18+


Всемирные новости и новости шоу-бизнеса | News-w.org | World news and Showbiz news » Афиша » Московский театр Новая Опера имени Е.В. Колобова - Сезон 2023/2024

13 июль 2023, Четверг
7
0
Московский театр Новая Опера имени Е.В. Колобова - Сезон 2023/2024Московский театр Новая Опера имени Е.В. Колобова объявляет планы на 33 сезон (2023/2024). В афише – оперные премьеры, в том числе первая в нашей стране совместная постановка двух российских театров, два новых танцевальных спектакля Балета Москва, продолжение проекта «Танц NUVO», Крещенский фестиваль, симфонические и камерные концерты, гастрольные выступления, а также мероприятия Образовательного кластера Новой Оперы.

ОПЕРА. ПРЕМЬЕРЫ
6, 8, 10, 12 октября 2023
Р. Вагнер «Летучий голландец»
ОТКРЫТИЕ 33 ТЕАТРАЛЬНОГО СЕЗОНА
«Летучий голландец» Р. Вагнера – первый опыт совместной постановки двух российских театров: Московского театра Новая Опера имени Е.В. Колобова и Пермского театра оперы и балета имени П.И. Чайковского. На пермской сцене показы прошли в апреле 2023 года, а московская премьера спектакля в октябре откроет 33 сезон театра Новая Опера.
Постановка «Летучего голландца» посвящена 180-летию со дня мировой премьеры в Дрездене (1843). В России оперу впервые исполнили 125 лет назад в рамках петербургских гастролей немецкой труппы Ганса Рихтера (1898). Через несколько лет состоялась первая российская постановка в Большом театре (под названием «Моряк-скиталец», 1902). На этой же сцене был реализован исторический проект: в 2004 году «Летучий голландец» стал первым спектаклем-копродукцией, осуществленной вместе с Баварской оперой. Символично, что сегодня именно это произведение создало еще один прецедент – пример театральной копродукции внутри России.
Для Новой Оперы музыка Рихарда Вагнера – репертуарная ценность. В афише театра – оперы «Лоэнгрин» и «Тристан и Изольда» (единственная постановка в Москве). Теперь эти вершины вагнеровского искусства дополнит «Летучий голландец» – опера, только открывающая путь в зрелый период творчества композитора. Но именно здесь формируется его индивидуальный стиль, основанный на единстве музыки и драмы, симфонизации оперы, сквозном музыкальном развитии. Смелую постановку новаторского произведения Вагнера в Москве представит та же творческая команда, которая готовила спектакль в Перми: Филипп Чижевский – Константин Богомолов – Лариса Ломакина. Главные партии репетируют солисты театра Новая Опера: Анджей Белецкий, Андрей Борисенко (Голландец), Светлана Касьян, Марина Нерабеева, Ольга Терентьева (Сента).
Постановочная группа:
Музыкальный руководитель и дирижер Филипп Чижевский
Режиссер-постановщик Константин Богомолов
Художник-постановщик Лариса Ломакина
Художник по свету Иван Виноградов
Хормейстер Юлия Сенюкова

