18+


Всемирные новости и новости шоу-бизнеса | News-w.org | World news and Showbiz news » Афиша » Премьера и образовательная программа в преддверии премьерных показов спектакля "Лес" в Театре Маяковского

16 октябрь 2023, Понедельник
8
0
Премьера и образовательная программа в преддверии премьерных показов спектакля "Лес" в Театре МаяковскогоК премьере спектакля Театр Маяковского запустил образовательную программу: 15 октября на Малой сцене состоялась лекция историка театра, доктора искусствоведения Нины Алексеевны Шалимовой. Зрители отправились в путешествие в вековую историю отношений театра с пьесами главного русского драматурга, «Колумба Замоскворечья», Александра Николаевича Островского. Узнали, почему критика называет их «пьесами жизни», какие смыслы вскрывает в хрестоматийных сюжетах сцена разных эпох, что делает Островского, непереводимого на другие языки, самым востребованным автором русского театра более 100 лет.

А уже в следующие выходные зрителей ждет лекция Вадима Щербакова «Революционный Островский: как выглядел «Лес» Всеволода Мейерхольда». 21 октября в 18.00 на Малой сцене состоится лекция-реконструкция знаменитого спектакля Мейерхольда, одного из основателей Театра Революции. Спектакль 1924 года «Лес» по своему художественному значению и новаторскому пафосу стоит в ряду величайших творений Мейерхольда. Радостное, бесшабашное и трогательное представление – впервые за всю историю попыток внедрения «балагана» на подмостки российского эстетического театра – пробило стену, упорно отделявшую эксперименты «в духе» народной комедии от собственно народа, которому абсолютно непонятны были изыски «левой» режиссуры. «Лес» имел колоссальный успех у самой что ни на есть демократической публики. Фурор, производимый этим действом на массового зрителя 1920-х и 1930-х годов, – полагал Борис Алперс – «может быть сравним только с успехом первых чеховских спектаклей среди интеллигентной аудитории Московского Художественного театра начала века».

Со времён Шекспира ещё никто не смог добиться такой близости высокого сценического искусства к народу, такой лёгкости его восприятия людьми самого различного культурного уровня. Шекспировы динамичность и абсолютная театральность композиции спектакля превращали «Лес» Мейерхольда в многослойное зрелище, каждый поворот которого захватывал разные части аудитории.

Подобно Шекспиру, без всякого смущения переписывавшему чужие сюжеты, Мейерхольд подошёл к пьесе Островского как к материалу для собственной фантазии. Всякий пиетет перед классическим наследием был отброшен, авторское своеволие отвергало любые табу. Пьеса признавалась важным, но одним из многих элементов спектакля, каждый из которых требовал свободного и непредвзятого подхода постановщика. «Театр имеет право на разночтение пьес», – утверждает Мейерхольд и дробит классические явления и акты на 33 эпизода, перекомпоновывая их порядок.

Изящная конструкция уходящего вдаль и ввысь моста, легко парящего над стоячим бытием усадьбы Пеньки, становилась пространством той свободы, которой не ведали домочадцы помещицы Гурмыжской. Спектакль нёс в себе традиционное для любого народного зрелища убеждение: воли нет и быть не может у тех, «которые власть имеют». На лекции зрители соберут легендарный спектакль Мейерхольда деталь за деталью, восстанавливая из истории театра те смыслы, которые сегодня снова становятся актуальными.

Вадим Анатольевич Щербаков — заведующий сектором театрального наследия Мейерхольда Государственного института искусствознания, главный редактор журнала «Вопросы театра».

Уже через выходные состоится премьера спектакля «Лес» в постановке Егора Перегудова.

Премьера в день рождения Театра Маяковского - 28 и 29 октября в 18.00 на Основной сцене Театра Маяковского. Спектакль приурочен к празднованию 200-летия со дня рождения А.Н.Островского и 100-летию постановки Вс.Э. Мейерхольда «Доходное место». Имя Островского – одно из самых постоянных на афише Театра им. Вл.Маяковского: «Лес» станет восьмым спектаклем великого драматурга в текущем репертуаре «Маяковки». Первой же постановкой по Островскому на этой сцене была комедия «Доходное место», которую главный режиссер Театра Революции (ныне Театра Маяковского) Вс.Э.Мейерхольд осуществил ровно 100 лет назад – премьера состоялась в 1923 году. Спектакль стал настоящей «классикой» театра ХХ века.

На этот раз 200-летие А.Н.Островского в Театре Маяковского отметят постановкой комедии «Лес», в которой будут задействованы несколько поколений артистов «Маяковки»: как молодые, недавно принятые в труппу актеры, так и именитые мастера сцены. Среди исполнителей главных ролей Анна Ардова, Вячеслав Ковалев, Дарья Повереннова, Сергей Удовик. За сценическое оформление будущей премьеры отвечает народный художник России, главный художник Театра Маяковского Владимир Арефьев.

На перекрёстке лесных дорог, посреди России, сходятся два провинциальных артиста, комик Счастливцев (Сергей Удовик) и трагик Несчастливцев (Вячеслав Ковалев). Дорога доводит их до «Пеньков» — усадьбы богатой помещицы Гурмыжской (Анна Ардова), где творится «тёмный лес». Молодые женятся на старых ради денег, бесприданницы топятся от любви, все врут и никто не счастлив.

Поработав в других спектаклях со стихиями ветра, воды, огня, в пьесе Островского художественный руководитель Маяковки Егор Перегудов исследует новую стихию. Леса давно нет. Нет ни пеньков, ни опилок. Одна природная сила вытеснила другую, оставив человека в тревожной зыбкости и полном бессилии. Мир буквально поплыл из-под ног, и людям здесь больше не на что опереться. Разве что сотворить для себя иллюзию другого мира?

Актёры Счастливцев и Несчастливцев, нищие и бездомные, приходят в богатую усадьбу и вопреки логике заставляют каждого стать собой. Если ты не можешь выбрать за левых/за правых, ломай саму систему этого выбора, будь сумасшедшим: создай реальность, в которой не нужно выбирать из двух зол.

Егор Перегудов, режиссёр, художественный руководитель Театра Маяковского:
«Пьесы Островского часто ставят как театр в театре. В «Лесе» мне кажется важным другое: актёры привносят игру в реальную жизнь, и в этом шанс рассказать про театр искренне. Мы ищем способ выразить театр на сцене не через слова и декорации, а через то, как люди проживают сложные моменты своей жизни при помощи фантазии. Мы бедные, а ведём себя как будто богатые; нас гонят, а мы играем свою востребованность. И вдруг эта вторая игровая реальность преображает первую. Потому что театр — зеркало с оптическим эффектом, что-то увеличивает, искривляет, выпрямляет. Посмотрелся, запомнил, стал другим.
Лес — дремучая стихия: ты вытаптываешь тропинку, а она мгновенно зарастает, снова и снова. Должно быть что-то, что удерживает тебя на плаву, даёт энергию противостоять этой дремучей реальности, даже понимая её непобедимость. Для нас это театр».

Материал: News-w.org / Сергей Коннов по материалам пресс-службы
Фото: пресс-служба
Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (0)