Самый ожидаемый проект нового сезона - выставка коллекции артефактов, связанных с именем Сергея Дягилева, выдающегося импресарио, человека, сделавшего невероятно много для популяризации русского искусства в мире – стартовала в Новой Третьяковке.
В экспозиции представлены эскизы костюмов и декораций, фотографии балетных спектаклей и репетиций, портреты хореографов Леонида Мясина, Сержа Лифаря, Михаила Фокина и знаменитых этуалей Тамары Карсавиной, Ольги Спесивцевой, Анны Павловой, Ирины Бароновой и других из коллекции Михаила Ларионова. «Вишенка на торте» экспозиции - оригинальные костюмы к дягилевским балетам, созданные по проектам Александра Головина, Льва Бакста, Наталии Гончаровой, Николая Рериха, и декорация к одному из самых знаменитых спектаклей «Половецкие пляски» Рериха.
В состав экспозиции включены 13 сценических костюмов, более 200 графических произведений, фотографии, материалы отдела рукописей Третьяковской галереи и балетной библиотеки Михаила Ларионова.
«То, что мы здесь показываем - это графические листы и костюмы, которые невозможно показывать очень долгое время. Мы планируем этот зал таким образом, чтобы иметь возможность осуществлять ротацию», - сказала на открытии директора Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
В основном на выставке представлена графика (эскизы художников для спектаклей), и тем эта выставка особенно важна, поскольку графику нельзя показывать в постоянной экспозиции всегда, ей нужно давать «отдыхать».
«Мы можем быть благодарны неуспеху некоторых балетов, благодаря которым так хорошо сохранились костюмы. "Голубой бог" относится к этим не очень успешным балетам. "Золотой петушок" – чрезвычайно успешный балет, поэтому посмотрите, как протерты колени на комбинезоне Звездочета», - рассказала журналистам куратор выставки Ирина Шуманова.
Запись "Золотого петушка" сделали во время гастролей в Австралии, уже после смерти Сергея Дягилева. Балет тогда восстановили, и удалось восстановить успех – такой же триумфальный, как во время первой постановки. И это тот редкий случай, когда фото и видео на этой выставке примерно из одного времени. А вот декорация хоть и выглядит как на снимке, совсем современная. «Это скорее некий символ – фантазия на тему спектаклей поздней Дягилевской антрепризы. У нас была изначально мысль, что, может быть, мы сделаем реконструкцию этой декорации, а потом мы подумали, что это некий знак. Тот самый привет Дягилеву и его художникам, который мы передаем из современности. Не стилизация, не копия, а достаточно вольное», – поделилась с представителями СМИ куратор выставки Евгения Илюхина.
Также в проекте много архивных фото и других документов. Главные раритеты выставки - коллекция подлинных сценических предметов, приобретенных музеем в 2021 году при поддержке компании "БиПи Россия". Директор музея Зельфира Трегулова на пресс-конференции говорила, что за эту коллекцию в Британии торговались несколько лет, стартовая цена была 1 млн. фунтов, но ей путем упорных переговоров ее удалось спустить в несколько раз. Так что теперь в собрании музея есть настоящий дягилевский реквизит.
Дягилев поставил (и оставил неосуществленными) огромное количество спектаклей, но на выставке представлены самые легендарные, те, для которых были созданы самые лучшие эскизы теми художниками, которые сейчас считаются столпами русского искусства.
Костюмы Бакста для «Тамары» и «Синего бога» в которых танцевали Нижинский и Карсавина - это подлинные ткани. А ведь есть еще «Испания» на музыку Равеля и Альбениса, от которой остались шикарные эскизы Гончаровой. В зале, посвященном рериховским работам для «Князя Игоря», два бесценных раритета: карсавинские пуанты и сапоги князя. А самое большое (по объему) в экспозиции - рериховский гигантский занавес, метров на двадцать. Он сейчас на реставрации, но при входе на выставку - в круглой выгородке - воспроизведен его фрагмент.
Глядя на их яркие краски экспонатов и костюмов, осознаешь, насколько все-таки фотографии и чудом сохранившиеся видеозаписи не передают эффекта. А вот эскизы художников передают всю палитру фантазий создателей.
Выставка «Дягилев. Генеральная репетиция» продлится до 5 февраля 2023.
