Петербургский театр балета имени Леонида Якобсона продолжил гастроли в Москве спектаклем-посвящением своему основателю.
Ровесник Джорджа Баланчина, выпускник петербургской балетной школы (класс Владимира Пономарева), последователь Михаила Фокина, он всегда следовал «против течения». Маэстро обращался к хореографической миниатюре, которая сопровождала его на протяжении всей творческой жизни. Леонид Якобсон черпал мотивы в истории мирового искусства, русском и еврейском фольклоре, а главное - развивал танец, свободный от канонов и правил. По словам Майи Плисецкой, выдуманные Якобсоном движения ранее не существовали, сам же хореограф называл свой танцевальный язык «хореопластикой».
«Он работал в разных стилях, в разных жанрах. Все видел по-новаторски. Был реформатором признанным. Ломал традиции. Взрывал балетное пространство», – сказал о главном художественный руководитель, директор Театра балета им. Леонида Якобсона, заслуженный артист России Андриан Фадеев в разговоре с журналистами.
Генеральная репетиция для представителей СМИ прошла на Исторической сцене Большого театра без сценических костюмов и без грима, в декорациях постановки.
Якобсон был первым хореографом в Советском Союзе, одевший танцовщиков в нюдовые костюмы. Эффект обнаженности ему был нужен в миниатюрах Родена. Хореограф оживил скульптуры знаменитого француза в танце. Якобсон придумал для каждой скульптуры свою историю: от невинного «Поцелуя» до «Экстаза», «Минотавра и нимфы». «Самое сложное как раз передать этот самый экстаз. Кажется, что уже неважно, что ты делаешь, важно как ты это делаешь, насколько ты правильно передаешь то чувство, которое вложил в эту хореографию сам Якобсон», – рассказал артист кордебалета Театра балета им. Леонида Якобсона Мурад Керимов перед началом репетиции.
В программках – портреты балерин, на которых ставил Якобсон. Сейчас Вера Соловьева учит танцовщиц нюансам хореографии мастера, а полвека назад сама танцевала роденовский цикл. Помнит, как ленинградские чиновники запретили пять из восьми миниатюр, сославшись на обилие секса в постановке. «Чувственность, причем в каждом движении, в каждом повороте глаз, рук. Когда мы танцевали, мы даже это не понимали. Когда мы стали уже репетировать, мы поняли, что там каждый жест, каждый поворот головы – все играет на образ», – отметила педагог-репетитор Театра балета им. Леонида Якобсона Вера Соловьева.
Оба отделения открывались многофигурной мизансценой: рассредоточенные в пространстве танцовщики застывали, будто изваяния, которые оживали в последующих эпизодах. Рассказав свои истории, в финале они вновь замирали в выразительных скульптурных позах.
Тематический цикл «Классицизм-Романтизм» (в него вошли избранные миниатюры: «Па-де-катр», «Па-де-труа», «Секстет», «Па-де-де», «Полет Тальони») – как продолжение фокинской «Шопенианы». Канонические па представлены в совершенно новых, непривычных сочетаниях. Известная «гравюрная» мизансцена, запечатлевшая легендарных романтических танцовщиц: Марию Тальони, Карлотту Гризи, Фанни Черрито и Люсиль Гран. Не размыкая рук, героини начинают свой затейливый танец, а в движениях угадываются природные мотивы. Сплетение рук и корпусов тел исполнителей напоминают то лепестки подснежника, то звезду, то крылья мотылька, то всплески волн, то дуновения ветра.
В немыслимых поддержках, извилистых линиях кистей рук, глубоких плие, полусогнутых коленях, сочетающихся с классическими па и бисерной пальцевой техникой, зритель видит образ диалога времен и «игру» в классику. «Там есть классические движения, но когда танцуешь, настолько о них не задумываешься, задумываешься о том, какой образ тебе нужно создать», – поделилась с журналистами ведущая солистка Театра балета им. Леонида Якобсон Светлана Свинко.
«Свадебный кортеж» - это музыка Шостаковича и картины Шагала. Трагическая история о неравном браке - десять минут танца складываются в воздушную историю, движения в которой за гранью понимания и вне законов гравитации. Ритуальный ход кортежа становится символом бесконечной дороги, по которой «плывут» герои.
В «Родене» произведения знаменитого скульптора оживают в телах артистов и их чувственном танце, оторваться от восприятия которого невозможно. Все миниатюры цикла посвящены любви, воплощая разные ее грани: от первого робкого чувства и волнующих прикосновений, до мучительной страсти и неудержимого влечения тел и душ. Изумительные позы, аполлоническая красота линий и форм, сногсшибательные поддержки, противоборство статики и экспрессии – все это в извилистом рисунке танца.
Программа «Вне времени. Хореографические шедевры Леонида Якобсона» убедительно продемонстрировала москвичам и гостям столицы, что произведения Мастера достойны сохранения и восстановления, желательно на собственной сцене.
