Камбуровой.
Сергей Тонышев, РАТИ (ГИТИС), Мастерская Сергея Женовача. Как режиссер и хореограф поставил спектакли: «Пятиречие» в РАМТе, «Цветы запоздалые» в Театре Мастерских, «Рейп ми» в Театре им. Ермоловой, «Моя жизнь. Рассказ провинциала» в МХТ им. А.П. Чехова, «Бобок» в Театре Российской Армии, «Фауст» в Театре им. Вл. Маяковского. Участник многих режиссерских лабораторий.
Лейла Абуль-аль-Кишек, Театральный институт имени Бориса Щукина, мастерская Юрия Еремина. Режиссер спектаклей в Театре им. Евг. Вахтангова: «Нижинский. Гениальный идиот», «Обещание на рассвете», «Феллини.8 ½», «Фрида. Жизнь в цвете».
Также в лаборатории приняли участие - Роман Кочержевский, Антон Морозов, Илья Носоченко.
В рамках лаборатории молодые режиссеры выбирали материал, представляя художественному совету эскизы будущих спектаклей с участием артистов «Современника». Три эскиза - Сергея Тонышева, Гульназ Балпеисовой и Лейлы Абуль-аль-Кишек были приняты к постановке театром.
Юрий Кравец, директор «Современника»: «Особенность лаборатории «Хочу как О.Н.» заключена, кроме всего прочего, в том обстоятельстве, что она появилась именно в том театре, который начинал свое существование как студийный».
Студийность подразумевает непрерывную лабораторную работу в компании «единомышленников», как называл своих соратников Олег Николаевич Ефремов. “Мы все приблизительно одного возраста. Мы формировались в общих исторических условиях, прошли через одинаковые духовные испытания, прожили, в сущности, единую жизнь. Мы одно и то же любим, одно ненавидим и потому понимаем друг друга с полуслова", - говорил про ранний «Современник» Олег Николаевич.
Владислав Ветров, председатель худсовета: «Состав режиссерской лаборатории определился достаточно стихийно, но как это бывает на театре, совсем не случайно. Поиск материала молодыми режиссерами – важный этап. Ведь выбрать то, что тебе наиболее дорого из огромного литературного наследия - непростая задача. Ноучастники Лаборатории этот путь прошли. И сейчас мы ждем появления расширенных версий режиссерских показов, кто-то уже начал репетировать спектакль, кто-то находится на финишной прямой, а Гульназ уже выпускает премьеру. Надеемся, она обрадует наших зрителей».
В пресс-конференции примут участие: Директор Театра Юрий Кравец. Режиссеры (участники лаборатории): Гульназ Балпеисова, Сергей Тонышев, Лейла Абу-Аль-Кишек. Председатель худсовета Театра Владислав Ветров. З.а. России Сергей Юшкевич, исполнитель одной из главных ролей в спектакле «Случайные встречи».
На пресс-конференции будут затронуты следующие вопросы: Как пришла идея организовать лабораторию «Хочу как О.Н.»? Каким образом выбирали кураторов и участников лаборатории? Как проходил отбор художественного материала? Какой опыт получил театр от работы с молодыми, но уже проявившими себя режиссерами? Какая связь в этом проекте современности и истории театра? Какие идеи театра Современник развивает лаборатория «Хочу как О.Н.»
О премьере спектакля «Случайные встречи».
«Случайные встречи» По произведениям Ивана Бунина. Премьера 16 и 18 июня 2023 года. Пресс-показ 15 июня в 13.00
Неужели вы еще не знаете,
что в семнадцать и семьдесят лет любят одинаково?
Неужели вы еще не поняли,
что любовь и смерть связаны неразрывно?“.
(И.А. Бунин)
В спектакле переплетаются тексты из нескольких рассказов Ивана Алексеевича Бунина, герои которых – люди, оторванные от своей родины и столкнувшееся с внезапным и непрошенным чувством любви.
Инсценировка включает в себя две новеллы их цикла «Темные аллеи»: «В Париже» и «Мадрид», рассказ «Солнечный удар», примыкающий по своей категории к этому сборнику, рассказы «Ида» и «Памятный бал», а также знаменитые «Окаянные дни», написанные Буниным в дневниковом жанре.
