Специалисты Бахрушинского театрального музея отреставрировали куклы второй половины XIX века для одной из разновидностей рождественского вертепа – шопки. Они будут выставлены в музейно-театральном квартале «Бахрушинский» на Павелецкой, открытие которого запланировано на 2024 год.
Шопка – это вид народного театра, появившийся в европейских странах, предположительно в XVI веке. Самую большую известность получила в XVIII-XIX веках. Такие вертепы практически всегда были двухъярусными, фигурки для них могли управляться кукольниками. На первом ярусе разыгрывались бытовые сценки, на втором – библейские.
«Старик», «Турецкий султан», «Маршалк» и «Сатана» поступили в реставрационную мастерскую в разном состоянии. Больше всего пострадала накидка сатаны: заломы и многочисленные утраты на черно-красном воротнике и нашивках в виде сердечек. Специалисты провели кропотливую работу. Секретами мастерства поделилась художник-реставратор по ткани 1 категории реставрационной мастерской Бахрушинского театрального музея с 19-летнем стажем Екатерина Шельбах.
Работа начинается с удаления пыли и водной очистки. Затем в ход идут иголка и нитка. Но и здесь не все так просто. Реставраторы не пользуются привычными нам нитками, они подбирают самую подходящую по составу и текстуре ткань, тонируют ее в нужный цвет, а потом извлекают оттуда нити, которыми и работают.
«Окрашивание дублировки– это долгий и трудоемкий процесс. Для каждой ткани используется свой краситель. Так, для шелковой лучше всего использовать кислотный, для хлопчатобумажной – прямой. Пропорции красителя тоже нужно вычислить до грамма, как и время окрашивания. Если немного передержать, то цвет может получиться темнее. Пробу цвета мы делаем на небольшом кусочке материи, сушим его, и сравниваем с исходным материалом», - уточнила Екатерина Шельбах.
Если повреждения ткани небольшие, то реставратор укрепляет их нитью. В случае больших утрат, подбирает материал, окрашивает его в нужный цвет. Для дублирования ветхих тканей на ткань наносят реставрационный клей, который фиксируется при помощи электрошпателя и укрепляется иглой и нитью. Далее производится монтаж деталей на кукле.
Специалист повторяет и ширину, и наклон шва. Кстати, строчки на изделиях, сделанные на машинке, стараются не демонтировать, так как повторить их на современном оборудовании очень сложно.
Сохранить старинные экспонаты помогают соблюдение температуро-влажностного режима, защита от пыли и длительного воздействия солнца.
Материал: Newsw.org / Гульзифа Аджигитова по материалам пресс-службы
Фото: пресс-служба
Шопка – это вид народного театра, появившийся в европейских странах, предположительно в XVI веке. Самую большую известность получила в XVIII-XIX веках. Такие вертепы практически всегда были двухъярусными, фигурки для них могли управляться кукольниками. На первом ярусе разыгрывались бытовые сценки, на втором – библейские.
«Старик», «Турецкий султан», «Маршалк» и «Сатана» поступили в реставрационную мастерскую в разном состоянии. Больше всего пострадала накидка сатаны: заломы и многочисленные утраты на черно-красном воротнике и нашивках в виде сердечек. Специалисты провели кропотливую работу. Секретами мастерства поделилась художник-реставратор по ткани 1 категории реставрационной мастерской Бахрушинского театрального музея с 19-летнем стажем Екатерина Шельбах.
Работа начинается с удаления пыли и водной очистки. Затем в ход идут иголка и нитка. Но и здесь не все так просто. Реставраторы не пользуются привычными нам нитками, они подбирают самую подходящую по составу и текстуре ткань, тонируют ее в нужный цвет, а потом извлекают оттуда нити, которыми и работают.
«Окрашивание дублировки– это долгий и трудоемкий процесс. Для каждой ткани используется свой краситель. Так, для шелковой лучше всего использовать кислотный, для хлопчатобумажной – прямой. Пропорции красителя тоже нужно вычислить до грамма, как и время окрашивания. Если немного передержать, то цвет может получиться темнее. Пробу цвета мы делаем на небольшом кусочке материи, сушим его, и сравниваем с исходным материалом», - уточнила Екатерина Шельбах.
Если повреждения ткани небольшие, то реставратор укрепляет их нитью. В случае больших утрат, подбирает материал, окрашивает его в нужный цвет. Для дублирования ветхих тканей на ткань наносят реставрационный клей, который фиксируется при помощи электрошпателя и укрепляется иглой и нитью. Далее производится монтаж деталей на кукле.
Специалист повторяет и ширину, и наклон шва. Кстати, строчки на изделиях, сделанные на машинке, стараются не демонтировать, так как повторить их на современном оборудовании очень сложно.
Сохранить старинные экспонаты помогают соблюдение температуро-влажностного режима, защита от пыли и длительного воздействия солнца.
Материал: Newsw.org / Гульзифа Аджигитова по материалам пресс-службы
Фото: пресс-служба
Обсудить
Читайте также:
02 август 2022, Вторник
При реставрации в Театральном музее имени А.А. Бахрушина обнаружили уникальный деко
30 январь 2024, Вторник
Балетные костюмы и разные техники и стили эскиза: В Бахрушинском театральном музее расскажут о работе художника по костюму
03 август 2022, Среда
Музей-студия Радиотеатра стал 13-м объектом, ушедшим на реставрацию, из 18 объектов первого Музейно-театрального квартала «Бахрушинский»
15 август 2023, Вторник
В сентябре 2023 года завершатся все фасадные работы и благоустройство музейно-театрального квартала «Бахрушинский»
22 июнь 2022, Среда
Художественный консорциум профессионалов создает концепцию будущего Музейно-театрального квартала «Бахрушинский»
22 август 2023, Вторник
Возрождение Башкирской Джульетты в реставрационной мастерской Бахрушинского музея
Комментарии (0)