Июль 2024
А. Адан «Почтальон из Лонжюмо»
После концертного исполнения комической оперы «Почтальон из Лонжюмо» А. Адана в июле 2023 года (к 220-летию со дня рождения композитора) театр представит сценическую версию музыкального раритета. Премьера постановки состоится в июле 2024 года.
Опера получила невероятную популярность в XIX веке во Франции, Германии и других странах, а затем была забыта. В России ее исполняли редко: в 1837 году в Петербурге силами немецкой труппы (спустя год после премьеры в парижском театре Опера-Комик), в 1839 году в Москве на сцене Большого театра. В XX веке «Почтальон из Лонжюмо» шел в Куйбышевском государственном театре оперы и балета (1960).
В основе сочинения – нелепый сюжет: почтальон Шаплу после свадьбы с трактирщицей Мадлен уезжает в Париж, становится оперным солистом Сен-Фаром и забывает про жену, а спустя 10 лет не узнает в богатой мадам де Латур свою супругу и пытается жениться на ней снова, но Мадлен удается обхитрить и проучить мужа. В спектакле Новой Оперы режиссер Евгений Писарев подчеркнет абсурдность, фантазийность, ироничность сочинения Адана, а музыкальная трактовка Клемана Нонсьё позволит услышать произведение первой половины XIX века в сегодняшней традиции оперного исполнения – это диалог с музыкой прошлого. Маэстро впервые станет музыкальным руководителем спектакля в России. Главные партии готовят солисты Новой Оперы Ярослав Абаимов (Шаплу), Мария Буйносова, Валерия Бушуева, Елена Терентьева (Мадлен), а также солист МАМТ имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Кирилл Золочевский (Шаплу).
Постановочная группа:
Музыкальный руководитель и дирижер Клеман Нонсьё
Режиссер-постановщик Евгений Писарев
Сценограф Зиновий Марголин
Художник по костюмам Ольга Шаишмелашвили
Драматург Сергей Плотов
Хормейстер Юлия Сенюкова
БАЛЕТ. ПРЕМЬЕРЫ
Танцевальный спектакль «Всё, что после»
Первая премьера Балета Москва в 33 сезоне – танцевальный спектакль «Всё, что после» в постановке Ольги Лабовкиной, яркого хореографа современной танцевальной сцены, объединяющей в своем творчестве мощный витальный заряд и внимание к танцевальной технике. Ольга Лабовкина впервые создает эксклюзивную постановку для артистов Балета Москва. Спектакль балансирует на грани сна и реальности: иногда эти два состояния сознания сливаются до неразличимости, иногда расходятся, и некая условная граница между ними ломается, не выдержав напряжения.
Спектакль пронизан ощущением двойственности: в хореографии живое движение переплетается с гротескными жестами марионетки. Сценография Гали Солодовниковой усиливает его, создавая пространство не-дома: места, пригодного для жизни и одновременно чужого. Композитор, саунд-дизайнер Илья Дягель и виолончелистка Уна Пересецкая-Молокович поддерживают эту идею, переплетая электронное и инструментальное звучание.
Постановочная группа:
Хореограф-постановщик Ольга Лабовкина
Композитор, саунд-дизайнер Илья Дягель
Сценограф Галя Солодовникова
Художник по костюмам Ольга Никитина
Художник по свету Татьяна Мишина

14 июня 2024
И.Ф. Стравинский «Свадебка. Русские хореографические сцены с пением и музыкой»
Театр представит новую версию балета «Свадебка» И.Ф. Стравинского, посвященную столетию со дня первой постановки (Париж, 1923). Знаковая для балетного искусства партитура здесь дополнится максимальным количеством подробностей и гиперссылок (визуальных ключей, узнавание которых позволит зрителю расширить мысленное пространство спектакля). Включение авторского обозначения жанра в название спектакля – «русские хореографические сцены с пением и музыкой» – позволяет выйти за пределы партитуры и расширить как музыкальную, так драматургическую составляющую произведения.
Первое сценическое воплощение «Свадебки» было создано Брониславой Нижинской для Ballets Russes Сергея Дягилева. Лаконичная хореография Нижинской строго и ясно следовала за ритмическим рисунком и мелодикой Стравинского и была поддержана такой же аскетичной сценографией Натальи Гончаровой. К партитуре многократно обращались такие хореографы, как Морис Бежар, Иржи Килиан, Анжелен Прельжокаж, Татьяна Баганова, неизменно интерпретируя изначально заявленный Нижинской минимализм.
Собственная история постановок «Свадебки» есть и у Балета Москва: в 2008 году свою версию сюжета о свадебном обряде хореограф Лариса Александрова представила в духе грубого физического театра, а в 2012 году постановку-размышление об абстрактных отношениях мужчины и женщины представил французский хореограф Режис Обадиа.
«Свадебка» Павла Глухова решительно уходит от концепции минимализма, соединяя хор и танцовщиков в одном пространстве. Автор действует как хореограф-драматург и смотрит на партитуру Стравинского сквозь призму «Грозы» А.Н. Островского: насыщает сюжет подробностями, персонажей – характеристиками, хореографию – психологизмом; воплощает абстрактную идею ритуала через узнаваемую коллизию взаимоотношений между женихом и невестой, мужем и женой, старшим поколением и младшим, личными отношениями и связями с родом. Свадебный обряд здесь не только воспевается, как задумано композитором, но и ниспровергается, «примеряется» на живого человека.
Расширение драматургии легло в основу музыкальной концепции композитора Николая Попова, обрамляющей 25-минутную партитуру И.Ф. Стравинского прологом и эпилогом. Таким образом, «Свадебка» остается центральным эпизодом, дополненном прошлым и будущим.
Динамическая сценография Ларисы Ломакиной опирается на фактуру природных материалов, при этом подразделяя его на уровни конкретного действия и философского обобщения.
Постановочная группа:
Хореограф-постановщик Павел Глухов
Музыкальный руководитель и дирижер Дмитрий Волосников
Музыкальная концепция Николай Попов
Сценограф Лариса Ломакина
Художник по костюмам Светлана Тегин
Художник по свету Ксения Котенева
Хормейстер Юлия Сенюкова
КРЕЩЕНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ
Традиционно Крещенский фестиваль, посвященный памяти Евгения Владимировича Колобова, начнется 19 января, в день его рождения, и продлится до 10 февраля 2024 года. В афише – десять вечеров. Важные точки опоры и акценты в программе Крещенского фестиваля – музыка трех композиторов. Сочинения C.С. Прокофьева будут обрамлять фестиваль. Музыка Дж. Верди (в 2023 году исполняется 210 лет со дня его рождения) прозвучит на протяжении двух вечеров и будет посвящена маэстро Колобову: он считал этого композитора одним из самых загадочных и сравнивал его с Микеланджело, Пушкиным, Шекспиром. На трех концертах фестиваля будут исполнены сочинения Франца Шмидта – австрийского композитора и виолончелиста, мастера позднеромантической симфонии, последователя Густава Малера, ученика Антона Брукнера. В 2024 году празднуется 150-летие со дня рождения Шмидта.
Фестиваль откроется оперной премьерой и будет включать все репертуарные направления театра: опера в концертном исполнении, балетный спектакль, перевернутый концерт, программы солистов, хора, оркестра Новой Оперы. На фестивале выступят маэстро: Тимур Зангиев, Филипп Чижевский, Фёдор Безносиков, Александр Самоилэ, Анатолий Левин, Дмитрий Лисс.

СИМФОНИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ
Новая Опера продолжает цикл симфонических программ, начатый в 2021 году. В 33 сезоне в театре пройдут три концерта солистов, хора и оркестра. Они будут посвящены 200-летию со дня рождения австрийского композитора Антона Брукнера. Его музыка звучала на Крещенском фестивале 2023 (Симфонии №3 и №7), и отдельный абонемент под общим названием «Брукнер+» в новом сезоне станет логичным развитием этой репертуарной линии. Концерты будут построены на сопоставлении музыки Брукнера и его современников. Программы цикла представят приглашенные дирижеры.
8 декабря 2023 – Ян Латам-Кёниг. Для концерта выбрана тема «Брукнер – Вагнер». Как известно, Брукнер боготворил великого реформатора оперы, решающую роль в его судьбе сыграло знакомство с «Тангейзером» и «Тристаном и Изольдой», а после прослушивания «Парсифаля» он встал на колени перед Вагнером. Ян Латам-Кёниг включил в программу Te Deum («Тебя, Бога, хвалим») Брукнера – духовное сочинение для солистов, смешанного хора, оркестра и органа, которое композитор завещал исполнять в качестве финала своей Девятой симфонии, посвященной Господу Богу. Также прозвучат оркестровые вступления к операм Вагнера.
6 апреля 2024 – Фёдор Леднёв. Второй концерт цикла познакомит зрителей с сочинением австрийского композитора, ученика Брукнера по классу органа – Ганса Ротта (1858–1884). Он прожил всего 25 лет, а его симфония впервые прозвучала спустя 105 лет после смерти. Брукнер был единственным из педагогов, кто высоко ценил дарование Ротта как композитора, органиста и импровизатора. Ганс Ротт учился в Венской консерватории вместе с Густавом Малером, который позже называл его основоположником новой симфонии. В программе Фёдора Леднёва – сочинения, объединенные одной тональностью и написанные в одно время: Сюита для оркестра си-бемоль мажор Ротта (1877) и Симфония №5 си-бемоль мажор Брукнера (1876). Также прозвучат два поздних сочинения Брукнера – кантата Helgoland для мужского хора и оркестра (1892) и Псалом 150 для сопрано, хора и оркестра (1893).
11 мая 2024 – Филипп Чижевский. Завершит абонемент тоже духовное сочинение Брукнера: Месса №3 фа минор для солистов, хора и оркестра (1868). В этой программе нет сопоставлений с другими композиторами, но диалог с музыкой прошлого заложен в самом произведении. Творчество Брукнера отличала глубокая связь с католической традицией и великолепное знание сочинений предшественников, при этом, используя заданный канон, он создал собственный вариант романтической мессы.

