Именно таков посыл к чеховскому Вершинину в исполнении Николая Коротаева был у художественного руководителя МХАТ имени Горького Эдуарда Боякова в первом антракте генерального прогона спектакля «Три сестры», реконструкции знаменитой постановки Владимира Немировича-Данченко 1940 года. «О времена, о нравы» – и это в легендарном театре на Тверском бульваре?!
Задержавшийся на час пресс-показ обернулся настоящим театральным шоу. Оба раза во времена больших антрактов артисты приглашались в зал, где Валентин Клементьев, Михаил Кабанов и Эдуард Бояков обсуждали с участниками восстановленного спектакля действо и действия героев. Находящиеся в стенах легендарного театра представители СМИ были очень удивлены – и это еще мягко сказано. Пишучие – вникали в диалоги режиссеров и актеров, снимающие – не переставая, стрекотали затворами своих аппаратов. Такое «внедрение» прессы в процесс постановки – довольно редкая вещь. Горьковским мхатовцам удалось удивить и журналистов и телевидение. Артисты слушали, спорили, вникали…и снова шли на сцену. Справедливости ради – когда они вышли в зал после второго антракта – вопросов и претензий у постановщиков было гораздо меньше. Но для представителей СМИ это точно останется в памяти и в строчках рецензий. Только один вопрос: «Где чеховский Вершинин, и где голливудский Депп?»
Из понятного - театру удалось сохранить исторические декорации 1940 года. «Попытки реконструировать имели разный успех, но отношение к нему всегда было как к некоему ориентиру, к которому все пытались стремиться. Но это как раз вызов, который нас заставляет наиболее тщательно отнестись к этому материалу», – сказал один из реконструкторов постановки Валентин Клементьев.
В процессе восстановлении постановки на протяжении нескольких месяцев участвовала профессиональная команда реставраторов и экспертов. Исследовательская группа собирала материалы в библиотеках, музеях и архивах, в том числе публикации о спектакле, стенограммы репетиций, эскизы декораций и фотографии с премьеры. Театр также использовал режиссерскую световую, шумовую и прочие партитуры спектакля. В этой части к постановке вопросов практически нет.
То, что журналисты увидели на легендарной сцене в исполнении молодого состава, вызывает уважение и заставляет по-другому смотреть на спектакль легенду. Артисты, так показалось из зала, трепетно отнеслись к пьесе и прониклись историей довоенной постановки Владимира Немировича-Данченко. Талант, азарт, огонь в глазах, сопереживание героям и «довод» до публики – все это в реконструированных «Трех сестрах» есть. Поймет и пойдет ли на это зритель – посмотрим после премьерных показов.
Театр приурочил премьеру реконструкции к 160-летию со дня рождения А. П. Чехова, 120-летию пьесы и 80-летию постановки Немировича-Данченко. «Потихонечку год за годом уходят, уходят, уходят смыслы, уходят образы, уходят какие-то свойства, которые очень важны для спектакля. Сейчас наша работа напоминает восстановление фресок», - заявил журналистам художественный руководитель МХАТ имени Горького Эдуард Бояков.
Можно восстановить декорации, костюмы и мизансцены. Но достаточно ли этого для восстановления исторической постановки? Посыл то точно благороден, хотя и возникает вопрос – зачем? Только ли для памяти непревзойденного Владимира Немировича-Данченко, или есть еще что-то? А вот результат этой реконструкции мы все увидим после премьеры – как зритель будет реагировать на такую «реновацию»? Каждое живое существо, как и спектакль, имеет свое время, отмерянное природой. И если современные актеры и режиссеры смогут «поспорить» с природой и «остановить» или «восстановить» время – честь им и хвала. Ну, а если не сумеют – то у них, и у всех нас - зрителей, появиться еще один спектакль.
«Спектакль Немировича - это самый великий, самый знаменитый спектакль советского периода МХАТа. Нам досталась это материальная роскошь: мы работаем с декорациями Дмитриева, мы их не воссоздаем, мы ими владеем. Они в наших руках. Что нам сейчас нужно отправить в музей или на склады? Или сделать какую-нибудь инсталляцию? Или сделать постмодернистский оммаж? Давайте все поменяем, но будем это играть в декорациях Дмитриева. С этим спектаклем так не должно быть», - с чувством, достойным торжественности момента, говорит о процессе реконструкции Эдуард Бояков.
Выходя поздно ночью после генерального прогона, помимо вопроса Вершинин-Депп, возник еще один: «Возможна ли вообще в театре реконструкция как форма?» И только зрителю, и чуть критикам, решать – получилась ли у МХАТ имени Горького реконструкция спектакля «Три сестры» или у них появился в репертуаре просто новый спектакль?