Границы рассказов размыты. Бунинские персонажи с легкостью вторгаются здесь в чужие истории, а разные сюжеты сливаются в один.Место действия - универсальная точка, пристань для встреч и расставаний: то ли ресторан, то ли гостиница, то ли вокзал… Воля случая –вот то, что объединяет персонажей этой истории. Они, как и мы все, выбирают друг друга не случайно. Почему именно он? Почему она? Каждая встреча, из которой прорастает любовь, кажется нам результатом цепочки чудесных совпадений. Но на самом делеэто выбор, который предопределен всем предшествующим ходом жизни…
Любовь по Бунину - это всегда короткоезамыкание, случайная встреча, «солнечный удар». Чувство, которое остается с человеком навсегда, как поцелуй Иды, который герой будет помнить «не только до гробовой доски, но и в могиле».
В последний год своей жизни Бунин написал: «Замечательно! Все о прошлом, о прошлом думаешь и чаще всего все об одном и том же в прошлом: об утерянном, пропущенном, счастливом, неоценимом, о непоправимых поступках своих, глупых и даже безумных…».
Гульназ Балпеисова, режиссер: «Работа с труппой театра "Современник" важный для меня опыт. Артисты, занятые в моем спектакле, прекрасно владеют психологическим, подробным способом существования на сцене. Оно земное, горизонтальное. А я существую в бунинском тексте иным - вертикальным способом. Истина этого автора возникает в точке нашего пересечения,на стыке горизонтального и вертикального. Бунин - это повседневность, которая становится поэзией. Самый главный бунинский посыл, который мне открылся в работе надспектаклем,- спешите любить. Герои Бунина, также, как и мы, часто к такому явлению природы, как любовь, просто не готовы, боятся её. Да, любовь - большой риск. Это цунами! Но есть риск гораздо больший - отказать себе в этом чувстве.
Сергей Юшкевич: «Гульназ очень честный, пульсирующий режиссер. Мне невероятно интересно сочинять с ней спектакль по Бунину, который труден именно своей простотой. Интересно увидеть и раскопать в этой кажущейся простоте глубины взаимоотношений между случайными прохожими на улицах чужого города. Бунин очень немногословныйавтор. Но за этой сдержанностью в словахстоиткипение неистовых страстей. Надоискать состояние потерянного человека, который пытается вернуться к привычной жизни. Люди- потеряшки: кого-то выбросили, кого-забыли, кто-то сам заблудился. Это симфония ужаса человеческого, которую Гульназ создает еще и при помощи особого звукового и музыкального ряда: дыхание, оперныеарии, скрип стульев, песни Вертинского. Все это чья-то жизнь…
В ролях: Сергей Юшкевич, Георгий Богадист, Евгений Шишкин, Марина Лебедева, Наталья Ушакова, Лара Чаклин, Евгения Курова.
Художник-сценограф - Сергей Австриевский. Художник по костюмам – Анастасия Обыночная. Композитор – Олег Синкин.
Пресс-показ - 15 июня в 13.00. (фотографов просим прийти с БЕСШУМНОЙ камерой) и премьера - 16 и 18 июня в 19.30 состоятся в Театре «Современник» по адресу: Чистопрудный б-р 17, стр.1, ДРУГАЯ СЦЕНА.
Материал: News-w.org / Светлана Юрьева по материалам пресс-службы
Фото: пресс-служба
15 июня в 12.00 на Другой сцене Театра «Современник» состоится пресс-конференция, посвященная первым результатам лаборатории, а также первой премьере в рамках этого проекта - спектаклю Гульназ Балпеисовой по рассказам Ивана Бунина «Случайные встречи».
В рамках лаборатории участники обратились к наследию великого мастера Олега Николаевича Ефремова - к моменту основания «Современника». Тогда Олег Ефремов был 29-летним художником, педагогом школы-студии МХАТ. Он стремился не только развивать основные постулаты системы Станиславского, но и быть на одной волне со временем. Ефремов стал центром Вселенной по имени «Современник», вокруг которого и сплотились молодые актёры.
Олег Ефремов: «Режиссерскую волю надо соединить с живой актерской природой так, чтобы они не противоречили друг другу, а дополняли. Я не навязываю актеру краски, чтобы расцветить его исполнительскую индивидуальность. Постижение характера и явлений – это живой путь, и оно идет от конкретной жизни. Я бы назвал это воспитанием спектакля, а не его постановкой».
Ефремов не боялся рисковать. Им руководила вера в уникальный актерский ансамбль и стремление выражать свой замысел через артиста. Эти же принципы стали основополагающими на лаборатории «Хочу как О.Н.».
