Степан Бурнашев – один из самых ярких якутских режиссеров, автор нескольких полнометражных жанровых фильмов. Среди них - мелодрамы («Другая жизнь», «Первая любовь», которая была замечена французской критикой) и хорроры («Трясина», «Республика Z», «Хара дьай»). Он продюсирует, пишет сценарии, монтирует и часто работает на проектах друзей, в ленте «Пугало» Дмитрия Давыдова, которая стала победителем «Кинотавра»-2020 он отвечал за монтаж. По образованию - информатик-экономиста, за плечами - институт математики и информатики. Но кино для Бурнашева – то, без чего он, по собственному признанию, «не может жить».
Картина «Черный снег» повествует о дальнобойщике Гоше, который ради наживы спаивает родную деревню и не замечает, как судьба выставляет ему счет. После очередного рейса герой оказывается в ловушке бескрайних просторов севера. В борьбе за жизнь ему предстоят самые суровые испытания. Сумеет ли герой спастись? Фильм основан на реальной истории.
Якутский режиссер Степан Бурнашев, автор триллера «Черный снег» - о своем фильме и о том, что осталось за кадром.
Что означает название фильма?
- Название пришло еще тогда, когда я писал сценарий. В якутском языке, в культуре есть выражение «наступить на снег». В свой день рождения человек может сказать: я наступил на 38-ой снег, или на 40-ой. У каждого человека есть свой снег, и какого цвета он будет – решать только тебе самому.
В основе сюжета действительно лежит реальная история?
- Я эту историю слышал еще от отца, в детстве, в советские времена. Но когда я погрузился в тему поглубже, то понял, что таких случаев вообще-то было множество. И, к сожалению, большинство из них заканчивались не очень хорошо. Я основывался не на одном каком-то случае, а на нескольких.
Снять фильм на этот сюжет я решил еще в 2014 году. Сначала думал, что это будет короткометражка для альманаха, потом, в 2018-ом, решил, что эта история достойна быть полным метром. Я написал четыре варианта сценария. Подошел к делу дотошно: общался с дальнобойщиками, с хирургом консультировался по вопросам обморожения. Когда писал сцену, в которой главный герой оказывается под машиной, я сам валялся в квартире под диваном с пережатой рукой и проделывал все те действия, которые в фильме должен был проделать Гоша.
Вот это «белое безмолвие», суровые безлюдные просторы, в которых разыгрывается драма героя фильма – вызывает уважение и страх у зрителей из других, более комфортных в климатическом смысле регионов. А как это безмолвное холодное пространство воспринимают в Якутии?
Для нас это данность. Вообще, на разных площадках отмечают, что в якутских фильмах прослеживается тема дороги. Дорога – это неотъемлемая часть нашей жизни. В холодное время года она может нести опасность, конечно. Я сам бывал в таких ситуациях, когда в минус 47 ломалась машина на трассе. Было страшно…Но у нас огромная территория, мы там живем и привыкли к этому. И все это – часть нашего образа жизни.
Снимали зимой? В такие же 50-градусные морозы, в которых оказался ваш герой?
- Очень долго думали, как будем все это делать, в итоге – решили, что снимать будем на натуре. Планировали начать работу в январе, но не успели подготовиться и приступили к съемкам в конце февраля. Температура по ночам была 40 – 45 градусов, так что мы не обманываем зрителя. Холод в картине – настоящий. Исполнитель главной роли – Федот Львов играл на натуре. Он стойко все выдерживал. И более того, этот долгий кадр мы смогли снять только на третью ночь. Люди могли работать, аппаратура отказывала. На третью ночь мы это сняли с двух дублей, один из которых вошел в фильм.
Расскажите о команде, которая работала над фильмом, об актерах – кто они?
- Актер Федот Львов – заслуженной актер республики, играет в Якутском ТЮЗе. Он номинант премии «Ника», снимался в фильме «Орда» у Андрея Прошкина. Один из тех актеров, кто способен говорить без слов: взглядом, жестом…И оператор-постановщик Семен Аманатов – тоже может говорить без слов – кадрами. Я считаю, что очень важную роль сыграла работа композитора Андрея Гурьянова, это, кстати, не только я отмечаю, но и критики, и зрители.
