13 и 15 июля 2023 года в Московском театре Новая Опера имени Е.В. Колобова состоится премьера оперы «Почтальон из Лонжюмо» А. Адана в концертном исполнении. Через год, в июле 2024 года, запланирована постановка. Концертнуюи сценическую версии готовит режиссер, художественный руководитель Московского драматического театра имени А.С. Пушкина, заслуженный артист РФ, лауреат премии «Золотая Маска» Евгений Писарев.
Обращение к неизвестному для современного зрителя произведению «Почтальон из Лонжюмо» А. Адана происходит в год 220-летия со дня рождения композитора. Выбор этого произведения – логичное продолжение одной из репертуарных линий театра Новая Опера: открытие редких или забытых страниц классического наследия. Появление имени французского композитора Адольфа Адана (1803–1856) в оперном репертуаре неожиданно и примечательно. Его причисляют к удивительному «поколению дарований» начала XIX века: Виктор Гюго, Гектор Берлиоз, Александр Дюма-отец, Проспер Мериме, Жорж Санд. В музыкальной истории Адан остался, прежде всего, как автор балета «Жизель». Тем не менее, он был очень продуктивным композитором и его сочинения были невероятно популярны в XIX веке. Самая обширная часть наследия Адана – театральная музыка (оперы, балеты, водевили). Исследователи не сходятся в подсчете сочинений: в изданиях указывается разное количество. Один из вариантов – 42 оперы и 14 балетов (монография AdolpheAdam, MasteroftheOpéra-Comique; авторы: RobertIgnatiusLetellier, NicholasLesterFuller; Кембридж, 2023).
Некоторые произведения Адана связаны с Россией. В 1839 году он приехал в Петербург, где создал новую балетную партитуру «Морской разбойник» и руководил репетициями оперы «Престонский пивовар». Он был приглашен по указанию императрицы Александры Фёдоровны, которая интересовалась автором ее любимой оперы «Почтальон из Лонжюмо». В Петербурге эта опера прозвучала в 1837 году силами немецкой труппы (спустя год после премьеры в парижском театре Опера-Комик, 1836). Затем состоялась постановка в Москве в Большом театре (1839). В XX веке спектакль «Почтальон из Лонжюмо» шел в Куйбышевском государственном театре оперы и балета (1959/1960, в настоящее время – Самарский театр).
За рубежом опера «Почтальон из Лонжюмо» была одной из самых популярных в творчестве Адана. К концу XIX века она была поставлена более 500 раз в Париже, более 800 раз в Берлине, исполнялась в Вене, Лейпциге, Праге, Риге (здесь ей дирижировал молодой Рихард Вагнер). В Опера-Комик, где состоялась мировая премьера, «Почтальон из Лонжюмо» исчез из репертуара в 1894 году и вернулся лишь в 2019 году (музыкальный руководитель Себастьян Руланд, режиссер Мишель Фо).
Адан сотрудничал с крупнейшими либреттистами своего времени, среди которых Эжен Скриб (один из самых популярных драматургов XIX века не только во Франции, но и во всем мире, его пьесы были основой репертуара многих театров, прежде всего – французской Гранд-Опера), а также Адольф де Лёвен (знаменитый французский драматург, автор около 170 пьес, оперных и балетных либретто, друг Александра Дюма-старшего, сорежиссер парижской Опера-Комик). Именно де Лёвен написал либретто «Почтальона из Лонжюмо», его соавтором стал Леон Леви Брюнсвик.
В основе сюжета – нелепая история о почтальоне Шаплу, который обладает прекрасным голосом. После свадьбы с трактирщицей Мадлен он тут же уезжает в Париж по приглашению директора театра маркиза де Корси, услышавшего, как Шаплу великолепно поет. Прошло десять лет, Шаплу стал солистом Парижской оперы Сен-Фаром, Мадлен получила наследство от тетушки и теперь называет себя мадам де Латур. Воспользовавшись симпатией того же маркиза, она приглашает оперных звезд в свой дом. Сен-Фар не узнает супругу при встрече, в отличие от мадам де Латур, которая не только узнает, но и решает проучить своего легкомысленного мужа.
