10 августа музей-заповедник «Коломенское» откроет выставку «Поэма про героиню. Анна Ахматова в Коломенском». Экспозиция во Дворце царя Алексея Михайловича объединит мемориальные вещи поэтессы, архивные фотографии, а также памятники национального искусства и культуры, которые были представлены в экспозиции музея в 1950–60-е годы, когда Анна Андреевна посещала Коломенское. Проект создан в партнерстве с Государственным музеем истории российской литературы имени В.И. Даля и Государственным литературно-мемориальным музеем Анны Ахматовой в Фонтанном доме.
Выставка состоит из двух разделов. Первый рассказывает о московском периоде жизни и творчества великой поэтессы. У Ахматовой не было постоянной квартиры в Москве. Она сама говорила, что жила здесь «бездомной» и останавливалась у друзей. Особый интерес представляют мемории поэтессы из собрания Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме: платье, плащ, очки, трость, бусина из четок, подаренная Мариной Цветаевой во время встречи в июне 1941 года, книги с личными пометками и серия фотографий, запечатлевших Анну Андреевну в 1950–60-е годы.
Второй раздел экспозиции раскрывает особое отношение Анны Ахматовой к Коломенскому и акцентирует внимание на личном, ценностном отношении поэтессы к музею-заповеднику.
Впервые Анна Андреевна оказалась в Коломенском в 1952 году, оправившись после первого инфаркта. В воспоминаниях Лидии Чуковской есть свидетельство от 13 июня 1952 года, передающее первое, наиболее яркое впечатление Ахматовой от посещения Коломенского: «Вернувшись в Москву из санатория я от избытка сил, сразу поехала смотреть Коломенское. Ничего похожего я в жизни не видела, это прекраснее Notre Dame de Paris. Я целую неделю бредила Коломенским. Это неслыханно. Это должен видеть каждый и притом каждый день».
Коломенское для Ахматовой было связано прежде всего с церковью Вознесения. О ее восхищении этим выдающимся памятником архитектуры говорят все мемуаристы, оставившие о ней воспоминания. Позднее она рекомендовала своим друзьям, приезжающим в Москву, обязательно посещать Коломенское. А через 10 лет после первого посещения написала стихотворение «Как древние в Коломенском ворота...», автограф этого произведения будет представлен на выставке.
Любое место Ахматова воспринимала прежде всего через эпоху и людей, связанных с этой эпохой. Новгород видится ей местом, где «Марфа правила и правил Аракчеев»; «Куликовской битвой веют склоны» в Воронеже. А в Коломенском живет дух русской истории, который хранят архитектурные памятники и экспонаты. На вопрос Анатолия Наймана, с чего ему осваивать Москву, Ахматова ответила: «Смотря, что Вам интересно: если камни, то с Коломенского, если барахло — с Останкина». Именно поэтому во втором разделе представлены памятники искусства из собрания музея-заповедника «Коломенское», которые Анна Ахматова могла видеть в выставочных залах в 1950–60-е годы.
Материал: News-w.org / Гульзифа Аджигитова по материалам пресс-службы
Фото: пресс-служба
Выставка состоит из двух разделов. Первый рассказывает о московском периоде жизни и творчества великой поэтессы. У Ахматовой не было постоянной квартиры в Москве. Она сама говорила, что жила здесь «бездомной» и останавливалась у друзей. Особый интерес представляют мемории поэтессы из собрания Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме: платье, плащ, очки, трость, бусина из четок, подаренная Мариной Цветаевой во время встречи в июне 1941 года, книги с личными пометками и серия фотографий, запечатлевших Анну Андреевну в 1950–60-е годы.
Второй раздел экспозиции раскрывает особое отношение Анны Ахматовой к Коломенскому и акцентирует внимание на личном, ценностном отношении поэтессы к музею-заповеднику.
Впервые Анна Андреевна оказалась в Коломенском в 1952 году, оправившись после первого инфаркта. В воспоминаниях Лидии Чуковской есть свидетельство от 13 июня 1952 года, передающее первое, наиболее яркое впечатление Ахматовой от посещения Коломенского: «Вернувшись в Москву из санатория я от избытка сил, сразу поехала смотреть Коломенское. Ничего похожего я в жизни не видела, это прекраснее Notre Dame de Paris. Я целую неделю бредила Коломенским. Это неслыханно. Это должен видеть каждый и притом каждый день».
Коломенское для Ахматовой было связано прежде всего с церковью Вознесения. О ее восхищении этим выдающимся памятником архитектуры говорят все мемуаристы, оставившие о ней воспоминания. Позднее она рекомендовала своим друзьям, приезжающим в Москву, обязательно посещать Коломенское. А через 10 лет после первого посещения написала стихотворение «Как древние в Коломенском ворота...», автограф этого произведения будет представлен на выставке.
Любое место Ахматова воспринимала прежде всего через эпоху и людей, связанных с этой эпохой. Новгород видится ей местом, где «Марфа правила и правил Аракчеев»; «Куликовской битвой веют склоны» в Воронеже. А в Коломенском живет дух русской истории, который хранят архитектурные памятники и экспонаты. На вопрос Анатолия Наймана, с чего ему осваивать Москву, Ахматова ответила: «Смотря, что Вам интересно: если камни, то с Коломенского, если барахло — с Останкина». Именно поэтому во втором разделе представлены памятники искусства из собрания музея-заповедника «Коломенское», которые Анна Ахматова могла видеть в выставочных залах в 1950–60-е годы.
Материал: News-w.org / Гульзифа Аджигитова по материалам пресс-службы
Фото: пресс-служба
Обсудить
Читайте также:
Комментарии (0)