9 мая 2020 БСО под управлением В. Федосеева опубликует на YouTube-канале и в социальных сетях записанную в режиме самоизоляции Торжественную увертюру Чайковского «1812 год».
Проект приурочен к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и осуществлен в память об активной концертной деятельности, которая велась в военные годы. Так, 3 октября 1943 года, в разгар военных действий, в Колонном зале Дома Союзов состоялось открытие очередного концертного сезона БСО (1943/1944 годов), и в начале вечера тогда прозвучала именно Торжественная увертюра «1812» Чайковского…
Владимир Федосеев, художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского: «Я как наяву помню военное время, блокаду. Детства я был лишен — сидел дома, никуда не выходил. Даже учился в своей квартире, так как мама у меня была общественницей и сдавала одну из комнат под второй класс, поскольку школы не отапливались, и дети не могли заниматься. На улицу выйти было невозможно, очень опасно. Моя сестра — врач, так она не могла ходить по вызовам. Тот, кто отправлялся к больному, часто не возвращался. У меня до сих пор всё это перед глазами. Каким образом мы выжили, трудно сказать. Бог помог. Мы жили на окраине Ленинграда — в районе Охты, и у нас там был сад, где папа разводил цветы. В этом саду мы построили бомбоубежище. Сначала боялись и сидели в “бомбе”, но вскоре для нас разрывы снарядов уже ничего не значили. Стало безразлично. Если воет сирена, значит, надо завесить шторы, чтобы не было видно света — это единственное, что мы делали. Помню, как с мамой гасили фугасные бомбы, засыпая их песком. Единственное, что нас спасало — репродуктор; с утра до вечера звучала музыка Чайковского, Шостаковича. Мое первое впечатление от музыки сложилось именно тогда».
21 декабря 1941 года днем в Большом зале Московской консерватории прошел первый со времени начала войны открытый симфонический концерт, транслировавшийся по радио на всю страну. БСО под управлением Н. Голованова исполнил отрывки из опер М. Глинки, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова. Солистами выступили артисты Большого театра Н. Обухова, Е. Катульская, C. Лемешев, С. Мигай, А. Орфенов. Весь сбор от концерта поступил в фонд строительства танков.
В 1942 году Большой симфонический оркестр вел напряженную работу, разучивая только что написанные советскими композиторами сочинения. Симфонические произведения исполнялись и в студии Радиокомитета, и в открытых концертах. Наиболее часто звучала музыка М. Глинки (увертюра к опере «Иван Сусанин», «Патриотическая песня»), М. Балакирева (увертюра на темы трех русских песен и увертюра «Русь», кантата «Памяти Глинки»), П. Чайковского («Славянский марш»).
В 1943 году БСО под управлением Н. Голованова и других дирижеров (К. Иванова, С. Самосуда) исполнял новые произведения советских композиторов (симфонию «Родина» Г. Попова, симфонии Н. Мясковского и др.), делал записи сочинений Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Д. Кабалевского. Записанная оркестром кантата М. Чулаки «На берегах Волхова» в военные годы прозвучала по радио около трехсот раз. Оркестр принимал участие в концертах по заявкам бойцов и командиров, в торжественных («салютных») концертах. 27 июля Н. Аносов дирижировал концертным исполнением отрывков из оперы А. Александрова «Бэла», в которой принял участие БСО. 27 сентября состоялось первое исполнение поэмы-кантаты Н. Мясковского «Киров с нами», написанной в 1942 году, к 25-летию Великого Октября. 3 октября в Колонном зале Дома Союзов БСО открыл симфонический сезон. Программу концерта составили Торжественная увертюра «1812 год» и дуэт «Ромео и Джульетта» П. Чайковского, а также сюиты из балета А. Хачатуряна «Гаянэ». 27 декабря в Колонном зале Дома Союзов под управлением Н. Рахлина БСО исполнил новую симфонию Г. Попова «Родина».
В 1944 году БСО осуществил ряд премьер новых произведений советских композиторов. Под управлением Н. Голованова были исполнены 22-я, 23-я и 24-я симфонии Н. Мясковского, оратория Ю. Шапорина «Сказание о битве за Русскую землю», сюита Д. Кабалевского «Народные мстители»… Многие из исполненных в этот период произведений навеяны событиями военных лет.
31 мая в Колонном зале Дома Союзов был впервые исполнен фортепианный концерт А. Хачатуряна (солист — Л. Оборин, дирижер — автор). Одновременно с премьерами новых сочинений советских композиторов БСО продолжал исполнение и запись редко звучащих произведений как русской, так и советской музыки. 17 марта 1945 года БСО под управлением А. Орлова впервые исполнил виолончельный концерт Н. Мясковского. В марте же под управлением А. Гаука была исполнена Рапсодия на тему Паганини С. Рахманинова.
«Привычку защитить себя щитом художественного права» Голованов полагал главнейшей чертой дирижерской профессии. «Но твердость характера, говорил он, — должна быть природной. Кто слаб, тому лучше за дирижирование не браться».
В программах БСО он приветствовал наступление советских войск не только «Похвалой пустыне» и другими фрагментами из «Сказания о невидимом граде Китеже», но и танеевской кантатой «Иоанн Дамаскин» («Иду в неведомый мне путь, иду без мрака и надежды…»), которая транслировалась из Колонного зала в День радио 7 мая 1945 года, то есть всего за пару суток до Дня Победы…
Пока мы помним о каждом, кто освободил мир от фашизма, мы ЖИВЫ!
Материал: News-w.org / Наталья Логинова.
