Цикл просветительских программ «ИзТории», выходящих на платформе YouTube каждый вторник, раскрывает зрителям смыслы текстов из первых 5 книг Библии (Торы), сопоставляя сюжеты из Священного Писания с историей изобразительного искусства.
На канале «Идеи без границ» выходит в свет цикл просветительских программ «ИзТории». Каждую неделю ведущий программы, израильский философ Ури Гершович, обсуждает фрагмент текста из Торы со своими гостями, российскими искусствоведами, кураторами, художниками и другими деятелями культуры, сопоставляя сюжеты из Священного Писания с историей изобразительного искусства.
«В еврейской традиции существует удивительный, приобретший статус закона, обычай: еженедельное публичное чтение фрагментов Торы (Пятикнижия). Эти пять книг разбиты на 52 недельных раздела и, таким образом, за год прочитывается весь текст. По завершении этот цикл повторяется вновь. Создатели проекта предлагают найти новое в повторяемом из года в год тексте. Если считать, что сакральный текст вечно актуален, то в новом контексте его слова всегда звучат по-разному», – говорит Ури Гершович.
Режиссером проекта выступает известный кинематографист и продюсер, работающий на стыке независимого кино и современного искусства, Андрей Сильвестров. «Наш проект, по сути, это – диалог, в котором библейский текст и его интерпретация в еврейской традиции соотносится с европейским искусством. При этом, это соотнесение может носить как характер сопоставления и дополнения, так и противопоставления. Цель подобного соотнесения не в том, чтобы получить какие-то ответы, а в том, чтобы поставить вопросы, дать импульс к размышлению, возникающему в процессе встречи “далековатых идей” (термин Ломоносова) или их конфликта, диалога различных традиций», – отмечает Андрей Сильвестров.
Первый сезон проекта состоит из 12 программ, посвящённых Книге Бытия. Визуальный ряд сезона основан на коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Среди гостей: историк-медиевист Михаил Майзульс, художник и теоретик искусства Дмитрий Гутов, искусствоведы Анна Познанская, Василий Расторгуев, Марина Лопухова, Борис Клюшников, Мария Тимина, Сергей Хачатуров, арт–критик Владимир Дудченко, кураторы Евгения Киселева, Наталья Гомберг, писатель Александр Снегирёв.
ИНФОРМАЦИЯ О ВЫПУСКАХ:
Пилотная серия 1. Как подкупить художника
В недельной главе Торы Шофтим («Судьи») сформулирован закон, запрещающий судье брать взятки. Сказано, что взятка ослепляет глаза мудреца. Как это положение связано с искусством? Какой взгляд художника или зрителя следует считать коррумпированным? Можно ли и каким образом избежать «ослепления»? Что заставляет нас предвзято судить о произведении искусства? Насколько правомерно сравнение судьи и художника/эксперта?
Гость выпуска: Дмитрий Гутов – художник, куратор, выпускник Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, автор различных образовательных проектов, связанных с историей, теорией и практикой современного искусства. Участник Венецианской (1995, 2013) и многих других биеннале, а также, десятков персональных и более сотни групповых выставок, в том числе в первых российских галереях — в Трехпрудном переулке, «Риджине», галерее Марата Гельмана и других.
Пилотная серия 2. Женщина и война
В недельной главе Ки теце («Когда выйдешь [на войну]») зафиксирован закон о том, как следует поступать с женщиной, взятой в плен во время войны. Тора описывает процедуру, которая должна предшествовать женитьбе на плененной красавице. Что толкает мужчину пленить женщину? Мотив пленения красавицы мы встречаем и в греческой мифологии – в рассказе о похищении Европы Зевс принимает облик быка. Есть ли что-то общее между интерпретацией мифа в живописных работах и интерпретацией закона о пленении красавицы хасидскими авторами? Какова роль женщины в Писании и в греческой мифологии?
Гость выпуска: Екатерина Кочеткова – историк искусства, кандидат искусствоведения, заведующая отделом образовательно-просветительских проектов и главный специалист по образовательным проектам ГМИИ им. Пушкина. Основные научные специализации – искусство XX и XXI веков и искусство эпохи Ренессанса.