В картине заняты профессиональные актеры, артисты якутских театров, хотя мне иногда задавали вопросы – неужели это не настоящие жители якутской глубинки? Единственный «не актер» – безмолвный дальнобойщик, который присутствует в картине в самом ее начале. Условно к непрофессионалам можно отнести Феодосию Иванову…но это будет все-таки ошибкой: она из народного театра и уже снималась раньше в кино. Она пенсионерка, любитель, но уже известная актриса, можно сказать. Играла в фильме Дмитрия Давыдова «Костер на ветру», в фильме «Ага» болгарского режиссера Милко Лазарова, этот фильм закрывал Берлинский фестиваль в 2018 году. И еще одну из ролей в «Черном снеге» сыграл местный блогер Алексей Михайлов, который хочет сниматься в кино. И даже уже снял, как продюсер, свой фильм, и скоро его выпустит.
Какой бюджет у вашей картины?
- Как продюсер, я вложился в производство в 3, 5 млн. рублей. Больше я просто не мог себе позволить. И моя группа, мои ребята любезно согласились за относительно небольшие гонорары поработать. У нас вообще очень много энтузиастов, они искренне болеют за якутское кино. Когда мы собираемся снимать – все загораются идеей и не думают о финансовой составляющей, все живут фильмом.
У фильма открытый финал, почему?
- Чтобы у вас возникали такие вопросы! Когда я писал сценарий, у меня было четыре варианта финала. Но когда начали снимать, я уже четко понимал, чем закончится фильм. Я хотел, чтобы зритель задавался разными вопросами. И в течение этой истории, этой дороги – чтобы он отвечал сам себе. Чтобы эти вопросы не оставались в воздухе, чтобы на них появлялись ответы. И финал мы сделали открытым – чтобы у каждого он был свой. Спасся герой или нет, изменился ли он? На разных площадках, где мы показывали фильм, я услышал множество вариантов финала, значит, удалось эту задумку воплотить.
Я верю, что априори плохих людей не бывает, что плохими люди не рождаются, а могут совершать плохие поступки по жизни. Я знаю людей, которые, продавая алкоголь, не думают, что они делают зло: «мы же наливаем водку никому в глотку!» Это не означает, что они не соучастники тех бед, которые случаются из-а пьянства. Но все изменить в своей жизни может каждый.
Какие фильмы, какие режиссеры оказали на вас самое большое влияние?
- Я с детства очень люблю кино. Смотрел все подряд, что в нашем местном клубе показывали на большом экране, еще в советское время – Кинг Конга, Хон Гиль Дона, индийские фильмы. Потом это все закрылось, но из райцентра приезжали и на видеомагнитофонах показывали кино, конечно, я ходил и смотрел, смотрел. Потом в каждом доме появился магнитофон, мы обменивались кассетами, списки делали – что хотелось бы посмотреть…Однажды я тетрадку с таким списком забыл в классе, и меня отругали: ты что ли ничего дома не делаешь, только кино смотришь? В общем, на меня повлияло все, что я смотрел. И я люблю очень разное кино и очень разных режиссеров, и Джеймса Кэмерона, и Эльдара Рязанова, и Квентина Тарантино, и многих-многих других.
Над чем вы работаете сейчас?
- В прошлом году мы с Дмитрием Давыдовым сняли совместный фильм, он уже готов и, надеюсь, в скором будущем выйдет.
Сейчас я работаю над следующим фильмом. Это будет история об отношениях мужчины и женщины, о взаимопонимании и эгоизме. Семейная история. Мы его закончим в апреле.
А вообще у меня очень много идей - от камерных до исторических и фэнтези. Есть сценарии, которые пишутся, есть уже готовые синопсисы. Надеюсь, и они обретут свои очертания, и их можно будет увидеть на экранах.
