Востребованный актер театра и кино, любимый и очень узнаваемый, отец четверых детей – все это он, Заслуженный артист России Даниил Спиваковский. Как удается совмещать жесточайший график спектаклей, съемок, гастролей, выступлений с полным погружением в жизнь большой семьи, мы узнали у актера во время очередного спектакля в перерывах между его выходами на сцену.
Даниил, у вас два высших образования – психологический факультет МГУ и ГИТИС. Как получилось, что вы учились в двух вузах одновременно?
– Меня воспитывали мама, бабушка и дедушка. Мама хотела, чтобы я был потомственным психологом, с детства меня окружали книги, разговоры маминых коллег. Я держал экзамен на психфак, не добрал один балл и пошел санитаром в психиатрическую клинику. Занимался, на следующий год поступил и... ушел в армию. Через 2 года вернулся в институт, учился и посещал самодеятельный театр (знаменитый тогда Студенческий театр МГУ – Прим. авт.). За компанию с друзьями пошел штурмовать театральные вузы, прошел сразу в три, но выбрал ГИТИС. Семья была против того, чтобы я бросил МГУ, тогда я нашел выход. Написал заявление о якобы утерянном аттестате о среднем образовании, получил дубликат и отнес его во второй вуз. Судьба совершила оборот, и я стал актером.
Значит, все-таки вас увлекало актерство?
– Нет, я никогда не хотел стать актером. Даже не знал, где в Москве театральные вузы. Хотя жил в центре, и многие из них были от меня в пешей доступности. Я даже думаю, если бы в первый год не поступил в театральный, больше бы и не пытался.
Опыт работы в психиатрической клинике пригодился в работе?
– А как вы думаете? Конечно! Мне было 17 лет, и я там такого насмотрелся! Никогда об этом не рассказываю, но то, что там увидел, я, безусловно, использую в своей актерской профессии. Ведь часто мне достаются роли не совсем спокойных и адекватных людей. И опыт службы в армии мне очень помог в работе над военными картинами: я не понаслышке знаю, что такое военная выправка, как носить военную форму, обращаться с разными видами оружия.
Какие роли вас привлекают?
– Я рад, что режиссеры видят меня в разных амплуа – и комедийных, и драматических. Я играл и военных, и маньяков, и наемных убийц, и людей неуравновешенных. Я учился на курсе Андрея Александровича Гончарова и всегда с огромной благодарностью вспоминаю своего учителя. Все мои победы в профессии – это его заслуга. Я благодарен судьбе, что встретился с этим великим режиссером и мудрецом. Еще, будучи студентом ГИТИСа, я пытался лицедействовать и примерять на себя разные маски, менять грим, походку, костюм. И сейчас продолжаю заниматься этим, теперь уже профессионально.
Вы как-то признались, что хотели бы сыграть роль без слов.
– Да, мне было бы интересно сыграть такую роль в кино. В театре это было бы сложнее, хотя и здесь нет ничего невозможного. Хотелось бы, чтобы мой персонаж свои мысли, чувства, эмоции выражал не словами, а другими выразительными средствами, подвластными актеру.
В Доме музыки уже не первый год идет программа «Классика с Даниилом Спиваковским». Вы сами выбираете произведения для нее?
– В основном да, но бывает, что какие-то темы мне предлагают. Моему абонементу уже 10 лет, за это время вышло более 20 программ. Есть хитовые, которые повторяются каждый год, есть и однодневки. Я работаю с разными музыкальными коллективами – и с симфоническими оркестрами, и с народными, и с джазовыми, с отдельными солистами и с ансамблями разных направлений. Я вместе с музыкантами очень скрупулезно отбираю музыку и сам делаю все инсценировки.
Накануне Нового года вы представляли «Свидетеля обвинения». Любите Агату Кристи?
