Бахрушинский музей приступил к выполнению комплексной сверки музейных предметов и музейных коллекций в январе 2022 года, впервые за 128-летнюю историю музея.
Одновременно с этим проводится сверка и научная обработка нового блока произведений для передачи сведений в Государственный каталог Министерства культуры Российской Федерации. В ходе этой работы и случилось открытие уникальной находки.
Пять эскизов росписей для Казанского вокзала в Москве работы известного коллекционера, мецената и художника князя Сергея Александровича Щербатова хранились в составе музейной коллекции без атрибуции, с пометкой «Неизвестный художник».
«Наши сотрудники фондовых отделов установили, что эти эскизы поступили на хранение в 1920-е годы, еще при жизни создателя музея Алексея Бахрушина. Запись об этом сохранилась в старой Инвентарной книге, а штамп на оборотах эскизов указывает на источник поступления – Государственный Музейный фонд.
В результате проведенного исследования было атрибутировано авторство князя Сергея Щербатова, который работал в дореволюционный период над заказом оформления интерьеров Казанского вокзала. Местонахождение эскизов до настоящего момента оставалось неизвестным. Этот уникальный памятник, обнаруженный в Бахрушинском музее, не только важная составляющая в истории культуры города Москвы и образец национально-романтической темы в русском искусстве начала XX века, но и волнующая возможность посмотреть на неосуществленный проект из XXI века», – прокомментировала генеральный директор Бахрушинского музея Кристина Трубинова.
Строительство современного здания Казанского вокзала по проекту архитектора Алексея Щусева велось почти 30 лет, начиная с 1913 года. К оформлению помимо князя Щербатова были приглашены члены художественного объединения «Мир искусства» и близкие их кругу художники – Бенуа, Билибин, Рерих, Кустодиев, Лансере, Добужинский, Серебрякова и другие.
Князь С.А. Щербатов получил заказ на роспись зала ожидания первого класса. Всего им были созданы пять декоративных эскизов. Декоративные панно «Город», «Деревня» («Поле») и «Промысел» в примитивистской манере появились на эскизах в 1915 году. Работа была одобрена, и художник приступил к созданию макетов росписи зала и двум другим бессюжетным панно с изображением крестьянских фигур.
В фонды Театрального музея им. А.А. Бахрушина попали выполненные на картоне темперой три части макета – эскизы панно «Город», «Промысел» и проект росписи сводчатого потолка, а также два эскиза бессюжетных композиций с крестьянскими мотивами для двух боковых стен.
Проект росписей был утвержден председателем Правления Московско-Казанской железной дороги Н.К. фон Мекка, но, как и большинство замыслов художников «Мира искусства», не был осуществлен в связи с изменившейся концепцией росписей Казанского вокзала после Октябрьской революции 1917 года.
Первый этап сверок музейного собрания ГЦТМ им. А.А. Бахрушина начался с фиксации наличия предметов и коллекций мемориально-вещевого фонда. В настоящий момент работы по данному фонду выполнены на 86,5% и завершатся в конце октября — начале ноября текущего года.
Остальные фонды пройдут этапы сверок наличия музейных коллекций согласно утвержденному плану-графику.
Работы по сверке от общего количества предметов в музейном собрании на сентябрь 2022 года проведены на 1,9%. Комплексная сверка крупнейшей коллекции, превышающей по количеству 1,5 миллиона единиц, рассчитана на 15 лет и завершится в 2036 году.
Материал: News-w.org / Анна Прокофьева по материалам пресс-службы
Фото: пресс-служба
Одновременно с этим проводится сверка и научная обработка нового блока произведений для передачи сведений в Государственный каталог Министерства культуры Российской Федерации. В ходе этой работы и случилось открытие уникальной находки.
Пять эскизов росписей для Казанского вокзала в Москве работы известного коллекционера, мецената и художника князя Сергея Александровича Щербатова хранились в составе музейной коллекции без атрибуции, с пометкой «Неизвестный художник».
«Наши сотрудники фондовых отделов установили, что эти эскизы поступили на хранение в 1920-е годы, еще при жизни создателя музея Алексея Бахрушина. Запись об этом сохранилась в старой Инвентарной книге, а штамп на оборотах эскизов указывает на источник поступления – Государственный Музейный фонд.
В результате проведенного исследования было атрибутировано авторство князя Сергея Щербатова, который работал в дореволюционный период над заказом оформления интерьеров Казанского вокзала. Местонахождение эскизов до настоящего момента оставалось неизвестным. Этот уникальный памятник, обнаруженный в Бахрушинском музее, не только важная составляющая в истории культуры города Москвы и образец национально-романтической темы в русском искусстве начала XX века, но и волнующая возможность посмотреть на неосуществленный проект из XXI века», – прокомментировала генеральный директор Бахрушинского музея Кристина Трубинова.
Строительство современного здания Казанского вокзала по проекту архитектора Алексея Щусева велось почти 30 лет, начиная с 1913 года. К оформлению помимо князя Щербатова были приглашены члены художественного объединения «Мир искусства» и близкие их кругу художники – Бенуа, Билибин, Рерих, Кустодиев, Лансере, Добужинский, Серебрякова и другие.
Князь С.А. Щербатов получил заказ на роспись зала ожидания первого класса. Всего им были созданы пять декоративных эскизов. Декоративные панно «Город», «Деревня» («Поле») и «Промысел» в примитивистской манере появились на эскизах в 1915 году. Работа была одобрена, и художник приступил к созданию макетов росписи зала и двум другим бессюжетным панно с изображением крестьянских фигур.
В фонды Театрального музея им. А.А. Бахрушина попали выполненные на картоне темперой три части макета – эскизы панно «Город», «Промысел» и проект росписи сводчатого потолка, а также два эскиза бессюжетных композиций с крестьянскими мотивами для двух боковых стен.
Проект росписей был утвержден председателем Правления Московско-Казанской железной дороги Н.К. фон Мекка, но, как и большинство замыслов художников «Мира искусства», не был осуществлен в связи с изменившейся концепцией росписей Казанского вокзала после Октябрьской революции 1917 года.
Первый этап сверок музейного собрания ГЦТМ им. А.А. Бахрушина начался с фиксации наличия предметов и коллекций мемориально-вещевого фонда. В настоящий момент работы по данному фонду выполнены на 86,5% и завершатся в конце октября — начале ноября текущего года.
Остальные фонды пройдут этапы сверок наличия музейных коллекций согласно утвержденному плану-графику.
Работы по сверке от общего количества предметов в музейном собрании на сентябрь 2022 года проведены на 1,9%. Комплексная сверка крупнейшей коллекции, превышающей по количеству 1,5 миллиона единиц, рассчитана на 15 лет и завершится в 2036 году.
Материал: News-w.org / Анна Прокофьева по материалам пресс-службы
Фото: пресс-служба
Обсудить
Читайте также:
27 июнь 2022, Понедельник
109 дореволюционных грампластинок найдены в замурованном стенном шкафу во время реставрации в Бахрушинском музее
02 август 2022, Вторник
При реставрации в Театральном музее имени А.А. Бахрушина обнаружили уникальный деко
08 декабрь 2021, Среда
Бахрушинский музей устраивает благотворительные показы детского новогоднего шоу «Рождественский детектив»
21 август 2020, Пятница
Бахрушинский музей открывает Всероссийский марафон #ВдарБахрушину с участием более 50-ти театров страны
12 ноябрь 2021, Пятница
Бахрушинский музей и музеи Большого театра, МХАТ и Театра кукол им. С.В. Образцова впервые запустили совместную программу стажировок
Комментарии (0)