Первая серия. Адам, Ева и пол человека
В недельной главе Берешит («В начале») можно найти множество важнейших для человечества мифологем. Одна из них – сотворение женщины. Из чего была создана женщина с точки зрения мудрецов Талмуда – из ребра, из лика или из… хвоста? В чем смысл сотворения женщины из плоти мужчины? А, может быть, человек изначально был создан андрогином и затем разделен надвое? Как изображалось сотворение женщины в средние века и какие мотивы подчеркивались христианскими художниками? Чем отличается восприятие истории сотворения женщины и первородного греха в иудейской и христианской традиции? Вступали ли в сексуальные отношения Адам и Ева до грехопадения? В какой ипостаси выступал змей – в мужской или женской?
Гость выпуска: Михаил Майзульс – историк-медиевист, переводчик с французского, выпускник РГГУ и Высшей школы социальных исследований (Париж), лауреат премии «Просветитель», сотрудник Центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ. Сфера научных интересов: средневековая иконография и социальная история изображений; религиозное и политическое иконоборчество; визионерские тексты и практики; христианская демонология.
Вторая серия. Вавилонская башня — диагноз или пророчество?
Какие смыслы скрывает рассказ Писания о Вавилонской башне в разделе Ноах? Чем провинились строители? Что за единый язык, позволивший начать это строительство? Эти и другие вопросы на протяжении веков задавали многие интерпретаторы, мыслители, художники. Какова аллегорическая интерпретация этого рассказа у Филона Александрийского и в чем её отличие от аллегорий в живописи? Как связано строительство башни с идолопоклонством? Как изобретение кирпича может быть символом катастрофы технологического прогресса? Как картина Питера Брейгеля Старшего повлияла на развитие мотива Вавилонской башни в искусстве нового времени? Роль Нимрода и грех коллективизма: рабби Шимшон-Рефаэль Гирш и Карл Маркс. Вавилонская башня как парадигма возобновляемого вновь и вновь проекта достижения Небес и воцарения человека.
Гость выпуска: Дмитрий Гутов – художник, куратор, выпускник Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, автор различных образовательных проектов, связанных с историей, теорией и практикой современного искусства. Участник Венецианской (1995, 2013) и многих других биеннале, а также, десятков персональных и более сотни групповых выставок, в том числе в первых российских галереях — в Трехпрудном переулке, «Риджине», галерее Марата Гельмана и других.
Третья серия. Уехать – эскапизм или поиск предназначения?
Недельная глава Лех леха («Иди себе», возможный перевод: «Иди к себе») начинается с того, что Бог приказывает Авраму оставить все, что его окружает, – родину, близких, отцовский дом – и отправится в неизвестность – цель Бог укажет позднее. Из Писания неясно, почему Бог обращается к Авраму. Что это за приказ? Что за ним стоит? Какого рода внутреннее переживание? Эскапизм или подвижничество? Осознание своей миссии или смутное ощущение избранности? Сомнения или зрелая вера? Речь идет о зове свыше или о поиске себя? Можно ли провести параллель между радикальным разрывом Аврама со своим окружением и попытками художников Нового времени выйти за пределы европейской культуры? Что двигало, к примеру, Полем Гогеном, когда он отправился на Таити? Как отразился в его работах мотив ухода, разрыва, обновления? Что общего между уходом Гогена и Аврама и в чем их различие?
Гость выпуска: Анна Познанская – искусствовед, кандидат наук, старший научный сотрудник Отдела искусства стран Европы и Америки XIX-XX столетий, куратор выставок в ГМИИ, преподаватель Государственного гуманитарного университета.
Четвертая серия. Спасение через грех
Недельная глава Вайера («И явился») содержит рассказ о том, как дочери Лота напоили отца, склонили его к соитию и забеременели от него. Как этот предосудительный сюжет изображался в европейской живописи? Что двигало художниками, которые брались запечатлеть эту явно вызывающую сцену? Отражалась ли в их картинах та или иная комментаторская традиция? Как интерпретировали этот эпизод мудрецы Талмуда? Находили ли они оправдание действиям дочерей и поведению самого Лота? Парадоксальным образом прабабка царя Давида Рут (Руфь) принадлежала к народу, произошедшему от одной из дочерей Лота. Почему происхождение царского рода связано с инцестом? В чем глубинный смысл ущербности царя Израиля?