– Это уже второе мое обращение к творчеству этой писательницы, первым было «Убийство в «Восточном экспрессе». Обратиться к произведениям Агаты Кристи мне предложил Дом музыки. А вообще я представляю русскую и зарубежную классику и современные произведения. Читаю «Мертвые души», «Ревизор», «Ночь перед Рождеством», «Шинель» Гоголя, пушкинскую «Метель»… Прекрасно, что, благодаря Пушкинской карте, замечательному начинанию тандема Министерства образования и Министерства культуры, молодежь получила возможность больше ходить в театры, на выставки. На мои программы приходят целыми классами, родители приводят детей. Я на своем опыте знаю, как трудно бывает заставить ребенка читать, а тут он хотя бы из уст артиста услышит великое слово.
Да, современные дети катастрофически мало читают. Как вы дома решаете эту проблему?
– Заставляем, а что делать?! Отбираем телефоны и даем книжки. Я показываю пример, читаю детям на ночь, бывает, и по ролям.
Агату Кристи?
– Нет, в основном произведения школьной программы. Хотя дети ходят на все мои выступления, и, когда я делал «Убийство в «Восточном экспрессе», помогали мне придумывать реквизит, вещественные доказательства, с которыми работает Эркюль Пуаро. Вместе с мамой искали все это, клеили, изобретали…
Вы же единственный ребенок в семье – могли ли вы представить, что станете многодетным отцом?
– Даша, мой первый ребенок, появилась достаточно поздно: мне было 38 лет. А потом уже Данька, Андрюша и сейчас Степа. Все случилось тогда, когда и должно было случиться. Я встретил Свету, когда уже имел свой дом и был финансово независим. Мне было куда привезти будущую жену. Поэтому совершенно логично, что один за другим появились трое старших, а спустя 9 лет еще и четвертый - Степа.
Правда, что, когда вы впервые увидели вашу жену Светлану, сразу поняли, что это будущая мать ваших детей?
– Ну, может, не сразу, но мне эта девушка очень понравилась, и я решил, что нужно поближе с ней познакомиться.
Ваш старший сын всерьез занимается хоккеем, все дети играют на музыкальных инструментах. Насколько вы вовлечены в процесс обучения?
– У детей еще более жесткий график, чем у меня. У них практически нет свободного времени. Даня играет в хоккей и занимается в музыкальной школе по классу гитары, Андрей – в художественной школе и в музыкальной по классу фортепиано. Даша раньше тоже ходила в музыкальную школу, а сейчас всерьез увлеклась театром: занимается в театральной студии, даже играет главные роли. Иногда дети жалуются, просят дать им возможность хоть немного отдохнуть. Но уже сейчас я вижу, что они начинают получать удовольствие от своих занятий.
Как еще успевают и в школе учиться?
– Успевают. Еще и бассейн посещают время от времени.
А если они когда-нибудь поймут, что все эти занятия не дело их жизни?
– Мы, конечно, не будем их заставлять. Наша задача – познакомить детей со всем многообразием человеческой деятельности, а потом они сами выберут, кем быть. Не исключаю, что в будущем они не будут заниматься ни спортом, ни музыкой и выберут какую-то другую профессию. Даня, скорее всего, не станет профессиональным хоккеистом, но он будет играть для себя, в институте с ребятами. Тем более, что он вратарь, а вратари нужны всегда. И Андрюше пригодятся его занятия живописью и музыкой. Кто знает, может, когда-нибудь они станут его профессией.
Как при такой занятости вы еще успеваете и с детьми заниматься?
– К сожалению, получается не всегда. Я бываю дома не так часто, как хотелось бы. Актерская профессия всегда была кочевой. Дети знают, что папа уезжает на съемки, на гастроли, что ж тут поделаешь?!
Смотрят фильмы и спектакли с вашим участием?
– Фильмы еще не все можно показать, а спектакли смотрят.
А фильм «Мой сводный брат Франкенштейн», который вас когда-то прославил, дети видели?
– Смотрели не отрываясь и даже в еще более раннем возрасте. Это фильм о том, что надо быть внимательнее к своим близким, защищать свою семью. И мой герой ее защищает. Так, как умеет. Этот фильм нужно пересматривать. Благодаря таким картинам через много лет зрители поймут, как мы жили в начале 2000-х.
В фильме «Мой муж – гений» вы играли Льва Ландау. До сих пор не стихают споры по поводу трактовки образа роли этого знаменитого советского физика. Ваше отношение к этой роли?