В лаборатории приняли участие молодые, но уже известные своими работами режиссеры: Гульназ Балпеисова, Театральный институт имени Бориса Щукина, Мастерская Римаса Туминаса.
В качестве ассистента-стажера и ассистента-режиссера приняла участие в выпуске спектаклей в Театре им. Евг. Вахтангова: «Евгений Онегин», «Ричард III», «Мнимый больной», «Война и мир». Режиссер новеллы «Лепорелла» в спектакле «Стефан Цвейг. Новеллы», режиссер-постановщик спектаклей «Фрекен Жюли», «Саломея» в Театре им. Евг. Вахтангова, Режиссер спектаклей «Дорога Пипзама», «24 часа из жизни женщины», «Нянины сказки» в Театре п/р Елены Камбуровой.
Сергей Тонышев, РАТИ (ГИТИС), Мастерская Сергея Женовача. Как режиссер и хореограф поставил спектакли: «Пятиречие» в РАМТе, «Цветы запоздалые» в Театре Мастерских, «Рейп ми» в Театре им. Ермоловой, «Моя жизнь. Рассказ провинциала» в МХТ им. А.П. Чехова, «Бобок» в Театре Российской Армии, «Фауст» в Театре им. Вл. Маяковского. Участник многих режиссерских лабораторий.
Лейла Абуль-аль-Кишек, Театральный институт имени Бориса Щукина, мастерская Юрия Еремина. Режиссер спектаклей в Театре им. Евг. Вахтангова: «Нижинский. Гениальный идиот», «Обещание на рассвете», «Феллини.8 ½», «Фрида. Жизнь в цвете».
Также в лаборатории приняли участие - Роман Кочержевский, Антон Морозов, Илья Носоченко.
В рамках лаборатории молодые режиссеры выбирали материал, представляя художественному совету эскизы будущих спектаклей с участием артистов «Современника». Три эскиза - Сергея Тонышева, Гульназ Балпеисовой и Лейлы Абуль-аль-Кишек были приняты к постановке театром.
Юрий Кравец, директор «Современника»: «Особенность лаборатории «Хочу как О.Н.» заключена, кроме всего прочего, в том обстоятельстве, что она появилась именно в том театре, который начинал свое существование как студийный».
Студийность подразумевает непрерывную лабораторную работу в компании «единомышленников», как называл своих соратников Олег Николаевич Ефремов. “Мы все приблизительно одного возраста. Мы формировались в общих исторических условиях, прошли через одинаковые духовные испытания, прожили, в сущности, единую жизнь. Мы одно и то же любим, одно ненавидим и потому понимаем друг друга с полуслова", - говорил про ранний «Современник» Олег Николаевич.
Владислав Ветров, председатель худсовета: «Состав режиссерской лаборатории определился достаточно стихийно, но как это бывает на театре, совсем не случайно. Поиск материала молодыми режиссерами – важный этап. Ведь выбрать то, что тебе наиболее дорого из огромного литературного наследия - непростая задача. Ноучастники Лаборатории этот путь прошли. И сейчас мы ждем появления расширенных версий режиссерских показов, кто-то уже начал репетировать спектакль, кто-то находится на финишной прямой, а Гульназ уже выпускает премьеру. Надеемся, она обрадует наших зрителей».
В пресс-конференции примут участие: Директор Театра Юрий Кравец. Режиссеры (участники лаборатории): Гульназ Балпеисова, Сергей Тонышев, Лейла Абу-Аль-Кишек. Председатель худсовета Театра Владислав Ветров. З.а. России Сергей Юшкевич, исполнитель одной из главных ролей в спектакле «Случайные встречи».
На пресс-конференции будут затронуты следующие вопросы: Как пришла идея организовать лабораторию «Хочу как О.Н.»? Каким образом выбирали кураторов и участников лаборатории? Как проходил отбор художественного материала? Какой опыт получил театр от работы с молодыми, но уже проявившими себя режиссерами? Какая связь в этом проекте современности и истории театра? Какие идеи театра Современник развивает лаборатория «Хочу как О.Н.»
О премьере спектакля «Случайные встречи».
«Случайные встречи» По произведениям Ивана Бунина. Премьера 16 и 18 июня 2023 года. Пресс-показ 15 июня в 13.00
Неужели вы еще не знаете,
что в семнадцать и семьдесят лет любят одинаково?
Неужели вы еще не поняли,
что любовь и смерть связаны неразрывно?“.
