30 сатириконовцев в трагическом балагане «Гроза». Именно столько артистов задействовал в постановке по Александру Николаевичу Островскому режиссер Константин Райкин.
«Для нас это, конечно, трагическая история, которую мы играем всерьез и абсолютно. Мы хулиганим, стараясь только сохранить главное – суть этой пьесы. Мы говорим о потребности в свободе и убийственности несвободы для живой жизни. Потому что засилье в обществе мещанского канона: как положено, как прилично, как неприлично – это опошление, снижение духовной планки. Любовь такого уровня как у Катерины обязательно приводит к смерти, потому что она приходит в противоречие с укладом жизни, который весь связан с бесконечными мещанскими выяснениями отношений. А сильнейшее чувство, которое поднимает человека над всеми житейскими правилами, выше пошлой морали. Поэтому для Катерины дальнейшая жизнь – абсолютная несвобода. Эта несвобода становится убийственной для такого мощного живого чувства. Вот в чем схема трагедии», — рассказал Константин Райкин.
На главную роль в театр специально пригласили молодую актрису Марию Золотухину. Трагическая роль Катерины, которую Золотухина исполняет во всех составах спектакля, стала для нее дебютной на сатириконовской (пока спектакли играются во Дворце на Яузе) сцене.
«Для меня как для человека верующего здесь очень важна тема, я бы сказала, — и может быть это неправильно — конфликта между Богом и человеком… Почему именно Катерина? Она такой человек, очень любящий Бога и при этом никогда не сталкивающийся с влюбленностью. Получается сильное противодействие, вот эта молния, которая в ней происходит», — поделилась актриса.
Драма приволжской жизни собирательного города Калинова разыгрывается в танцклассе с балетными станками. В спектакле много музыки: от фольклорных русских и церковных песнопений до английских, французских текстов, джазовых и рок-композиций. Размышления классика отечественной литературы Островского и режиссера Константина Райкина о глобальном унижении таланта, катастрофе любого художника и закостеневшем общепринятом шаблоне – всё это молодые артисты упоительно, пронзительно, талантливо и непринужденно преподносят зрителю.
Вместе со своим Мастером молодые артисты «Сатирикона» ищут в Островском ключ к пониманию современной жизни, самой актерской профессии и самих себя – и у них это здорово получается.
«Здесь речь, как мне кажется, о свободе и несвободе. Это главная тема пьесы: о свободе и несвободе. Мне показалось, что это можно выразить через пространство танцевального класса: со станками. И обойтись только этим. Свободное движение – есть выражение свободы, а станок — как некое правило, канон, прокрустово ложе», — рассказал Константин Райкин.
Балетные станки и скамьи, которые иногда превращаются в «склеп» или «камеру», смешение жанров, времен, языков и конфессий – все это знаменитая драма А. Н. Островского по-райкински, поставленная балаганным, хулиганским способом.
«Если ее (пьесу – прим. автора) вынуть из исторического и географического контекста, то она от этого не потеряет, а для современного зрителя только приобретет. Нам кажется, что суть этой пьесы может проходить через любые формы, времена и моду. Поэтому здесь это всё лишено точной временной, исторической и даже, я бы сказал, национальной принадлежности», — сказал режиссер.
Полгода работы, три состава (помимо главной роли Екатерины), два «отступления» от классического текста «Грозы» — всё это в 41-м спектакле Райкина в качестве режиссера-педагога. Именно так он себя назвал, донося суть постановки до прессы.
«Давно у меня про Островского такое ощущение, что этот великий драматург, он не связан с бытом, он не бытописатель. Уж тем более «Гроза» – это не бытовая пьеса. Если ее вырвать из контекста географии и времени, она попадает вообще в нашу российскую жизнь. И любое время нашей российской жизни находит свое отражение в этой великой пьесе», — поделился своими размышлениями режиссер сатириконовской «Грозы».
После предварительного показа Константин Райкин поблагодарил создателей спектакля: художника-сценографа Дмитрия Разумова, художника-костюмера Марию Данилову, хореографа Рената Мамина, музыкального руководителя Татьяну Пыхонину и художника по свету Нарека Туманяна.