Евгений Писарев, режиссер концертного исполнения в Новой Опере в этом году и постановки в следующем, нисколько не смущен избыточной театральностью и явной абсурдностью либретто, скорее наоборот: «Думаю, что неправдоподобность сюжета воспринималась так же и век, и два века назад. Может быть, за такой нелепостью, фантазией, за таким сновидением в театр и шли. Но для сегодняшнего зрителя этого недостаточно. Необходим забавный, ироничный комментарий, без которого ни музыкальная, ни сюжетная составляющая не прозвучат. Только таким способом мы можем не прятать эту театральность, а усилить ее».
Комментарий создал драматург Сергей Плотов. Специально для исполнения произведения в Новой Опере он написал стихи на русском языке, которые остроумно заменят разговорные диалоги, традиционные для французской комической оперы.
Интересен выбор профессии главного героя, поскольку почтальон в эту эпоху не только доставлял письма, но и перевозил пассажиров. Почта была местом, где проезжающие отдыхали и меняли лошадей. Но именно в тот период, когда создавалась опера, во Франции начала развиваться сеть железнодорожных линий. Первая конная железная дорога появилась в 1827 году, первая линия с грузовым и пассажирским движением и паровой тягой – в 1832 году, а в 1837 году первый поезд прибыл в Париж. Поэтому, с одной стороны, фигура почтальона была очень хорошо знакома публике XIX века, а с другой стороны, главный герой оперы был представителем постепенно исчезающей профессии, и сочинение Адана стало его своеобразной «лебединой песнью».
Музыкальный руководитель и дирижер концертного исполнения «Почтальона из Лонжюмо» в Новой Опере КлеманНонсьё, рассуждая об актуальности произведения, подчеркивает, что тема исчезновения профессий очень современна: «Мы в музее – надо честно это признать, но есть моменты, которые резонируют со мной. Например, как много обычных для нас вещей исчезнут в скором времени! Сегодня история почтальона – зеркало, в котором мы можем рассмотреть исчезнувшее глазами современного человека. Актуальным в этом случае становится стилистическая работа с музыкой. Мы будем исполнять “Почтальона” с современной манерой пения, с современными инструментами. Это диалог с музыкой прошлого». Маэстро впервые станет музыкальным руководителем оперной постановки в России.
По сюжету и форме (чередование музыки с разговорными диалогами) «Почтальон из Лонжюмо» наследует традиции классической opéra-comique, но по музыкальному наполнению и виртуозности партий композитор, несомненно, развивает жанр, усложняет фактуру (вводит полифонический эпизод), использует тембровые находки. Не случайно Адольфа Адана (наряду с его учителем Ф.А. Буальдьё, Ф. Герольдом, Д. Обером) считают мастером второго золотого века комической оперы.
«Почтальон из Лонжюмо» – бенефис тенора, главный герой почти все время находится на сцене. Его «коронный номер» – рондо почтальона с высочайшим ре второй октавы (именно поэтому партию называют экзаменом для тенора). Это рондо – своеобразный рефрен всей оперы: сначала его поет Шаплу для невесты, затем этот напев Мадлен слышит издалека, когда Шаплу уже уехал покорять Париж, и наконец рондо звучит в счастливом финале.
У главного героя оперы Шаплу есть реальный исторический прототип – певец Пьер де Желиотт (1713–1797), участвовавший в первых постановках опер, которые упоминаются в либретто («Кастор и Поллукс» Рамо, «Деревенский колдун» Руссо). Конечно, успех «Почтальона из Лонжюмо» во многом зависит от исполнителя этой роли. Адан создавал партию Шаплу, как тогда было принято, на конкретного исполнителя – Жана-Батиста Шолле, учитывая особенности и возможности его голоса: певец славился умением брать невероятно высокие ноты в головном регистре. В Германии эту роль виртуозно исполнял Теодор Вахтель. В XX и XXI веках образ почтальона-певца воплощали Николай Гедда, Джон Алер, Майкл Спайрз.
В Новой Опере партию Шаплу репетируют солист театра Ярослав Абаимов и солист Московского академического Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Кирилл Золочевский.
В составе постановочной группы: художник по свету Майя Шавдатуашвили, хормейстер Юлия Сенюкова. В 2024 году художником-постановщиком спектакля будет Зиновий Марголин (пятикратный лауреат премии «Золотая Маска», в том числе за спектакль «Мертвый город»), художником по костюмам – лауреат премии «Золотая Маска» Ольга Шаишмелашвили.