Фильм Степана Бурнашева «Черный снег» с середины марта доступен на трех стриминговых площадках —ОККО, Premiere и Wink. В январе лента, снятая в Якутии в 2020 году, вышла в российский прокат, где собрала 6, 7 млн. рублей. В прошлом году картина завоевала Гран-при кинофестиваля «Окно в Европу», а также спецприз от Гильдии продюсеров России.
Материал: News-w.org / Владимир Сабадаш
Фото: из личного архива Степана Бурнашева
Картина «Черный снег» повествует о дальнобойщике Гоше, который ради наживы спаивает родную деревню и не замечает, как судьба выставляет ему счет. После очередного рейса герой оказывается в ловушке бескрайних просторов севера. В борьбе за жизнь ему предстоят самые суровые испытания. Сумеет ли герой спастись? Фильм основан на реальной истории.
Якутский режиссер Степан Бурнашев, автор триллера «Черный снег» - о своем фильме и о том, что осталось за кадром.
Что означает название фильма?
- Название пришло еще тогда, когда я писал сценарий. В якутском языке, в культуре есть выражение «наступить на снег». В свой день рождения человек может сказать: я наступил на 38-ой снег, или на 40-ой. У каждого человека есть свой снег, и какого цвета он будет – решать только тебе самому.
В основе сюжета действительно лежит реальная история?
- Я эту историю слышал еще от отца, в детстве, в советские времена. Но когда я погрузился в тему поглубже, то понял, что таких случаев вообще-то было множество. И, к сожалению, большинство из них заканчивались не очень хорошо. Я основывался не на одном каком-то случае, а на нескольких.
Снять фильм на этот сюжет я решил еще в 2014 году. Сначала думал, что это будет короткометражка для альманаха, потом, в 2018-ом, решил, что эта история достойна быть полным метром. Я написал четыре варианта сценария. Подошел к делу дотошно: общался с дальнобойщиками, с хирургом консультировался по вопросам обморожения. Когда писал сцену, в которой главный герой оказывается под машиной, я сам валялся в квартире под диваном с пережатой рукой и проделывал все те действия, которые в фильме должен был проделать Гоша.
Вот это «белое безмолвие», суровые безлюдные просторы, в которых разыгрывается драма героя фильма – вызывает уважение и страх у зрителей из других, более комфортных в климатическом смысле регионов. А как это безмолвное холодное пространство воспринимают в Якутии?
Для нас это данность. Вообще, на разных площадках отмечают, что в якутских фильмах прослеживается тема дороги. Дорога – это неотъемлемая часть нашей жизни. В холодное время года она может нести опасность, конечно. Я сам бывал в таких ситуациях, когда в минус 47 ломалась машина на трассе. Было страшно…Но у нас огромная территория, мы там живем и привыкли к этому. И все это – часть нашего образа жизни.
Снимали зимой? В такие же 50-градусные морозы, в которых оказался ваш герой?
- Очень долго думали, как будем все это делать, в итоге – решили, что снимать будем на натуре. Планировали начать работу в январе, но не успели подготовиться и приступили к съемкам в конце февраля. Температура по ночам была 40 – 45 градусов, так что мы не обманываем зрителя. Холод в картине – настоящий. Исполнитель главной роли – Федот Львов играл на натуре. Он стойко все выдерживал. И более того, этот долгий кадр мы смогли снять только на третью ночь. Люди могли работать, аппаратура отказывала. На третью ночь мы это сняли с двух дублей, один из которых вошел в фильм.
Расскажите о команде, которая работала над фильмом, об актерах – кто они?
- Актер Федот Львов – заслуженной актер республики, играет в Якутском ТЮЗе. Он номинант премии «Ника», снимался в фильме «Орда» у Андрея Прошкина. Один из тех актеров, кто способен говорить без слов: взглядом, жестом…И оператор-постановщик Семен Аманатов – тоже может говорить без слов – кадрами. Я считаю, что очень важную роль сыграла работа композитора Андрея Гурьянова, это, кстати, не только я отмечаю, но и критики, и зрители.