Гость выпуска: Василий Расторгуев – искусствовед, ведущий научный сотрудник отдела старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина, хранитель фонда скульптуры.
Пятая серия. Заочная любовь?
В недельной главе Хаей Сара («И было лет жизни Сары…») рассказывается о том, как Элиэзер, раб Аврама, отправляется за невестой Ицхаку. Что обеспечивает успех миссии Элиэзера? Божественное провидение или заочная взаимная любовь невесты и жениха, их предчувствие предназначения друг другу? Почему Ривка падает с верблюда при виде Ицхака? Как интерпретируют это падение мудрецы Талмуда? Возможна ли заочная романтическая любовь и как она возникает? Как отражен мотив любви-предназначения в модернизме и, в частности, в произведениях Марка Шагала? Не является ли встреча зрителя с произведением искусства в эпоху модерна и постмодерна созвучной заочной предопределенной любви? Готов ли зритель «упасть с верблюда» при виде произведения искусства?
Гость выпуска: Владимир Дудченко – независимый арт-критик, коллекционер, галерист, писатель, режиссёр.
Шестая серия. Диктат зрения
В недельном разделе Толдот («Родословие») мы читаем о том, как слабо видящий Ицхак благословляет своего сына Яакова вместо первенца Эсава. Притупившееся зрение заставляет Ицхака ощупывать сына, пользоваться обонянием. Слабое зрение играет на руку Провидению: Яаков обманом получает благословение, но именно он и есть истинный наследник Ицхака. Зачастую слепцы видят то, чего не видят зрячие. Что значит узреть невидимое и как это сделать? Как укрепилась тоталитарность зрения в европейской культуре и искусстве? Когда в истории искусства возникло направление, отвергающее диктат зрения? Какие чувства пытаются задействовать в своих произведениях современные художники этого направления? Что такое «осязательный взгляд» и «незрительное восприятие»? Каким образом эта проблематика отражена в выставке «Котел алхимика» ГМИИ им. А.С. Пушкина?
Гость выпуска: Евгения Киселева – исследователь, куратор, заведующая Отделом междисциплинарных проектов ГМИИ им. А.С. Пушкина, доцент кафедры кино и современного искусства РГГУ, преподаватель департамента медиа ВШЭ, кандидат культурологии, тифлокомментатор.
Седьмая серия. Сила и разрушение царств
В недельном разделе Вайеце («И вышел») содержится описание удивительного сна Яакова, в котором он видит лестницу с нисходящими и восходящими по ней ангелами. Еврейские и христианские толкователи многократно интерпретировали этот сон. Где он ему приснился, и как это место связано с понятием идеального города? Что такое ведута? Почему лестница в христианской традиции становится Девой? Почему Храмовая гора оказалась сдвинутой, и где теперь находится центр мира? Как мессианские чаяния еврейских и христианских комментаторов отразились в толкованиях сна Яакова? Как связана написанная в середине XVI века картина Париса Бордоне «Явление Сивиллы императору Августу» с лестницей Яакова?
Гость выпуска: Марина Лопухова – кандидат искусствоведения, доцент кафедры всеобщей истории искусств Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, специалист по искусству эпохи Возрождения.
Восьмая серия. Борьба или объятия?
В главе Ваишлах («И послал») рассказывается о том, как Яаков, переправившись через реку Ябок, борется с кем-то, кто не называет своего имени. Кто это был: ангел, Бог, человек? Как интерпретировали этот эпизод еврейские и христианские комментаторы? Почему в результате этой борьбы Яаков получает имя Исраэль, и каково значение этого имени? Как изображалась эта борьба в европейской живописи? Можно ли говорить здесь о богоборчестве и угодно ли оно Богу? Были ли русские художники-авангардисты богоборцами? Родченко и Малевич: борьба с отцом vs борьба с братом.
Гость выпуска: Мария Тимина — искусствовед, окончила исторический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова по специальности «история и теория искусства», в 2016-2020 гг. лектор-искусствовед, с 2021 г. старший научный сотрудник в ГМИИ имени А.С. Пушкина.
Материал: News-w.org / Денис Ширин по материалам пресс-службы
Фото: пресс-служба
На канале «Идеи без границ» выходит в свет цикл просветительских программ «ИзТории». Каждую неделю ведущий программы, израильский философ Ури Гершович, обсуждает фрагмент текста из Торы со своими гостями, российскими искусствоведами, кураторами, художниками и другими деятелями культуры, сопоставляя сюжеты из Священного Писания с историей изобразительного искусства.