(И.А. Бунин)
В спектакле переплетаются тексты из нескольких рассказов Ивана Алексеевича Бунина, герои которых – люди, оторванные от своей родины и столкнувшееся с внезапным и непрошенным чувством любви.
Инсценировка включает в себя две новеллы их цикла «Темные аллеи»: «В Париже» и «Мадрид», рассказ «Солнечный удар», примыкающий по своей категории к этому сборнику, рассказы «Ида» и «Памятный бал», а также знаменитые «Окаянные дни», написанные Буниным в дневниковом жанре.
Границы рассказов размыты. Бунинские персонажи с легкостью вторгаются здесь в чужие истории, а разные сюжеты сливаются в один.Место действия - универсальная точка, пристань для встреч и расставаний: то ли ресторан, то ли гостиница, то ли вокзал… Воля случая –вот то, что объединяет персонажей этой истории. Они, как и мы все, выбирают друг друга не случайно. Почему именно он? Почему она? Каждая встреча, из которой прорастает любовь, кажется нам результатом цепочки чудесных совпадений. Но на самом делеэто выбор, который предопределен всем предшествующим ходом жизни…
Любовь по Бунину - это всегда короткоезамыкание, случайная встреча, «солнечный удар». Чувство, которое остается с человеком навсегда, как поцелуй Иды, который герой будет помнить «не только до гробовой доски, но и в могиле».
В последний год своей жизни Бунин написал: «Замечательно! Все о прошлом, о прошлом думаешь и чаще всего все об одном и том же в прошлом: об утерянном, пропущенном, счастливом, неоценимом, о непоправимых поступках своих, глупых и даже безумных…».
Гульназ Балпеисова, режиссер: «Работа с труппой театра "Современник" важный для меня опыт. Артисты, занятые в моем спектакле, прекрасно владеют психологическим, подробным способом существования на сцене. Оно земное, горизонтальное. А я существую в бунинском тексте иным - вертикальным способом. Истина этого автора возникает в точке нашего пересечения,на стыке горизонтального и вертикального. Бунин - это повседневность, которая становится поэзией. Самый главный бунинский посыл, который мне открылся в работе надспектаклем,- спешите любить. Герои Бунина, также, как и мы, часто к такому явлению природы, как любовь, просто не готовы, боятся её. Да, любовь - большой риск. Это цунами! Но есть риск гораздо больший - отказать себе в этом чувстве.
Сергей Юшкевич: «Гульназ очень честный, пульсирующий режиссер. Мне невероятно интересно сочинять с ней спектакль по Бунину, который труден именно своей простотой. Интересно увидеть и раскопать в этой кажущейся простоте глубины взаимоотношений между случайными прохожими на улицах чужого города. Бунин очень немногословныйавтор. Но за этой сдержанностью в словахстоиткипение неистовых страстей. Надоискать состояние потерянного человека, который пытается вернуться к привычной жизни. Люди- потеряшки: кого-то выбросили, кого-забыли, кто-то сам заблудился. Это симфония ужаса человеческого, которую Гульназ создает еще и при помощи особого звукового и музыкального ряда: дыхание, оперныеарии, скрип стульев, песни Вертинского. Все это чья-то жизнь…
В ролях: Сергей Юшкевич, Георгий Богадист, Евгений Шишкин, Марина Лебедева, Наталья Ушакова, Лара Чаклин, Евгения Курова.
Художник-сценограф - Сергей Австриевский. Художник по костюмам – Анастасия Обыночная. Композитор – Олег Синкин.
Пресс-показ - 15 июня в 13.00. (фотографов просим прийти с БЕСШУМНОЙ камерой) и премьера - 16 и 18 июня в 19.30 состоятся в Театре «Современник» по адресу: Чистопрудный б-р 17, стр.1, ДРУГАЯ СЦЕНА.
Материал: News-w.org / Светлана Юрьева по материалам пресс-службы
Фото: пресс-служба
Обсудить
Читайте также:
23 август 2022, Вторник
Олег Ефремов. Диалог с Чеховым. Выставка к 95-летию со дня рождения Олега Ефремова 02.09 - 14.10
11 март 2023, Суббота
Фольклорный центр «Москва» представляет эксклюзивный творческий вечер Михаила Горевого
29 март 2023, Среда
Закончился, чтобы начаться вновь – проект «Московская лаборатория студенческого театра»
Комментарии (0)