– Мне было интересно в ней существовать и попытаться разобраться в человеке, который ставил эксперименты не только с цифрами и формулами, но и с людьми. Помимо Ландау, я сыграл целый ряд исторических персонажей, начиная с Петра III и заканчивая Михаилом Сусловым и Павлом Шпрингфельдом (все помнят этого замечательного актера по фильму «Сердца четырех»). Для меня все они, прежде всего, персонажи. Каким был Петр III, мы знаем только по описанию историков, а что касается героев XX века, то еще живы люди, которые с ними работали и прекрасно их помнят, поэтому, вполне естественно, что возникают споры. Но для меня это, прежде всего, роли, которые я наделяю чем-то своим. Это образ, искусство, и оно отличается от реальной жизни.
И все же, на ваш взгляд, гению позволено все?
– Конечно, нет. Что такое гений? Это человек, который актуален во все времена. Есть замечательно талантливые люди, но они интересны только в своем поколении, потомки их уже не вспомнят. Гений же остается в веках. А так это совершенно обычный, нормальный человек.
Вы часто играете в антрепризных спектаклях. Для вас это возможность попробовать что-то новое?
– Мне кажется, антреприза ничем не отличается от драматического театра. Просто собираются актеры, которые работают в разных местах, а здесь они могут встретиться на одной сцене. К тому же, это более мобильная структура с минимумом декораций, поэтому есть возможность гастролировать. Далеко не каждый репертуарный театр может позволить себе вывезти спектакль с громоздкими декорациями и массовкой, а у антрепризы есть такая возможность. Я объездил много городов и стран, а нашу страну - вдоль и поперек. И все это благодаря антрепризе.
Материал: News-w.org / Владимир Сабадаш и Светлана Юрьева
Фото – из личного архива артиста
Даниил, у вас два высших образования – психологический факультет МГУ и ГИТИС. Как получилось, что вы учились в двух вузах одновременно?
– Меня воспитывали мама, бабушка и дедушка. Мама хотела, чтобы я был потомственным психологом, с детства меня окружали книги, разговоры маминых коллег. Я держал экзамен на психфак, не добрал один балл и пошел санитаром в психиатрическую клинику. Занимался, на следующий год поступил и... ушел в армию. Через 2 года вернулся в институт, учился и посещал самодеятельный театр (знаменитый тогда Студенческий театр МГУ – Прим. авт.). За компанию с друзьями пошел штурмовать театральные вузы, прошел сразу в три, но выбрал ГИТИС. Семья была против того, чтобы я бросил МГУ, тогда я нашел выход. Написал заявление о якобы утерянном аттестате о среднем образовании, получил дубликат и отнес его во второй вуз. Судьба совершила оборот, и я стал актером.
Значит, все-таки вас увлекало актерство?
– Нет, я никогда не хотел стать актером. Даже не знал, где в Москве театральные вузы. Хотя жил в центре, и многие из них были от меня в пешей доступности. Я даже думаю, если бы в первый год не поступил в театральный, больше бы и не пытался.
Опыт работы в психиатрической клинике пригодился в работе?
– А как вы думаете? Конечно! Мне было 17 лет, и я там такого насмотрелся! Никогда об этом не рассказываю, но то, что там увидел, я, безусловно, использую в своей актерской профессии. Ведь часто мне достаются роли не совсем спокойных и адекватных людей. И опыт службы в армии мне очень помог в работе над военными картинами: я не понаслышке знаю, что такое военная выправка, как носить военную форму, обращаться с разными видами оружия.
Какие роли вас привлекают?
– Я рад, что режиссеры видят меня в разных амплуа – и комедийных, и драматических. Я играл и военных, и маньяков, и наемных убийц, и людей неуравновешенных. Я учился на курсе Андрея Александровича Гончарова и всегда с огромной благодарностью вспоминаю своего учителя. Все мои победы в профессии – это его заслуга. Я благодарен судьбе, что встретился с этим великим режиссером и мудрецом. Еще, будучи студентом ГИТИСа, я пытался лицедействовать и примерять на себя разные маски, менять грим, походку, костюм. И сейчас продолжаю заниматься этим, теперь уже профессионально.