В картине заняты профессиональные актеры, артисты якутских театров, хотя мне иногда задавали вопросы – неужели это не настоящие жители якутской глубинки? Единственный «не актер» – безмолвный дальнобойщик, который присутствует в картине в самом ее начале. Условно к непрофессионалам можно отнести Феодосию Иванову…но это будет все-таки ошибкой: она из народного театра и уже снималась раньше в кино. Она пенсионерка, любитель, но уже известная актриса, можно сказать. Играла в фильме Дмитрия Давыдова «Костер на ветру», в фильме «Ага» болгарского режиссера Милко Лазарова, этот фильм закрывал Берлинский фестиваль в 2018 году. И еще одну из ролей в «Черном снеге» сыграл местный блогер Алексей Михайлов, который хочет сниматься в кино. И даже уже снял, как продюсер, свой фильм, и скоро его выпустит.
Какой бюджет у вашей картины?
- Как продюсер, я вложился в производство в 3, 5 млн. рублей. Больше я просто не мог себе позволить. И моя группа, мои ребята любезно согласились за относительно небольшие гонорары поработать. У нас вообще очень много энтузиастов, они искренне болеют за якутское кино. Когда мы собираемся снимать – все загораются идеей и не думают о финансовой составляющей, все живут фильмом.
У фильма открытый финал, почему?
- Чтобы у вас возникали такие вопросы! Когда я писал сценарий, у меня было четыре варианта финала. Но когда начали снимать, я уже четко понимал, чем закончится фильм. Я хотел, чтобы зритель задавался разными вопросами. И в течение этой истории, этой дороги – чтобы он отвечал сам себе. Чтобы эти вопросы не оставались в воздухе, чтобы на них появлялись ответы. И финал мы сделали открытым – чтобы у каждого он был свой. Спасся герой или нет, изменился ли он? На разных площадках, где мы показывали фильм, я услышал множество вариантов финала, значит, удалось эту задумку воплотить.
Я верю, что априори плохих людей не бывает, что плохими люди не рождаются, а могут совершать плохие поступки по жизни. Я знаю людей, которые, продавая алкоголь, не думают, что они делают зло: «мы же наливаем водку никому в глотку!» Это не означает, что они не соучастники тех бед, которые случаются из-а пьянства. Но все изменить в своей жизни может каждый.
Какие фильмы, какие режиссеры оказали на вас самое большое влияние?
- Я с детства очень люблю кино. Смотрел все подряд, что в нашем местном клубе показывали на большом экране, еще в советское время – Кинг Конга, Хон Гиль Дона, индийские фильмы. Потом это все закрылось, но из райцентра приезжали и на видеомагнитофонах показывали кино, конечно, я ходил и смотрел, смотрел. Потом в каждом доме появился магнитофон, мы обменивались кассетами, списки делали – что хотелось бы посмотреть…Однажды я тетрадку с таким списком забыл в классе, и меня отругали: ты что ли ничего дома не делаешь, только кино смотришь? В общем, на меня повлияло все, что я смотрел. И я люблю очень разное кино и очень разных режиссеров, и Джеймса Кэмерона, и Эльдара Рязанова, и Квентина Тарантино, и многих-многих других.
Над чем вы работаете сейчас?
- В прошлом году мы с Дмитрием Давыдовым сняли совместный фильм, он уже готов и, надеюсь, в скором будущем выйдет.
Сейчас я работаю над следующим фильмом. Это будет история об отношениях мужчины и женщины, о взаимопонимании и эгоизме. Семейная история. Мы его закончим в апреле.
А вообще у меня очень много идей - от камерных до исторических и фэнтези. Есть сценарии, которые пишутся, есть уже готовые синопсисы. Надеюсь, и они обретут свои очертания, и их можно будет увидеть на экранах.
Фильм Степана Бурнашева «Черный снег» с середины марта доступен на трех стриминговых площадках —ОККО, Premiere и Wink. В январе лента, снятая в Якутии в 2020 году, вышла в российский прокат, где собрала 6, 7 млн. рублей. В прошлом году картина завоевала Гран-при кинофестиваля «Окно в Европу», а также спецприз от Гильдии продюсеров России.
Материал: News-w.org / Владимир Сабадаш
Фото: из личного архива Степана Бурнашева
Обсудить
Читайте также:
Комментарии (0)