Материал: News-w.org / Наталья Логинова по материалам пресс-службы
Фото: пресс-служба
Обращение к неизвестному для современного зрителя произведению «Почтальон из Лонжюмо» А. Адана происходит в год 220-летия со дня рождения композитора. Выбор этого произведения – логичное продолжение одной из репертуарных линий театра Новая Опера: открытие редких или забытых страниц классического наследия. Появление имени французского композитора Адольфа Адана (1803–1856) в оперном репертуаре неожиданно и примечательно. Его причисляют к удивительному «поколению дарований» начала XIX века: Виктор Гюго, Гектор Берлиоз, Александр Дюма-отец, Проспер Мериме, Жорж Санд. В музыкальной истории Адан остался, прежде всего, как автор балета «Жизель». Тем не менее, он был очень продуктивным композитором и его сочинения были невероятно популярны в XIX веке. Самая обширная часть наследия Адана – театральная музыка (оперы, балеты, водевили). Исследователи не сходятся в подсчете сочинений: в изданиях указывается разное количество. Один из вариантов – 42 оперы и 14 балетов (монография AdolpheAdam, MasteroftheOpéra-Comique; авторы: RobertIgnatiusLetellier, NicholasLesterFuller; Кембридж, 2023).
Некоторые произведения Адана связаны с Россией. В 1839 году он приехал в Петербург, где создал новую балетную партитуру «Морской разбойник» и руководил репетициями оперы «Престонский пивовар». Он был приглашен по указанию императрицы Александры Фёдоровны, которая интересовалась автором ее любимой оперы «Почтальон из Лонжюмо». В Петербурге эта опера прозвучала в 1837 году силами немецкой труппы (спустя год после премьеры в парижском театре Опера-Комик, 1836). Затем состоялась постановка в Москве в Большом театре (1839). В XX веке спектакль «Почтальон из Лонжюмо» шел в Куйбышевском государственном театре оперы и балета (1959/1960, в настоящее время – Самарский театр).
За рубежом опера «Почтальон из Лонжюмо» была одной из самых популярных в творчестве Адана. К концу XIX века она была поставлена более 500 раз в Париже, более 800 раз в Берлине, исполнялась в Вене, Лейпциге, Праге, Риге (здесь ей дирижировал молодой Рихард Вагнер). В Опера-Комик, где состоялась мировая премьера, «Почтальон из Лонжюмо» исчез из репертуара в 1894 году и вернулся лишь в 2019 году (музыкальный руководитель Себастьян Руланд, режиссер Мишель Фо).
Адан сотрудничал с крупнейшими либреттистами своего времени, среди которых Эжен Скриб (один из самых популярных драматургов XIX века не только во Франции, но и во всем мире, его пьесы были основой репертуара многих театров, прежде всего – французской Гранд-Опера), а также Адольф де Лёвен (знаменитый французский драматург, автор около 170 пьес, оперных и балетных либретто, друг Александра Дюма-старшего, сорежиссер парижской Опера-Комик). Именно де Лёвен написал либретто «Почтальона из Лонжюмо», его соавтором стал Леон Леви Брюнсвик.
В основе сюжета – нелепая история о почтальоне Шаплу, который обладает прекрасным голосом. После свадьбы с трактирщицей Мадлен он тут же уезжает в Париж по приглашению директора театра маркиза де Корси, услышавшего, как Шаплу великолепно поет. Прошло десять лет, Шаплу стал солистом Парижской оперы Сен-Фаром, Мадлен получила наследство от тетушки и теперь называет себя мадам де Латур. Воспользовавшись симпатией того же маркиза, она приглашает оперных звезд в свой дом. Сен-Фар не узнает супругу при встрече, в отличие от мадам де Латур, которая не только узнает, но и решает проучить своего легкомысленного мужа.
Евгений Писарев, режиссер концертного исполнения в Новой Опере в этом году и постановки в следующем, нисколько не смущен избыточной театральностью и явной абсурдностью либретто, скорее наоборот: «Думаю, что неправдоподобность сюжета воспринималась так же и век, и два века назад. Может быть, за такой нелепостью, фантазией, за таким сновидением в театр и шли. Но для сегодняшнего зрителя этого недостаточно. Необходим забавный, ироничный комментарий, без которого ни музыкальная, ни сюжетная составляющая не прозвучат. Только таким способом мы можем не прятать эту театральность, а усилить ее».
