Очередная премьера лучшего театра страны накануне новогодних праздников – это «Генерал и его семья» по историческому роману российского писателя Тимура Кибирова (лауреат литературной премии «Большая книга» 2020) на Новой сцене Вахтанговского.
«Есть группа современных авторов – в их числе Тимур Кибиров – которая в своем творчестве находится в очень плотных связях с социумом. Вся их поэтическая судьба состоит из отношений с эпохой, страной, все их творчество построено на плотном диалоге с историей – недавней и современной. И все же, при всей притягательности глобальных тем, в центре нашего спектакля – история любви, которая в романе «Генерал и его семья» побеждает все исторические обстоятельства», - так говорила о работе над постановкой режиссер спектакля Светлана Землякова.
Семейная сага, события которой разворачиваются в позднем СССР, по-вахтанговски это: нравы советской армии 1970-х годов, конфликт поколений, советская система распределения дефицитных импортных вещей через «Военторг», влюбленности солдатика и дочери генерала, «кухонные» разговоры о литературе, проблема эмиграции, поиск предназначения и познания себя. Все эти темы поданы с иронией и многочисленными цитатами, в том числе - Ахматовой. В главной роли – один из ведущих актеров театра Максим Севриновский, которому рукоплескал заполненный зал несколько минут. Впрочем, как и всей труппе (одних букетов было несколько десятков) постановки «Генерал и его семья».
Военный гарнизон в маленьком сибирском городке, огромный в металлической сетке вентилятор («источник» зимней стужи с воем ветра, и аэродрома), генеральская шинель добротного сукна с крупно-звездными погонами, папаха из каракуля, тулупы солдат, офицерская форма и кресла, какие и сейчас встретишь в российских аэропортах, установленные в три ряда (по ходу спектакля «разблюдовка» кресел меняется неоднократно) – в таком антураже (художник Максим Обрезков, он же сценограф) и происходит действо о всех нас, которые «родом из СССР».
Помимо споров о литературе - непринужденных интеллектуальных бесед в повседневных житейских и армейских ситуациях, поражающим режиссерским приемом стало оживление Анны Ахматовой и ее активное участие в жизни семьи генерала.
Генеральская дочка Анечка (изумительная роль Полины Рафеевой), вернувшаяся к отцу из Москвы глубоко беременной и без мужа, и стала тем триггером, который дал «жизнь» всему дальнейшему, что происходило на сцене. Вахтанговцы разыгрывают историю о том времени, где человеческий фактор был еще личностным индивидом, а не оцифрованным «гражданином»; где не было социальной агрессии; где конфликт поколений протекал без стрельбы; где теплоту и доброту отношений не заменяли соцсети и лайки.
Двадцать голосов, где один актер отвечает сразу за несколько персонажей (Чуровская, Галочкин, Кравченко, Юдин) «соединяют» на Новой сцене иногда несоединимое: ссору сурового генерала с дочкой-кровинушкой или сыном-недорослем (Семен Арзуманов), библиотекаршу Машу (Полина Бондарь) неуклюже флиртующую с рядовым Левой Блюменбаумом (Эюб Фараджев), все того же солдата-срочника, который плывет на острова с новой возлюбленной Анечкой, недавно родившегося мальчика Сашку (Данила Гнидо), который «путается в показаниях», рассказывая сказку о потерявшихся в любви взрослых. Ну и как апофеоз – «ожившая» Анна Ахматова (Лада Чуровская), стихами которой бредит генеральская дочь. А ведь есть еще и Лариса Сергеевна (Ольга Боровская), которая невероятно готовит (не только мужу), но и соседу-генералу, с которым так «неловко» изменяет своему супругу.
Все это причудливым образом уживается и на сцене, и в спектакле и душах и сердцах зрителей – именно в этом особая ценность премьеры в Вахтанговском. Молодые (заняты только они), актеры самозабвенно, легко, азартно, на одном дыхании «презентуют» зрителю «срез» той эпохи и той жизни. Добавляет душевности спектаклю и живая музыка – в исполнении артистов звучат совсем не хиты советской эстрады, а что-то латиноамериканское и электронное. Второй акт постановки – это любовь генерала Бочажка (такая красивая фамилия у главы семьи) с Травиатой Захаровной, которая, к сожалению, довольно трагична. Зато Мария Волкова (исполнившая роль рано ушедшей жены генерала) на все сто раскрыла свой драматический талант, вызвав слезу, даже у такого прожженного циника, как автор этой рецензии. Как, впрочем, (про слезу), и на финальной сцене прощания генерала с дочерью, эмигрирующей в Израиль.
Молодые артисты-вахтанговцы «вернули» зрителя в эпоху 70-х прошлого столетия. А для более юных любителей Мельпомены – рассказали и показали, как жили и любили с СССР.
