В Ильинском сквере открылась выставка Политехнического музея к 100-летнему юбилею А.Д. Сахарова. Как связаны наука и нравственность? Почему талантливый физик и «отец водородной бомбы» стал общественным деятелем, борцом за мир и правозащитником? Об этом расскажет выставка, которая продлится до 30 июля 2021 года.
Пять витрин в Ильинском сквере собирают жизненный путь академика Сахарова в пять историй, каждая из которых раскрывает одну из сфер его деятельности. «Бомба» — это история об учёном, выступавшем за ограничение испытаний вооружений, в создании которых он сам участвовал. «Наука» — поиск мирного применения термоядерной реакции (синтеза). «Планета» — экологические воззрения Сахарова. И наконец витрины «Права человека» и «Свободный мир будущего», которые открывают еще две грани профессиональной деятельности ученого.
Выставка в Ильинском сквере рассказывает о выдающемся учёном и показывает фигуру академика Сахарова в современном контексте. Стремительное развитие науки во всём мире ставит перед нами вопросы о применении технологий во благо человечества, этике проведения исследований и публичном обсуждении результатов разработок. Музей приглашает зрителей к разговору о научной этике, нравственном выборе учёного и позиции общества.
«Эта выставка — пролог к большому разговору о Сахарове, который начинает Политехнический музей, — говорит Наталья Сергиевская, заместитель генерального директора по программной деятельности Политехнического музея. — Основная выставка планируется в середине лета в Парке Горького. И дальше мы хотим позвать молодых учёных и поговорить с ними о научной этике. Где разрешение на исследование наука даёт себе сама, а где необходим диалог с обществом? Какие исследования должны вестись, какие нет? Сегодня, когда мы говорим о необходимости мирного процесса урегулирования конфликтов, возможно ли финансирование разработки в области оружия массового поражения? Андрей Дмитриевич ответил на эти вопросы своей деятельностью. Сегодня мы хотим обсудить эти темы с молодыми учёными и аспирантами, со студентами, которые только входят в научный процесс».
«Мы попытались показать Сахарова человеком, размышляющим над вполне современными проблемами — бесконтрольным распространением и использованием оружия, экологией, ценностями прав человека, свободой научной мысли и ответственностью учёного перед обществом, справедливым мироустройством, — говорит Никита Ломакин, автор идеи, куратор выставки. — Оказывается, что смена контекста в последние десятилетия вовсе не сгладила, а в определённых смыслах даже обострила те вопросы, которыми задавался Андрей Дмитриевич в 1950–1980-х годах».
«В Москве до сих пор нет памятника Сахарову, и мы в какой-то мере восполняем его отсутствие. Для выставки мы придумали пять небольших монументов, которые отражают главные жизненные устремления Сахарова. Историю учёного мы передаём через три визуальных средства и текстовое сообщение, которое задаёт общий целостный смысл. На выставке представлен видеоряд, отражающий образ телевидения как главного медиума конца ХХ века. Он состоит из документальных кадров и является фоном для тематической скульптурной композиции. Скульптурные образы Сахарова как будто существуют на фоне этого медиума, образа телевизионной картинки. Ещё одним визуальным средством мы выбрали фотографию. Ситуативные образы запечатлённой фотографии дополняют каждую из пяти тем, представленных в витринах выставки», — рассказывает Антон Алейников, дизайнер и художественный куратор экспозиции.
Материал: News-w.org / Борис Духон – по материалам пресс-службы
Пять витрин в Ильинском сквере собирают жизненный путь академика Сахарова в пять историй, каждая из которых раскрывает одну из сфер его деятельности. «Бомба» — это история об учёном, выступавшем за ограничение испытаний вооружений, в создании которых он сам участвовал. «Наука» — поиск мирного применения термоядерной реакции (синтеза). «Планета» — экологические воззрения Сахарова. И наконец витрины «Права человека» и «Свободный мир будущего», которые открывают еще две грани профессиональной деятельности ученого.
Выставка в Ильинском сквере рассказывает о выдающемся учёном и показывает фигуру академика Сахарова в современном контексте. Стремительное развитие науки во всём мире ставит перед нами вопросы о применении технологий во благо человечества, этике проведения исследований и публичном обсуждении результатов разработок. Музей приглашает зрителей к разговору о научной этике, нравственном выборе учёного и позиции общества.
«Эта выставка — пролог к большому разговору о Сахарове, который начинает Политехнический музей, — говорит Наталья Сергиевская, заместитель генерального директора по программной деятельности Политехнического музея. — Основная выставка планируется в середине лета в Парке Горького. И дальше мы хотим позвать молодых учёных и поговорить с ними о научной этике. Где разрешение на исследование наука даёт себе сама, а где необходим диалог с обществом? Какие исследования должны вестись, какие нет? Сегодня, когда мы говорим о необходимости мирного процесса урегулирования конфликтов, возможно ли финансирование разработки в области оружия массового поражения? Андрей Дмитриевич ответил на эти вопросы своей деятельностью. Сегодня мы хотим обсудить эти темы с молодыми учёными и аспирантами, со студентами, которые только входят в научный процесс».
«Мы попытались показать Сахарова человеком, размышляющим над вполне современными проблемами — бесконтрольным распространением и использованием оружия, экологией, ценностями прав человека, свободой научной мысли и ответственностью учёного перед обществом, справедливым мироустройством, — говорит Никита Ломакин, автор идеи, куратор выставки. — Оказывается, что смена контекста в последние десятилетия вовсе не сгладила, а в определённых смыслах даже обострила те вопросы, которыми задавался Андрей Дмитриевич в 1950–1980-х годах».
«В Москве до сих пор нет памятника Сахарову, и мы в какой-то мере восполняем его отсутствие. Для выставки мы придумали пять небольших монументов, которые отражают главные жизненные устремления Сахарова. Историю учёного мы передаём через три визуальных средства и текстовое сообщение, которое задаёт общий целостный смысл. На выставке представлен видеоряд, отражающий образ телевидения как главного медиума конца ХХ века. Он состоит из документальных кадров и является фоном для тематической скульптурной композиции. Скульптурные образы Сахарова как будто существуют на фоне этого медиума, образа телевизионной картинки. Ещё одним визуальным средством мы выбрали фотографию. Ситуативные образы запечатлённой фотографии дополняют каждую из пяти тем, представленных в витринах выставки», — рассказывает Антон Алейников, дизайнер и художественный куратор экспозиции.
Материал: News-w.org / Борис Духон – по материалам пресс-службы
Обсудить
Комментарии (0)