«В еврейской традиции существует удивительный, приобретший статус закона, обычай: еженедельное публичное чтение фрагментов Торы (Пятикнижия). Эти пять книг разбиты на 52 недельных раздела и, таким образом, за год прочитывается весь текст. По завершении этот цикл повторяется вновь. Создатели проекта предлагают найти новое в повторяемом из года в год тексте. Если считать, что сакральный текст вечно актуален, то в новом контексте его слова всегда звучат по-разному», – говорит Ури Гершович.
Режиссером проекта выступает известный кинематографист и продюсер, работающий на стыке независимого кино и современного искусства, Андрей Сильвестров. «Наш проект, по сути, это – диалог, в котором библейский текст и его интерпретация в еврейской традиции соотносится с европейским искусством. При этом, это соотнесение может носить как характер сопоставления и дополнения, так и противопоставления. Цель подобного соотнесения не в том, чтобы получить какие-то ответы, а в том, чтобы поставить вопросы, дать импульс к размышлению, возникающему в процессе встречи “далековатых идей” (термин Ломоносова) или их конфликта, диалога различных традиций», – отмечает Андрей Сильвестров.
Первый сезон проекта состоит из 12 программ, посвящённых Книге Бытия. Визуальный ряд сезона основан на коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Среди гостей: историк-медиевист Михаил Майзульс, художник и теоретик искусства Дмитрий Гутов, искусствоведы Анна Познанская, Василий Расторгуев, Марина Лопухова, Борис Клюшников, Мария Тимина, Сергей Хачатуров, арт–критик Владимир Дудченко, кураторы Евгения Киселева, Наталья Гомберг, писатель Александр Снегирёв.
ИНФОРМАЦИЯ О ВЫПУСКАХ:
Пилотная серия 1. Как подкупить художника
В недельной главе Торы Шофтим («Судьи») сформулирован закон, запрещающий судье брать взятки. Сказано, что взятка ослепляет глаза мудреца. Как это положение связано с искусством? Какой взгляд художника или зрителя следует считать коррумпированным? Можно ли и каким образом избежать «ослепления»? Что заставляет нас предвзято судить о произведении искусства? Насколько правомерно сравнение судьи и художника/эксперта?
Гость выпуска: Дмитрий Гутов – художник, куратор, выпускник Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, автор различных образовательных проектов, связанных с историей, теорией и практикой современного искусства. Участник Венецианской (1995, 2013) и многих других биеннале, а также, десятков персональных и более сотни групповых выставок, в том числе в первых российских галереях — в Трехпрудном переулке, «Риджине», галерее Марата Гельмана и других.
Пилотная серия 2. Женщина и война
В недельной главе Ки теце («Когда выйдешь [на войну]») зафиксирован закон о том, как следует поступать с женщиной, взятой в плен во время войны. Тора описывает процедуру, которая должна предшествовать женитьбе на плененной красавице. Что толкает мужчину пленить женщину? Мотив пленения красавицы мы встречаем и в греческой мифологии – в рассказе о похищении Европы Зевс принимает облик быка. Есть ли что-то общее между интерпретацией мифа в живописных работах и интерпретацией закона о пленении красавицы хасидскими авторами? Какова роль женщины в Писании и в греческой мифологии?
Гость выпуска: Екатерина Кочеткова – историк искусства, кандидат искусствоведения, заведующая отделом образовательно-просветительских проектов и главный специалист по образовательным проектам ГМИИ им. Пушкина. Основные научные специализации – искусство XX и XXI веков и искусство эпохи Ренессанса.
Первая серия. Адам, Ева и пол человека
В недельной главе Берешит («В начале») можно найти множество важнейших для человечества мифологем. Одна из них – сотворение женщины. Из чего была создана женщина с точки зрения мудрецов Талмуда – из ребра, из лика или из… хвоста? В чем смысл сотворения женщины из плоти мужчины? А, может быть, человек изначально был создан андрогином и затем разделен надвое? Как изображалось сотворение женщины в средние века и какие мотивы подчеркивались христианскими художниками? Чем отличается восприятие истории сотворения женщины и первородного греха в иудейской и христианской традиции? Вступали ли в сексуальные отношения Адам и Ева до грехопадения? В какой ипостаси выступал змей – в мужской или женской?