Материал: News-w.org / Сабадаш Владимир
Фото: News-w.org / Сергей Виноградов
«Есть группа современных авторов – в их числе Тимур Кибиров – которая в своем творчестве находится в очень плотных связях с социумом. Вся их поэтическая судьба состоит из отношений с эпохой, страной, все их творчество построено на плотном диалоге с историей – недавней и современной. И все же, при всей притягательности глобальных тем, в центре нашего спектакля – история любви, которая в романе «Генерал и его семья» побеждает все исторические обстоятельства», - так говорила о работе над постановкой режиссер спектакля Светлана Землякова.
Семейная сага, события которой разворачиваются в позднем СССР, по-вахтанговски это: нравы советской армии 1970-х годов, конфликт поколений, советская система распределения дефицитных импортных вещей через «Военторг», влюбленности солдатика и дочери генерала, «кухонные» разговоры о литературе, проблема эмиграции, поиск предназначения и познания себя. Все эти темы поданы с иронией и многочисленными цитатами, в том числе - Ахматовой. В главной роли – один из ведущих актеров театра Максим Севриновский, которому рукоплескал заполненный зал несколько минут. Впрочем, как и всей труппе (одних букетов было несколько десятков) постановки «Генерал и его семья».
Военный гарнизон в маленьком сибирском городке, огромный в металлической сетке вентилятор («источник» зимней стужи с воем ветра, и аэродрома), генеральская шинель добротного сукна с крупно-звездными погонами, папаха из каракуля, тулупы солдат, офицерская форма и кресла, какие и сейчас встретишь в российских аэропортах, установленные в три ряда (по ходу спектакля «разблюдовка» кресел меняется неоднократно) – в таком антураже (художник Максим Обрезков, он же сценограф) и происходит действо о всех нас, которые «родом из СССР».
Помимо споров о литературе - непринужденных интеллектуальных бесед в повседневных житейских и армейских ситуациях, поражающим режиссерским приемом стало оживление Анны Ахматовой и ее активное участие в жизни семьи генерала.
Генеральская дочка Анечка (изумительная роль Полины Рафеевой), вернувшаяся к отцу из Москвы глубоко беременной и без мужа, и стала тем триггером, который дал «жизнь» всему дальнейшему, что происходило на сцене. Вахтанговцы разыгрывают историю о том времени, где человеческий фактор был еще личностным индивидом, а не оцифрованным «гражданином»; где не было социальной агрессии; где конфликт поколений протекал без стрельбы; где теплоту и доброту отношений не заменяли соцсети и лайки.
Двадцать голосов, где один актер отвечает сразу за несколько персонажей (Чуровская, Галочкин, Кравченко, Юдин) «соединяют» на Новой сцене иногда несоединимое: ссору сурового генерала с дочкой-кровинушкой или сыном-недорослем (Семен Арзуманов), библиотекаршу Машу (Полина Бондарь) неуклюже флиртующую с рядовым Левой Блюменбаумом (Эюб Фараджев), все того же солдата-срочника, который плывет на острова с новой возлюбленной Анечкой, недавно родившегося мальчика Сашку (Данила Гнидо), который «путается в показаниях», рассказывая сказку о потерявшихся в любви взрослых. Ну и как апофеоз – «ожившая» Анна Ахматова (Лада Чуровская), стихами которой бредит генеральская дочь. А ведь есть еще и Лариса Сергеевна (Ольга Боровская), которая невероятно готовит (не только мужу), но и соседу-генералу, с которым так «неловко» изменяет своему супругу.
Все это причудливым образом уживается и на сцене, и в спектакле и душах и сердцах зрителей – именно в этом особая ценность премьеры в Вахтанговском. Молодые (заняты только они), актеры самозабвенно, легко, азартно, на одном дыхании «презентуют» зрителю «срез» той эпохи и той жизни. Добавляет душевности спектаклю и живая музыка – в исполнении артистов звучат совсем не хиты советской эстрады, а что-то латиноамериканское и электронное. Второй акт постановки – это любовь генерала Бочажка (такая красивая фамилия у главы семьи) с Травиатой Захаровной, которая, к сожалению, довольно трагична. Зато Мария Волкова (исполнившая роль рано ушедшей жены генерала) на все сто раскрыла свой драматический талант, вызвав слезу, даже у такого прожженного циника, как автор этой рецензии. Как, впрочем, (про слезу), и на финальной сцене прощания генерала с дочерью, эмигрирующей в Израиль.
Молодые артисты-вахтанговцы «вернули» зрителя в эпоху 70-х прошлого столетия. А для более юных любителей Мельпомены – рассказали и показали, как жили и любили с СССР.
Материал: News-w.org / Сабадаш Владимир
Фото: News-w.org / Сергей Виноградов
Обсудить
Читайте также:
03 ноябрь 2020, Вторник
Премия «Большая книга» и «ЛитРес» открывают бесплатный доступ к книгам финалистов
05 февраль 2022, Суббота
11 февраля в 19.00 в музее истории ГУЛАГа состоится концерт «Неслучившаяся история. Часть 2»
Комментарии (0)