18+


22 апрель 2022, Пятница
677
0
«Лица времени или лица вечности»?В Галерее классической фотографии открылась выставка работ фотографа Ананты Дасы «Восемь миллионов четыреста тысяч шагов», которая продлится выставка до 10 июля 2022 года. Представлены фотографии автора, сделанные им в священном городе Индии под названием Вриндаван, в период с 1988 года до начала 2000 годов. Выставка посвящена памяти автора, который скончался от ковида 3 июля 2021 года. 50 портретов, уличных фотографий из серии «Я, Индус», студийные фотопортреты цикла «Книга жизни», а также видео-фильм Walking mediatation, снятый Анантой в 2001 году во время празднования в Аллахабаде индуистского праздника «Маха Кумбха Мела», который проводится один раз в 144 года.

Работы Даса интересны тем, что не являются постановочными, люди на них практически не улыбаются, как на обычных туристических фотографиях из страны махараджей и заклинателей змей. Создается впечатление, что эти снимки могли быть сделаны в любой другой стране мира, и выхваченные моменты происходили когда-то очень давно, а может быть, ещё только произойдут в будущем.

Отсутствие временного, географического и этнографического контекстов в сочетании с чёрно-белым исполнением придаёт необыкновенную глубину работам фотохудожника. Другой особенностью является своеобразная монументальность его фотографий, игра с планами, неожиданные композиционные решения, в которых автор раскрывает зрителю абсолютно иные аспекты человеческого существования.

На выставке уже побывали многие профессиональные фотографы и другие известные люди искусства. Вот что они говорят об увиденном.

Художник, дизайнер, арт-директор Андрей Шелютто считает, что в истории искусства очень мало художников, которые использовали фотографию и видео с такой силой, как Ананта Даса:

«Он демонстрирует непосредственный, даже жёсткий визуальный подход, его брутально прямые, чистые, лишённые обмана образы, без манипуляции, с прекрасных художественным качеством, совершенно уникальны. Он сумел сделать фотографию и видео неотразимым орудием художественной стратегии для реализации своего проекта портретного документирования индийского общества, взгляд на которое пронизывает века, открывая и показывая универсальную древнюю иерархию профессий и каст. Бесконечно мысленно погружаясь в тщательнейшее исследование, в которое вовлёк меня Ананта, я не мог понять что передо мной — лица времени или лица вечности?».

По мнению друга Дасы фотографа Никиты Рыбакова:

«Ананта никогда не останавливался, всегда кипел и его творческий огонь обжигал окружающих, вовлекая порой в авантюрные проекты. Увлечение искусством фотографии было лишь одним из многих проявлений его таланта. Он не мог и не хотел существовать в жестких рамках социума и его свободный Дух всегда ускользал и вырывался за границы телесности. Индия была его Домом и Любовью, без неё он не мыслил жизни, он дышал ею и думал только о ней. Но попасть в этот Дом дано не каждому. Мы имеем счастье лишь подглядеть через его фотографии тот скрытый мир, который он успел проявить…».

Художница и куратор Алла Мировская так высказалась о творчестве фотографа:

«Фотографии Ананты Даса как прозрачная прохладная вода. Мы не были знакомы, но кажется, что человек, который сделал их, был спокоен, внимателен к окружающему и счастлив. Глядя на снимки, невольно подхватываешь это ощущение и идёшь с ним дальше как с маленьким или с большим сокровищем. Как уберечь его в трагическом мире? Как получалось это у него? Это секрет Ананты Даса, который он нам оставил, его живой след. Взгляд фотографа отражается в зрителе, производит в нем невидимую, но важную работу, очеловечивая, поддерживая, утешая. Смерти нет!».

Фото: Ананта Даса. Студийные фотопортреты из серии «Книга жизни», Вриндаван, Индия, 1988 год.

Материал: News-w.org / Елена Романенко по материалам пресс-службы
Фото: пресс-служба
Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (0)