18+


07 ноябрь 2023, Вторник
15
0
«ВЕЧЕРОК» В УСАДЬБЕ НА НОВОЙ БАСМАННОЙСочинения Родиона Щедрина, Дмитрия Шостаковича и Валерия Гаврилина прозвучали 6 ноября в Культурном центре «Минин-хор» — в рамках проекта «Хор Минина. Солисты».

Открыл концерт камерной музыки шедевр Родиона Щедрина. «Песню и частушки Варвары» из первой оперы композитора «Не только любовь» исполнила Светлана Лухманова (меццо-сопрано).
Сюита на слова Микеланджело Буонарроти для баса с фортепиано, ор.145 (1974) — одно из последних сочинений Дмитрия Шостаковича. «Выбор и порядок текстов заставляют думать, что это сочинение имеет явно автобиографический характер. Цикл начинается стихотворением «Утро», чтобы под конец прийти к «Ночи», «Смерти» и «Бессмертию». К словам биографа Шостаковича Кшиштофа Мейера добавим, что самый первый номер — «Истина». Ощущение автобиографичности и прощания усиливается использованием цитат. Самая красноречивая из них — в последнем, одиннадцатом номере: это тема, которую Митя Шостакович сочинил в 9 лет. Как многие другие страницы позднего творчества Шостаковича, эту работу, созданную незадолго до 500-летия со дня рождения титана эпохи Возрождения, отличает внутренняя сосредоточенность и аскетизм.
Исполнитель — Дмитрий Почапский.
Вокальный цикл «Вечерок» Валерия Гаврилина, прозвучавший во втором отделении концерта, создавался в 1973 — 1975 годах для великой советской камерной певицы Зары Долухановой. Существуют две версии сочинения — для сольного голоса и дуэта сопрано и меццо-сопрано с фортепиано (она и исполнялась в концерте). Завершена только первая часть из 10-ти номеров — «Альбомчик». Подзаголовок — «Записи из альбома старой женщины» — отчасти подсказывает и исторические детали, особенности содержания: сочинение восходит к «альбомной традиции» русского искусства XIX века, а его интонационная основа — городской романс.
Сочинение Гаврилина (особенно его дуэтная версия), несомненно, обладает огромным театральным потенциалом и неоднократно превращалось в спектакль. Солисты Хора Минина также представили театрализованную версию. Говорит режиссер, артист Хора Минина Евгений Иванов-Данилов: «Эта музыка — о том, как скоротечно время и что оно значит для каждого из нас. В нашем сюжете женщина, листая альбом с фотографиями, засыпает. Просыпается молодой… В финале мы возвращаемся к первой мизансцене. Пожилая женщина — в кресле, молодая — у нее за спиной. Они разглядывают фотографии в альбоме. Он вдруг выпадает из рук. Жизнь заканчивается… Песня «Вечерок» неслучайно звучит в начале и в конце сочинения. Такая вот арка жизни».
Солистки — Юлия Золотарева, Татьяна Метлина.
Партию фортепиано в концерте исполнила Елена Ильина.
Пришедшие в этот вечер в Усадьбу на Новой Басманной услышали не только прекрасную музыку, но и рассказ музыкального критика, ведущего концерта Михаила Сегельмана о памятнике русского модерна — Доме Прове, который с 2017 года является Домом Хора Минина, об истории семьи Прове в России. Слушатели получили приглашение 18 ноября вновь побывать в КЦ «Минин-хор». Иммерсивный концерт-дискуссия «Музыка, рассказанная ветром» с участием композитора, мультиинструменталиста, основателя Оркестра Волынщиков Москвы Артемия Воробьева открывает новый образовательный проект Московского государственного академического камерного хора (Хор Минина) «Дом историй».

Материал: News-w.org / Елена Романенко по материалам пресс-службы
Фото: пресс-служба
Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (0)