Вы как-то признались, что хотели бы сыграть роль без слов.
– Да, мне было бы интересно сыграть такую роль в кино. В театре это было бы сложнее, хотя и здесь нет ничего невозможного. Хотелось бы, чтобы мой персонаж свои мысли, чувства, эмоции выражал не словами, а другими выразительными средствами, подвластными актеру.
В Доме музыки уже не первый год идет программа «Классика с Даниилом Спиваковским». Вы сами выбираете произведения для нее?
– В основном да, но бывает, что какие-то темы мне предлагают. Моему абонементу уже 10 лет, за это время вышло более 20 программ. Есть хитовые, которые повторяются каждый год, есть и однодневки. Я работаю с разными музыкальными коллективами – и с симфоническими оркестрами, и с народными, и с джазовыми, с отдельными солистами и с ансамблями разных направлений. Я вместе с музыкантами очень скрупулезно отбираю музыку и сам делаю все инсценировки.
Накануне Нового года вы представляли «Свидетеля обвинения». Любите Агату Кристи?
– Это уже второе мое обращение к творчеству этой писательницы, первым было «Убийство в «Восточном экспрессе». Обратиться к произведениям Агаты Кристи мне предложил Дом музыки. А вообще я представляю русскую и зарубежную классику и современные произведения. Читаю «Мертвые души», «Ревизор», «Ночь перед Рождеством», «Шинель» Гоголя, пушкинскую «Метель»… Прекрасно, что, благодаря Пушкинской карте, замечательному начинанию тандема Министерства образования и Министерства культуры, молодежь получила возможность больше ходить в театры, на выставки. На мои программы приходят целыми классами, родители приводят детей. Я на своем опыте знаю, как трудно бывает заставить ребенка читать, а тут он хотя бы из уст артиста услышит великое слово.
Да, современные дети катастрофически мало читают. Как вы дома решаете эту проблему?
– Заставляем, а что делать?! Отбираем телефоны и даем книжки. Я показываю пример, читаю детям на ночь, бывает, и по ролям.
Агату Кристи?
– Нет, в основном произведения школьной программы. Хотя дети ходят на все мои выступления, и, когда я делал «Убийство в «Восточном экспрессе», помогали мне придумывать реквизит, вещественные доказательства, с которыми работает Эркюль Пуаро. Вместе с мамой искали все это, клеили, изобретали…
Вы же единственный ребенок в семье – могли ли вы представить, что станете многодетным отцом?
– Даша, мой первый ребенок, появилась достаточно поздно: мне было 38 лет. А потом уже Данька, Андрюша и сейчас Степа. Все случилось тогда, когда и должно было случиться. Я встретил Свету, когда уже имел свой дом и был финансово независим. Мне было куда привезти будущую жену. Поэтому совершенно логично, что один за другим появились трое старших, а спустя 9 лет еще и четвертый - Степа.
Правда, что, когда вы впервые увидели вашу жену Светлану, сразу поняли, что это будущая мать ваших детей?
– Ну, может, не сразу, но мне эта девушка очень понравилась, и я решил, что нужно поближе с ней познакомиться.
Ваш старший сын всерьез занимается хоккеем, все дети играют на музыкальных инструментах. Насколько вы вовлечены в процесс обучения?
– У детей еще более жесткий график, чем у меня. У них практически нет свободного времени. Даня играет в хоккей и занимается в музыкальной школе по классу гитары, Андрей – в художественной школе и в музыкальной по классу фортепиано. Даша раньше тоже ходила в музыкальную школу, а сейчас всерьез увлеклась театром: занимается в театральной студии, даже играет главные роли. Иногда дети жалуются, просят дать им возможность хоть немного отдохнуть. Но уже сейчас я вижу, что они начинают получать удовольствие от своих занятий.
Как еще успевают и в школе учиться?
– Успевают. Еще и бассейн посещают время от времени.
А если они когда-нибудь поймут, что все эти занятия не дело их жизни?