Материал: News-w.org / Светлана Юрьева
Фото: News-w.org / Сергей Виноградов
В экспозиции представлены эскизы костюмов и декораций, фотографии балетных спектаклей и репетиций, портреты хореографов Леонида Мясина, Сержа Лифаря, Михаила Фокина и знаменитых этуалей Тамары Карсавиной, Ольги Спесивцевой, Анны Павловой, Ирины Бароновой и других из коллекции Михаила Ларионова. «Вишенка на торте» экспозиции - оригинальные костюмы к дягилевским балетам, созданные по проектам Александра Головина, Льва Бакста, Наталии Гончаровой, Николая Рериха, и декорация к одному из самых знаменитых спектаклей «Половецкие пляски» Рериха.
В состав экспозиции включены 13 сценических костюмов, более 200 графических произведений, фотографии, материалы отдела рукописей Третьяковской галереи и балетной библиотеки Михаила Ларионова.
«То, что мы здесь показываем - это графические листы и костюмы, которые невозможно показывать очень долгое время. Мы планируем этот зал таким образом, чтобы иметь возможность осуществлять ротацию», - сказала на открытии директора Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
В основном на выставке представлена графика (эскизы художников для спектаклей), и тем эта выставка особенно важна, поскольку графику нельзя показывать в постоянной экспозиции всегда, ей нужно давать «отдыхать».
«Мы можем быть благодарны неуспеху некоторых балетов, благодаря которым так хорошо сохранились костюмы. "Голубой бог" относится к этим не очень успешным балетам. "Золотой петушок" – чрезвычайно успешный балет, поэтому посмотрите, как протерты колени на комбинезоне Звездочета», - рассказала журналистам куратор выставки Ирина Шуманова.
Запись "Золотого петушка" сделали во время гастролей в Австралии, уже после смерти Сергея Дягилева. Балет тогда восстановили, и удалось восстановить успех – такой же триумфальный, как во время первой постановки. И это тот редкий случай, когда фото и видео на этой выставке примерно из одного времени. А вот декорация хоть и выглядит как на снимке, совсем современная. «Это скорее некий символ – фантазия на тему спектаклей поздней Дягилевской антрепризы. У нас была изначально мысль, что, может быть, мы сделаем реконструкцию этой декорации, а потом мы подумали, что это некий знак. Тот самый привет Дягилеву и его художникам, который мы передаем из современности. Не стилизация, не копия, а достаточно вольное», – поделилась с представителями СМИ куратор выставки Евгения Илюхина.
Также в проекте много архивных фото и других документов. Главные раритеты выставки - коллекция подлинных сценических предметов, приобретенных музеем в 2021 году при поддержке компании "БиПи Россия". Директор музея Зельфира Трегулова на пресс-конференции говорила, что за эту коллекцию в Британии торговались несколько лет, стартовая цена была 1 млн. фунтов, но ей путем упорных переговоров ее удалось спустить в несколько раз. Так что теперь в собрании музея есть настоящий дягилевский реквизит.
Дягилев поставил (и оставил неосуществленными) огромное количество спектаклей, но на выставке представлены самые легендарные, те, для которых были созданы самые лучшие эскизы теми художниками, которые сейчас считаются столпами русского искусства.
Костюмы Бакста для «Тамары» и «Синего бога» в которых танцевали Нижинский и Карсавина - это подлинные ткани. А ведь есть еще «Испания» на музыку Равеля и Альбениса, от которой остались шикарные эскизы Гончаровой. В зале, посвященном рериховским работам для «Князя Игоря», два бесценных раритета: карсавинские пуанты и сапоги князя. А самое большое (по объему) в экспозиции - рериховский гигантский занавес, метров на двадцать. Он сейчас на реставрации, но при входе на выставку - в круглой выгородке - воспроизведен его фрагмент.
Глядя на их яркие краски экспонатов и костюмов, осознаешь, насколько все-таки фотографии и чудом сохранившиеся видеозаписи не передают эффекта. А вот эскизы художников передают всю палитру фантазий создателей.
Выставка «Дягилев. Генеральная репетиция» продлится до 5 февраля 2023.
Материал: News-w.org / Светлана Юрьева
Фото: News-w.org / Сергей Виноградов
Обсудить
Читайте также:
27 март 2022, Воскресенье
Проект «Музейная Москва онлайн» подготовил виртуальную выставку ко Всемирному дню театра
Комментарии (0)