Материал: News-w.org / Владимир Сабадаш по материалам пресс-службы
Фото: News-w.org / Сабадаш Владимир
Задержавшийся на час пресс-показ обернулся настоящим театральным шоу. Оба раза во времена больших антрактов артисты приглашались в зал, где Валентин Клементьев, Михаил Кабанов и Эдуард Бояков обсуждали с участниками восстановленного спектакля действо и действия героев. Находящиеся в стенах легендарного театра представители СМИ были очень удивлены – и это еще мягко сказано. Пишучие – вникали в диалоги режиссеров и актеров, снимающие – не переставая, стрекотали затворами своих аппаратов. Такое «внедрение» прессы в процесс постановки – довольно редкая вещь. Горьковским мхатовцам удалось удивить и журналистов и телевидение. Артисты слушали, спорили, вникали…и снова шли на сцену. Справедливости ради – когда они вышли в зал после второго антракта – вопросов и претензий у постановщиков было гораздо меньше. Но для представителей СМИ это точно останется в памяти и в строчках рецензий. Только один вопрос: «Где чеховский Вершинин, и где голливудский Депп?»
Из понятного - театру удалось сохранить исторические декорации 1940 года. «Попытки реконструировать имели разный успех, но отношение к нему всегда было как к некоему ориентиру, к которому все пытались стремиться. Но это как раз вызов, который нас заставляет наиболее тщательно отнестись к этому материалу», – сказал один из реконструкторов постановки Валентин Клементьев.
В процессе восстановлении постановки на протяжении нескольких месяцев участвовала профессиональная команда реставраторов и экспертов. Исследовательская группа собирала материалы в библиотеках, музеях и архивах, в том числе публикации о спектакле, стенограммы репетиций, эскизы декораций и фотографии с премьеры. Театр также использовал режиссерскую световую, шумовую и прочие партитуры спектакля. В этой части к постановке вопросов практически нет.
То, что журналисты увидели на легендарной сцене в исполнении молодого состава, вызывает уважение и заставляет по-другому смотреть на спектакль легенду. Артисты, так показалось из зала, трепетно отнеслись к пьесе и прониклись историей довоенной постановки Владимира Немировича-Данченко. Талант, азарт, огонь в глазах, сопереживание героям и «довод» до публики – все это в реконструированных «Трех сестрах» есть. Поймет и пойдет ли на это зритель – посмотрим после премьерных показов.
Театр приурочил премьеру реконструкции к 160-летию со дня рождения А. П. Чехова, 120-летию пьесы и 80-летию постановки Немировича-Данченко. «Потихонечку год за годом уходят, уходят, уходят смыслы, уходят образы, уходят какие-то свойства, которые очень важны для спектакля. Сейчас наша работа напоминает восстановление фресок», - заявил журналистам художественный руководитель МХАТ имени Горького Эдуард Бояков.
Можно восстановить декорации, костюмы и мизансцены. Но достаточно ли этого для восстановления исторической постановки? Посыл то точно благороден, хотя и возникает вопрос – зачем? Только ли для памяти непревзойденного Владимира Немировича-Данченко, или есть еще что-то? А вот результат этой реконструкции мы все увидим после премьеры – как зритель будет реагировать на такую «реновацию»? Каждое живое существо, как и спектакль, имеет свое время, отмерянное природой. И если современные актеры и режиссеры смогут «поспорить» с природой и «остановить» или «восстановить» время – честь им и хвала. Ну, а если не сумеют – то у них, и у всех нас - зрителей, появиться еще один спектакль.
«Спектакль Немировича - это самый великий, самый знаменитый спектакль советского периода МХАТа. Нам досталась это материальная роскошь: мы работаем с декорациями Дмитриева, мы их не воссоздаем, мы ими владеем. Они в наших руках. Что нам сейчас нужно отправить в музей или на склады? Или сделать какую-нибудь инсталляцию? Или сделать постмодернистский оммаж? Давайте все поменяем, но будем это играть в декорациях Дмитриева. С этим спектаклем так не должно быть», - с чувством, достойным торжественности момента, говорит о процессе реконструкции Эдуард Бояков.
Выходя поздно ночью после генерального прогона, помимо вопроса Вершинин-Депп, возник еще один: «Возможна ли вообще в театре реконструкция как форма?» И только зрителю, и чуть критикам, решать – получилась ли у МХАТ имени Горького реконструкция спектакля «Три сестры» или у них появился в репертуаре просто новый спектакль?
Материал: News-w.org / Владимир Сабадаш по материалам пресс-службы
Фото: News-w.org / Сабадаш Владимир
Обсудить
Читайте также:
Комментарии (0)