Материал: News-w.org / Владимир Сабадаш
Фото: News-w.org / Светлана Юрьева
Ровесник Джорджа Баланчина, выпускник петербургской балетной школы (класс Владимира Пономарева), последователь Михаила Фокина, он всегда следовал «против течения». Маэстро обращался к хореографической миниатюре, которая сопровождала его на протяжении всей творческой жизни. Леонид Якобсон черпал мотивы в истории мирового искусства, русском и еврейском фольклоре, а главное - развивал танец, свободный от канонов и правил. По словам Майи Плисецкой, выдуманные Якобсоном движения ранее не существовали, сам же хореограф называл свой танцевальный язык «хореопластикой».
«Он работал в разных стилях, в разных жанрах. Все видел по-новаторски. Был реформатором признанным. Ломал традиции. Взрывал балетное пространство», – сказал о главном художественный руководитель, директор Театра балета им. Леонида Якобсона, заслуженный артист России Андриан Фадеев в разговоре с журналистами.
Генеральная репетиция для представителей СМИ прошла на Исторической сцене Большого театра без сценических костюмов и без грима, в декорациях постановки.
Якобсон был первым хореографом в Советском Союзе, одевший танцовщиков в нюдовые костюмы. Эффект обнаженности ему был нужен в миниатюрах Родена. Хореограф оживил скульптуры знаменитого француза в танце. Якобсон придумал для каждой скульптуры свою историю: от невинного «Поцелуя» до «Экстаза», «Минотавра и нимфы». «Самое сложное как раз передать этот самый экстаз. Кажется, что уже неважно, что ты делаешь, важно как ты это делаешь, насколько ты правильно передаешь то чувство, которое вложил в эту хореографию сам Якобсон», – рассказал артист кордебалета Театра балета им. Леонида Якобсона Мурад Керимов перед началом репетиции.
В программках – портреты балерин, на которых ставил Якобсон. Сейчас Вера Соловьева учит танцовщиц нюансам хореографии мастера, а полвека назад сама танцевала роденовский цикл. Помнит, как ленинградские чиновники запретили пять из восьми миниатюр, сославшись на обилие секса в постановке. «Чувственность, причем в каждом движении, в каждом повороте глаз, рук. Когда мы танцевали, мы даже это не понимали. Когда мы стали уже репетировать, мы поняли, что там каждый жест, каждый поворот головы – все играет на образ», – отметила педагог-репетитор Театра балета им. Леонида Якобсона Вера Соловьева.
Оба отделения открывались многофигурной мизансценой: рассредоточенные в пространстве танцовщики застывали, будто изваяния, которые оживали в последующих эпизодах. Рассказав свои истории, в финале они вновь замирали в выразительных скульптурных позах.
Тематический цикл «Классицизм-Романтизм» (в него вошли избранные миниатюры: «Па-де-катр», «Па-де-труа», «Секстет», «Па-де-де», «Полет Тальони») – как продолжение фокинской «Шопенианы». Канонические па представлены в совершенно новых, непривычных сочетаниях. Известная «гравюрная» мизансцена, запечатлевшая легендарных романтических танцовщиц: Марию Тальони, Карлотту Гризи, Фанни Черрито и Люсиль Гран. Не размыкая рук, героини начинают свой затейливый танец, а в движениях угадываются природные мотивы. Сплетение рук и корпусов тел исполнителей напоминают то лепестки подснежника, то звезду, то крылья мотылька, то всплески волн, то дуновения ветра.
В немыслимых поддержках, извилистых линиях кистей рук, глубоких плие, полусогнутых коленях, сочетающихся с классическими па и бисерной пальцевой техникой, зритель видит образ диалога времен и «игру» в классику. «Там есть классические движения, но когда танцуешь, настолько о них не задумываешься, задумываешься о том, какой образ тебе нужно создать», – поделилась с журналистами ведущая солистка Театра балета им. Леонида Якобсон Светлана Свинко.
«Свадебный кортеж» - это музыка Шостаковича и картины Шагала. Трагическая история о неравном браке - десять минут танца складываются в воздушную историю, движения в которой за гранью понимания и вне законов гравитации. Ритуальный ход кортежа становится символом бесконечной дороги, по которой «плывут» герои.
В «Родене» произведения знаменитого скульптора оживают в телах артистов и их чувственном танце, оторваться от восприятия которого невозможно. Все миниатюры цикла посвящены любви, воплощая разные ее грани: от первого робкого чувства и волнующих прикосновений, до мучительной страсти и неудержимого влечения тел и душ. Изумительные позы, аполлоническая красота линий и форм, сногсшибательные поддержки, противоборство статики и экспрессии – все это в извилистом рисунке танца.
Программа «Вне времени. Хореографические шедевры Леонида Якобсона» убедительно продемонстрировала москвичам и гостям столицы, что произведения Мастера достойны сохранения и восстановления, желательно на собственной сцене.
Материал: News-w.org / Владимир Сабадаш
Фото: News-w.org / Светлана Юрьева
Обсудить
Читайте также:
26 июль 2022, Вторник
Санкт-Петербургский театр балета имени Леонида Якобсона впервые выступит с гастролями на исторической сцене Большого театра
27 май 2022, Пятница
МАМТ представит мировые премьеры одноактных балетов Максима Севагина и Владимира Варнавы
10 ноябрь 2021, Среда
Седьмой всероссийский фестиваль молодой поэзии имени Леонида Филатова «Филатов Фест»
Комментарии (0)