Гость выпуска: Михаил Майзульс – историк-медиевист, переводчик с французского, выпускник РГГУ и Высшей школы социальных исследований (Париж), лауреат премии «Просветитель», сотрудник Центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ. Сфера научных интересов: средневековая иконография и социальная история изображений; религиозное и политическое иконоборчество; визионерские тексты и практики; христианская демонология.
Вторая серия. Вавилонская башня — диагноз или пророчество?
Какие смыслы скрывает рассказ Писания о Вавилонской башне в разделе Ноах? Чем провинились строители? Что за единый язык, позволивший начать это строительство? Эти и другие вопросы на протяжении веков задавали многие интерпретаторы, мыслители, художники. Какова аллегорическая интерпретация этого рассказа у Филона Александрийского и в чем её отличие от аллегорий в живописи? Как связано строительство башни с идолопоклонством? Как изобретение кирпича может быть символом катастрофы технологического прогресса? Как картина Питера Брейгеля Старшего повлияла на развитие мотива Вавилонской башни в искусстве нового времени? Роль Нимрода и грех коллективизма: рабби Шимшон-Рефаэль Гирш и Карл Маркс. Вавилонская башня как парадигма возобновляемого вновь и вновь проекта достижения Небес и воцарения человека.
Гость выпуска: Дмитрий Гутов – художник, куратор, выпускник Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, автор различных образовательных проектов, связанных с историей, теорией и практикой современного искусства. Участник Венецианской (1995, 2013) и многих других биеннале, а также, десятков персональных и более сотни групповых выставок, в том числе в первых российских галереях — в Трехпрудном переулке, «Риджине», галерее Марата Гельмана и других.
Третья серия. Уехать – эскапизм или поиск предназначения?
Недельная глава Лех леха («Иди себе», возможный перевод: «Иди к себе») начинается с того, что Бог приказывает Авраму оставить все, что его окружает, – родину, близких, отцовский дом – и отправится в неизвестность – цель Бог укажет позднее. Из Писания неясно, почему Бог обращается к Авраму. Что это за приказ? Что за ним стоит? Какого рода внутреннее переживание? Эскапизм или подвижничество? Осознание своей миссии или смутное ощущение избранности? Сомнения или зрелая вера? Речь идет о зове свыше или о поиске себя? Можно ли провести параллель между радикальным разрывом Аврама со своим окружением и попытками художников Нового времени выйти за пределы европейской культуры? Что двигало, к примеру, Полем Гогеном, когда он отправился на Таити? Как отразился в его работах мотив ухода, разрыва, обновления? Что общего между уходом Гогена и Аврама и в чем их различие?
Гость выпуска: Анна Познанская – искусствовед, кандидат наук, старший научный сотрудник Отдела искусства стран Европы и Америки XIX-XX столетий, куратор выставок в ГМИИ, преподаватель Государственного гуманитарного университета.
Четвертая серия. Спасение через грех
Недельная глава Вайера («И явился») содержит рассказ о том, как дочери Лота напоили отца, склонили его к соитию и забеременели от него. Как этот предосудительный сюжет изображался в европейской живописи? Что двигало художниками, которые брались запечатлеть эту явно вызывающую сцену? Отражалась ли в их картинах та или иная комментаторская традиция? Как интерпретировали этот эпизод мудрецы Талмуда? Находили ли они оправдание действиям дочерей и поведению самого Лота? Парадоксальным образом прабабка царя Давида Рут (Руфь) принадлежала к народу, произошедшему от одной из дочерей Лота. Почему происхождение царского рода связано с инцестом? В чем глубинный смысл ущербности царя Израиля?
Гость выпуска: Василий Расторгуев – искусствовед, ведущий научный сотрудник отдела старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина, хранитель фонда скульптуры.
Пятая серия. Заочная любовь?