Комментарий создал драматург Сергей Плотов. Специально для исполнения произведения в Новой Опере он написал стихи на русском языке, которые остроумно заменят разговорные диалоги, традиционные для французской комической оперы.
Интересен выбор профессии главного героя, поскольку почтальон в эту эпоху не только доставлял письма, но и перевозил пассажиров. Почта была местом, где проезжающие отдыхали и меняли лошадей. Но именно в тот период, когда создавалась опера, во Франции начала развиваться сеть железнодорожных линий. Первая конная железная дорога появилась в 1827 году, первая линия с грузовым и пассажирским движением и паровой тягой – в 1832 году, а в 1837 году первый поезд прибыл в Париж. Поэтому, с одной стороны, фигура почтальона была очень хорошо знакома публике XIX века, а с другой стороны, главный герой оперы был представителем постепенно исчезающей профессии, и сочинение Адана стало его своеобразной «лебединой песнью».
Музыкальный руководитель и дирижер концертного исполнения «Почтальона из Лонжюмо» в Новой Опере КлеманНонсьё, рассуждая об актуальности произведения, подчеркивает, что тема исчезновения профессий очень современна: «Мы в музее – надо честно это признать, но есть моменты, которые резонируют со мной. Например, как много обычных для нас вещей исчезнут в скором времени! Сегодня история почтальона – зеркало, в котором мы можем рассмотреть исчезнувшее глазами современного человека. Актуальным в этом случае становится стилистическая работа с музыкой. Мы будем исполнять “Почтальона” с современной манерой пения, с современными инструментами. Это диалог с музыкой прошлого». Маэстро впервые станет музыкальным руководителем оперной постановки в России.
По сюжету и форме (чередование музыки с разговорными диалогами) «Почтальон из Лонжюмо» наследует традиции классической opéra-comique, но по музыкальному наполнению и виртуозности партий композитор, несомненно, развивает жанр, усложняет фактуру (вводит полифонический эпизод), использует тембровые находки. Не случайно Адольфа Адана (наряду с его учителем Ф.А. Буальдьё, Ф. Герольдом, Д. Обером) считают мастером второго золотого века комической оперы.
«Почтальон из Лонжюмо» – бенефис тенора, главный герой почти все время находится на сцене. Его «коронный номер» – рондо почтальона с высочайшим ре второй октавы (именно поэтому партию называют экзаменом для тенора). Это рондо – своеобразный рефрен всей оперы: сначала его поет Шаплу для невесты, затем этот напев Мадлен слышит издалека, когда Шаплу уже уехал покорять Париж, и наконец рондо звучит в счастливом финале.
У главного героя оперы Шаплу есть реальный исторический прототип – певец Пьер де Желиотт (1713–1797), участвовавший в первых постановках опер, которые упоминаются в либретто («Кастор и Поллукс» Рамо, «Деревенский колдун» Руссо). Конечно, успех «Почтальона из Лонжюмо» во многом зависит от исполнителя этой роли. Адан создавал партию Шаплу, как тогда было принято, на конкретного исполнителя – Жана-Батиста Шолле, учитывая особенности и возможности его голоса: певец славился умением брать невероятно высокие ноты в головном регистре. В Германии эту роль виртуозно исполнял Теодор Вахтель. В XX и XXI веках образ почтальона-певца воплощали Николай Гедда, Джон Алер, Майкл Спайрз.
В Новой Опере партию Шаплу репетируют солист театра Ярослав Абаимов и солист Московского академического Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Кирилл Золочевский.
В составе постановочной группы: художник по свету Майя Шавдатуашвили, хормейстер Юлия Сенюкова. В 2024 году художником-постановщиком спектакля будет Зиновий Марголин (пятикратный лауреат премии «Золотая Маска», в том числе за спектакль «Мертвый город»), художником по костюмам – лауреат премии «Золотая Маска» Ольга Шаишмелашвили.
Материал: News-w.org / Наталья Логинова по материалам пресс-службы
Фото: пресс-служба
Обсудить
Читайте также:
Комментарии (0)