Еще один симфонический концерт состоится 6 марта 2024 и будет посвящен Международному женскому дню. Его программа неординарна: она готовится специально для этого вечера и будет включать очень редко исполняемые сочинения.
В первом отделении прозвучит Фантазия для фортепиано с оркестром Н. Буланже. Появление в программе, посвященной Международному женскому дню, сочинения Нади Буланже символично. Она стала первой женщиной, дирижировавшей несколькими ведущими симфоническими оркестрами, в том числе Нью-Йоркским филармоническим, Бостонским симфоническим, Филадельфийским (США), а также Оркестром Халле и Симфоническим оркестром BBC (Великобритания). Американский композитор В. Томсон говорил: «В каждом городе Соединенных Штатов обязательно есть универмаг и ученик Буланже». У нее обучались тысячи музыкантов, в их числе Джордж Гершвин, Аарон Копленд, Астор Пьяццолла и многие другие. Композиторское наследие Нади Буланже состоит из большого количества вокальных композиций, включая свыше 30 песен, а также из произведений камерной музыки. Вместе с Фантазией Н. Буланже в первом отделении прозвучит Сюита №1 из балета «Золушка» С.С. Прокофьева.
Во втором отделении будет исполнено сочинение Nu Shu:The Secret Songs of Women («Ню Шу: тайные песни женщин»). Его написал китайский композитор Тан Дун, лауреат премий «Грэмми» и «Оскар», один из самых исполняемых современных авторов. Ню Шу (буквально «женское письмо») – древний язык, который тайно создавался в Китае с XIII века и использовался на протяжении 800 лет, но о нем стало широко известно лишь в 80-х годах XX века. Он был придуман женщинами как средство общения, так как образование могли получать только мужчины. Это единственный язык, доступный и понятный исключительно женщинам, на нем не говорили, но пели, а также использовали его для вышивки. Тан Дун создал произведение «Ню Шу: тайные песни женщин» в 2013 году после посещения небольшой деревни в своей родной провинции Хунань, здесь было отснято более 200 часов видеоматериала. На этой основе композитор подготовил 13 микрофильмов и сочинил музыку для арфы и оркестра. В 2019 году симфония была впервые исполнена в России (в переложении Артёма Дервоеда с солирующей гитарой вместо арфы, Госоркестр России имени Е.Ф. Светланова, дирижер Валентин Урюпин).
Программу готовит молодой дирижер Сяобо Ху (Китай), который в 2022 году получил концертный ангажемент в качестве специального приза от театра Новая Опера на Международном конкурсе пианистов, композиторов и дирижеров имени С.В. Рахманинова.
Солистки: Софья Кипрская (арфа), Зарина Шиманская (фортепиано).
ГАСТРОЛИ
Осенью 2023 года состоятся гастрольные выступления Новой Оперы в городах России.
22 сентября оркестр театра под управлением Дмитрия Волосникова выступит на open-air фестивале «Владивостокская крепость». В исполнении коллектива прозвучит Adiemus – проект современного английского композитора Карла Дженкинса, стиль которого находится на пересечении классической, популярной и этнической музыки. На основе африканских, арабских, индийских, китайских, кельтских мотивов композитор создал универсальную музыку, в которой даже слова выполняют роль инструментальных звуков.
21 октября в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии Новая Опера представит Симфонию №2 Г. Малера («Воскресение»). Произведение исполнят: солистки Кристина Пономарёва и Агунда Кулаева, хор и оркестр театра, дирижер Ян Латам-Кёниг. В своих симфониях Малер строил «новый мир», а для выражения идеи произведения включал в них поэтическое слово. Впервые это произошло именно во Второй симфонии: в четвертой части он использовал текст из сборника «Волшебный рог мальчика», а основой пятой части стали стихи Ф. Клопштока «Ты воскреснешь, да, воскреснешь ты после сна недолгого». Этот концерт продолжает малеровскую линию в репертуаре Новой Оперы: в июне 2022 на сцене театра прозвучала Третья симфония Малера, в июне 2023 – Вторая симфония.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР НОВОЙ ОПЕРЫ (ОКНО)
В новом сезоне продолжит работу Образовательный кластер Новой Оперы, уникальное подразделение театра, открывающее окно в оперу для зрителей разного возраста, достатка, вкусов и убеждений.
В афише ОКНа сохранятся самые популярные у зрителей форматы: игровые программы для разного возраста, начиная с 0+, семейные дни в опере, детские мастерские, занятия хора для всех желающих, беседы перед спектаклями, бесплатные программы для школ и многое другое. Продолжит развиваться онлайн-платформа – она пополнится новыми подкастами к премьерам и специальными аудиопроектами о театре. Будет расширяться социальное направление – в плане большой проект для участников с ментальными особенностями, который даст нашим гостям возможность исследовать театр и попробовать создать собственный музыкальный спектакль.
Масштабная работа Образовательного кластера обеспечивается поддержкой партнера театра Аркадия Ротенберга.

Материал: News-w.org / Светлана Юрьева по материалам пресс-службы
Фото: пресс-служба
Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (0)