– Мы, конечно, не будем их заставлять. Наша задача – познакомить детей со всем многообразием человеческой деятельности, а потом они сами выберут, кем быть. Не исключаю, что в будущем они не будут заниматься ни спортом, ни музыкой и выберут какую-то другую профессию. Даня, скорее всего, не станет профессиональным хоккеистом, но он будет играть для себя, в институте с ребятами. Тем более, что он вратарь, а вратари нужны всегда. И Андрюше пригодятся его занятия живописью и музыкой. Кто знает, может, когда-нибудь они станут его профессией.
Как при такой занятости вы еще успеваете и с детьми заниматься?
– К сожалению, получается не всегда. Я бываю дома не так часто, как хотелось бы. Актерская профессия всегда была кочевой. Дети знают, что папа уезжает на съемки, на гастроли, что ж тут поделаешь?!
Смотрят фильмы и спектакли с вашим участием?
– Фильмы еще не все можно показать, а спектакли смотрят.
А фильм «Мой сводный брат Франкенштейн», который вас когда-то прославил, дети видели?
– Смотрели не отрываясь и даже в еще более раннем возрасте. Это фильм о том, что надо быть внимательнее к своим близким, защищать свою семью. И мой герой ее защищает. Так, как умеет. Этот фильм нужно пересматривать. Благодаря таким картинам через много лет зрители поймут, как мы жили в начале 2000-х.
В фильме «Мой муж – гений» вы играли Льва Ландау. До сих пор не стихают споры по поводу трактовки образа роли этого знаменитого советского физика. Ваше отношение к этой роли?
– Мне было интересно в ней существовать и попытаться разобраться в человеке, который ставил эксперименты не только с цифрами и формулами, но и с людьми. Помимо Ландау, я сыграл целый ряд исторических персонажей, начиная с Петра III и заканчивая Михаилом Сусловым и Павлом Шпрингфельдом (все помнят этого замечательного актера по фильму «Сердца четырех»). Для меня все они, прежде всего, персонажи. Каким был Петр III, мы знаем только по описанию историков, а что касается героев XX века, то еще живы люди, которые с ними работали и прекрасно их помнят, поэтому, вполне естественно, что возникают споры. Но для меня это, прежде всего, роли, которые я наделяю чем-то своим. Это образ, искусство, и оно отличается от реальной жизни.
И все же, на ваш взгляд, гению позволено все?
– Конечно, нет. Что такое гений? Это человек, который актуален во все времена. Есть замечательно талантливые люди, но они интересны только в своем поколении, потомки их уже не вспомнят. Гений же остается в веках. А так это совершенно обычный, нормальный человек.
Вы часто играете в антрепризных спектаклях. Для вас это возможность попробовать что-то новое?
– Мне кажется, антреприза ничем не отличается от драматического театра. Просто собираются актеры, которые работают в разных местах, а здесь они могут встретиться на одной сцене. К тому же, это более мобильная структура с минимумом декораций, поэтому есть возможность гастролировать. Далеко не каждый репертуарный театр может позволить себе вывезти спектакль с громоздкими декорациями и массовкой, а у антрепризы есть такая возможность. Я объездил много городов и стран, а нашу страну - вдоль и поперек. И все это благодаря антрепризе.
Материал: News-w.org / Владимир Сабадаш и Светлана Юрьева
Фото – из личного архива артиста
Обсудить
Читайте также:
14 ноябрь 2023, Вторник
Театральная компания «Любимый театр» представляет: Премьера лирической комедии «Между двух огней» 12+
06 октябрь 2023, Пятница
В Москве впервые пройдет Всероссийский студенческий фестиваль-конкурс спектаклей «Точка А»
14 июль 2020, Вторник
Объявлены финалисты Всероссийского телевизионного конкурса «ТЭФИ-Летопись-Победы» 2020
28 март 2021, Воскресенье
«Личный день театра» Дмитрия Певцова прошел 27 марта во МХАТ им. М. Горького
11 март 2023, Суббота
Фольклорный центр «Москва» представляет эксклюзивный творческий вечер Михаила Горевого
Комментарии (0)