Фото: пресс-служба
Проект приурочен к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и осуществлен в память об активной концертной деятельности, которая велась в военные годы. Так, 3 октября 1943 года, в разгар военных действий, в Колонном зале Дома Союзов состоялось открытие очередного концертного сезона БСО (1943/1944 годов), и в начале вечера тогда прозвучала именно Торжественная увертюра «1812» Чайковского…
Владимир Федосеев, художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского: «Я как наяву помню военное время, блокаду. Детства я был лишен — сидел дома, никуда не выходил. Даже учился в своей квартире, так как мама у меня была общественницей и сдавала одну из комнат под второй класс, поскольку школы не отапливались, и дети не могли заниматься. На улицу выйти было невозможно, очень опасно. Моя сестра — врач, так она не могла ходить по вызовам. Тот, кто отправлялся к больному, часто не возвращался. У меня до сих пор всё это перед глазами. Каким образом мы выжили, трудно сказать. Бог помог. Мы жили на окраине Ленинграда — в районе Охты, и у нас там был сад, где папа разводил цветы. В этом саду мы построили бомбоубежище. Сначала боялись и сидели в “бомбе”, но вскоре для нас разрывы снарядов уже ничего не значили. Стало безразлично. Если воет сирена, значит, надо завесить шторы, чтобы не было видно света — это единственное, что мы делали. Помню, как с мамой гасили фугасные бомбы, засыпая их песком. Единственное, что нас спасало — репродуктор; с утра до вечера звучала музыка Чайковского, Шостаковича. Мое первое впечатление от музыки сложилось именно тогда».
21 декабря 1941 года днем в Большом зале Московской консерватории прошел первый со времени начала войны открытый симфонический концерт, транслировавшийся по радио на всю страну. БСО под управлением Н. Голованова исполнил отрывки из опер М. Глинки, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова. Солистами выступили артисты Большого театра Н. Обухова, Е. Катульская, C. Лемешев, С. Мигай, А. Орфенов. Весь сбор от концерта поступил в фонд строительства танков.
В 1942 году Большой симфонический оркестр вел напряженную работу, разучивая только что написанные советскими композиторами сочинения. Симфонические произведения исполнялись и в студии Радиокомитета, и в открытых концертах. Наиболее часто звучала музыка М. Глинки (увертюра к опере «Иван Сусанин», «Патриотическая песня»), М. Балакирева (увертюра на темы трех русских песен и увертюра «Русь», кантата «Памяти Глинки»), П. Чайковского («Славянский марш»).
В 1943 году БСО под управлением Н. Голованова и других дирижеров (К. Иванова, С. Самосуда) исполнял новые произведения советских композиторов (симфонию «Родина» Г. Попова, симфонии Н. Мясковского и др.), делал записи сочинений Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Д. Кабалевского. Записанная оркестром кантата М. Чулаки «На берегах Волхова» в военные годы прозвучала по радио около трехсот раз. Оркестр принимал участие в концертах по заявкам бойцов и командиров, в торжественных («салютных») концертах. 27 июля Н. Аносов дирижировал концертным исполнением отрывков из оперы А. Александрова «Бэла», в которой принял участие БСО. 27 сентября состоялось первое исполнение поэмы-кантаты Н. Мясковского «Киров с нами», написанной в 1942 году, к 25-летию Великого Октября. 3 октября в Колонном зале Дома Союзов БСО открыл симфонический сезон. Программу концерта составили Торжественная увертюра «1812 год» и дуэт «Ромео и Джульетта» П. Чайковского, а также сюиты из балета А. Хачатуряна «Гаянэ». 27 декабря в Колонном зале Дома Союзов под управлением Н. Рахлина БСО исполнил новую симфонию Г. Попова «Родина».
В 1944 году БСО осуществил ряд премьер новых произведений советских композиторов. Под управлением Н. Голованова были исполнены 22-я, 23-я и 24-я симфонии Н. Мясковского, оратория Ю. Шапорина «Сказание о битве за Русскую землю», сюита Д. Кабалевского «Народные мстители»… Многие из исполненных в этот период произведений навеяны событиями военных лет.
31 мая в Колонном зале Дома Союзов был впервые исполнен фортепианный концерт А. Хачатуряна (солист — Л. Оборин, дирижер — автор). Одновременно с премьерами новых сочинений советских композиторов БСО продолжал исполнение и запись редко звучащих произведений как русской, так и советской музыки. 17 марта 1945 года БСО под управлением А. Орлова впервые исполнил виолончельный концерт Н. Мясковского. В марте же под управлением А. Гаука была исполнена Рапсодия на тему Паганини С. Рахманинова.
«Привычку защитить себя щитом художественного права» Голованов полагал главнейшей чертой дирижерской профессии. «Но твердость характера, говорил он, — должна быть природной. Кто слаб, тому лучше за дирижирование не браться».
В программах БСО он приветствовал наступление советских войск не только «Похвалой пустыне» и другими фрагментами из «Сказания о невидимом граде Китеже», но и танеевской кантатой «Иоанн Дамаскин» («Иду в неведомый мне путь, иду без мрака и надежды…»), которая транслировалась из Колонного зала в День радио 7 мая 1945 года, то есть всего за пару суток до Дня Победы…
Пока мы помним о каждом, кто освободил мир от фашизма, мы ЖИВЫ!
Материал: News-w.org / Наталья Логинова.
Фото: пресс-служба
Обсудить
Читайте также:
29 апрель 2020, Среда
Бахрушинский музей подготовил интерактивную онлайн-программу к 75-летию Победы
Комментарии (0)