В недельной главе Хаей Сара («И было лет жизни Сары…») рассказывается о том, как Элиэзер, раб Аврама, отправляется за невестой Ицхаку. Что обеспечивает успех миссии Элиэзера? Божественное провидение или заочная взаимная любовь невесты и жениха, их предчувствие предназначения друг другу? Почему Ривка падает с верблюда при виде Ицхака? Как интерпретируют это падение мудрецы Талмуда? Возможна ли заочная романтическая любовь и как она возникает? Как отражен мотив любви-предназначения в модернизме и, в частности, в произведениях Марка Шагала? Не является ли встреча зрителя с произведением искусства в эпоху модерна и постмодерна созвучной заочной предопределенной любви? Готов ли зритель «упасть с верблюда» при виде произведения искусства?
Гость выпуска: Владимир Дудченко – независимый арт-критик, коллекционер, галерист, писатель, режиссёр.
Шестая серия. Диктат зрения
В недельном разделе Толдот («Родословие») мы читаем о том, как слабо видящий Ицхак благословляет своего сына Яакова вместо первенца Эсава. Притупившееся зрение заставляет Ицхака ощупывать сына, пользоваться обонянием. Слабое зрение играет на руку Провидению: Яаков обманом получает благословение, но именно он и есть истинный наследник Ицхака. Зачастую слепцы видят то, чего не видят зрячие. Что значит узреть невидимое и как это сделать? Как укрепилась тоталитарность зрения в европейской культуре и искусстве? Когда в истории искусства возникло направление, отвергающее диктат зрения? Какие чувства пытаются задействовать в своих произведениях современные художники этого направления? Что такое «осязательный взгляд» и «незрительное восприятие»? Каким образом эта проблематика отражена в выставке «Котел алхимика» ГМИИ им. А.С. Пушкина?
Гость выпуска: Евгения Киселева – исследователь, куратор, заведующая Отделом междисциплинарных проектов ГМИИ им. А.С. Пушкина, доцент кафедры кино и современного искусства РГГУ, преподаватель департамента медиа ВШЭ, кандидат культурологии, тифлокомментатор.
Седьмая серия. Сила и разрушение царств
В недельном разделе Вайеце («И вышел») содержится описание удивительного сна Яакова, в котором он видит лестницу с нисходящими и восходящими по ней ангелами. Еврейские и христианские толкователи многократно интерпретировали этот сон. Где он ему приснился, и как это место связано с понятием идеального города? Что такое ведута? Почему лестница в христианской традиции становится Девой? Почему Храмовая гора оказалась сдвинутой, и где теперь находится центр мира? Как мессианские чаяния еврейских и христианских комментаторов отразились в толкованиях сна Яакова? Как связана написанная в середине XVI века картина Париса Бордоне «Явление Сивиллы императору Августу» с лестницей Яакова?
Гость выпуска: Марина Лопухова – кандидат искусствоведения, доцент кафедры всеобщей истории искусств Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, специалист по искусству эпохи Возрождения.
Восьмая серия. Борьба или объятия?
В главе Ваишлах («И послал») рассказывается о том, как Яаков, переправившись через реку Ябок, борется с кем-то, кто не называет своего имени. Кто это был: ангел, Бог, человек? Как интерпретировали этот эпизод еврейские и христианские комментаторы? Почему в результате этой борьбы Яаков получает имя Исраэль, и каково значение этого имени? Как изображалась эта борьба в европейской живописи? Можно ли говорить здесь о богоборчестве и угодно ли оно Богу? Были ли русские художники-авангардисты богоборцами? Родченко и Малевич: борьба с отцом vs борьба с братом.
Гость выпуска: Мария Тимина — искусствовед, окончила исторический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова по специальности «история и теория искусства», в 2016-2020 гг. лектор-искусствовед, с 2021 г. старший научный сотрудник в ГМИИ имени А.С. Пушкина.
Материал: News-w.org / Денис Ширин по материалам пресс-службы
Фото: пресс-служба
Обсудить
Читайте также:
19 сентябрь 2022, Понедельник
На выставке Вероники Пономаревой-Коржевской «Лики Марии — Образы Света» представят мультимедийные и голографические иконы
28 март 2022, Понедельник
Радио MAXIMUM запускает новый проект в поддержку бизнеса – гид для предпринимателей MaxiBusiness
13 декабрь 2021, Понедельник
«Живая библиотека»: Политехнический музей приглашает людей с инвалидностью поговорить о личном опыте трудоустройства
Комментарии (0)