Материал: News-w.org / Сабадаш Владимир
Фото: News-w.org / Светлана Юрьева
«Для нас это, конечно, трагическая история, которую мы играем всерьез и абсолютно. Мы хулиганим, стараясь только сохранить главное – суть этой пьесы. Мы говорим о потребности в свободе и убийственности несвободы для живой жизни. Потому что засилье в обществе мещанского канона: как положено, как прилично, как неприлично – это опошление, снижение духовной планки. Любовь такого уровня как у Катерины обязательно приводит к смерти, потому что она приходит в противоречие с укладом жизни, который весь связан с бесконечными мещанскими выяснениями отношений. А сильнейшее чувство, которое поднимает человека над всеми житейскими правилами, выше пошлой морали. Поэтому для Катерины дальнейшая жизнь – абсолютная несвобода. Эта несвобода становится убийственной для такого мощного живого чувства. Вот в чем схема трагедии», — рассказал Константин Райкин.
На главную роль в театр специально пригласили молодую актрису Марию Золотухину. Трагическая роль Катерины, которую Золотухина исполняет во всех составах спектакля, стала для нее дебютной на сатириконовской (пока спектакли играются во Дворце на Яузе) сцене.
«Для меня как для человека верующего здесь очень важна тема, я бы сказала, — и может быть это неправильно — конфликта между Богом и человеком… Почему именно Катерина? Она такой человек, очень любящий Бога и при этом никогда не сталкивающийся с влюбленностью. Получается сильное противодействие, вот эта молния, которая в ней происходит», — поделилась актриса.
Драма приволжской жизни собирательного города Калинова разыгрывается в танцклассе с балетными станками. В спектакле много музыки: от фольклорных русских и церковных песнопений до английских, французских текстов, джазовых и рок-композиций. Размышления классика отечественной литературы Островского и режиссера Константина Райкина о глобальном унижении таланта, катастрофе любого художника и закостеневшем общепринятом шаблоне – всё это молодые артисты упоительно, пронзительно, талантливо и непринужденно преподносят зрителю.
Вместе со своим Мастером молодые артисты «Сатирикона» ищут в Островском ключ к пониманию современной жизни, самой актерской профессии и самих себя – и у них это здорово получается.
«Здесь речь, как мне кажется, о свободе и несвободе. Это главная тема пьесы: о свободе и несвободе. Мне показалось, что это можно выразить через пространство танцевального класса: со станками. И обойтись только этим. Свободное движение – есть выражение свободы, а станок — как некое правило, канон, прокрустово ложе», — рассказал Константин Райкин.
Балетные станки и скамьи, которые иногда превращаются в «склеп» или «камеру», смешение жанров, времен, языков и конфессий – все это знаменитая драма А. Н. Островского по-райкински, поставленная балаганным, хулиганским способом.
«Если ее (пьесу – прим. автора) вынуть из исторического и географического контекста, то она от этого не потеряет, а для современного зрителя только приобретет. Нам кажется, что суть этой пьесы может проходить через любые формы, времена и моду. Поэтому здесь это всё лишено точной временной, исторической и даже, я бы сказал, национальной принадлежности», — сказал режиссер.
Полгода работы, три состава (помимо главной роли Екатерины), два «отступления» от классического текста «Грозы» — всё это в 41-м спектакле Райкина в качестве режиссера-педагога. Именно так он себя назвал, донося суть постановки до прессы.
«Давно у меня про Островского такое ощущение, что этот великий драматург, он не связан с бытом, он не бытописатель. Уж тем более «Гроза» – это не бытовая пьеса. Если ее вырвать из контекста географии и времени, она попадает вообще в нашу российскую жизнь. И любое время нашей российской жизни находит свое отражение в этой великой пьесе», — поделился своими размышлениями режиссер сатириконовской «Грозы».
После предварительного показа Константин Райкин поблагодарил создателей спектакля: художника-сценографа Дмитрия Разумова, художника-костюмера Марию Данилову, хореографа Рената Мамина, музыкального руководителя Татьяну Пыхонину и художника по свету Нарека Туманяна.
Материал: News-w.org / Сабадаш Владимир
Фото: News-w.org / Светлана Юрьева
Обсудить
Читайте также:
Комментарии (0)