Даты проведения: 29 октября 2024 — 2 февраля 2025
Место проведения: Главное здание (Волхонка, 12), зал 23 «Искусство Франции второй половины XVIII – первой трети XIX века». Куратор: Анна Сулимова, кандидат искусствоведения, заведующая отделом искусства старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Впервые с начала XX века Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина покажет вместе парные картины «Мальчик со шкатулкой» и «Савоярка» французского живописца яркого дарования Жан-Оноре Фрагонара. Написанные во второй половине 1770-х годов, вероятно, для известного парижского коллекционера Луи Габриэля маркиза де Вери и купленные потом русским коллекционером князем Николаем Борисовичем Юсуповым, картины были разлучены в 1930-е годы.
Долгожданная встреча савояров Фрагонара проходит в рамках выставочного проекта, подготовленного при поддержке компании АО «ЭР-Телеком Холдинг».
Жанровые портреты «Мальчик со шкатулкой (Маленький савояр)» и «Савоярка (Шарманщица)» были написаны французским живописцем Жан-Оноре Фрагонаром. Картины можно датировать периодом 1775–1779 годов – к тому времени относится формирование собрания маркиза де Вери и, что особенно важно, его покровительство Фрагонару. Снискавший себе славу одного из самых модных живописцев Парижа, он отказался выставлять свои работы на Салоне в Лувре, и коллекционер покупал все картины непосредственно в мастерской художника. Ранее ошибочно считалось, что на картинах «Мальчик со шкатулкой» и «Савоярка» изображены в театральных костюмах дочь Фрагонара Розали (1769–1788) и его сын Александр‐Эварист (1780–1850). Наряды, в которых показаны девушка с сурком и мальчик со шкатулкой, напоминают одежду уроженцев региона Савойя на севере Италии. Савояры, или савойцы, – их атрибуты шарманка и сурок – были известны во Франции XVIII века как странствующие артисты, которых часто сопровождали просившие милостыню дети. Фрагонар изобразил молодую савоярку, которая предлагает взглянуть на сурка в полуоткрытой коробке. Эти пойманные высоко в Альпах дрессированные зверьки развлекали городских жителей Франции во время посещения ярмарок. А маленький савояр на второй картине показывает монету, возможно, плату за просмотр редкостей в его шкатулке. Выбранная Фрагонаром тема и сама манера исполнения выдают влияние искусства голландских и фламандских художников предшествующего столетия.
После смерти коллекционера маркиза де Вери в 1785 году его собрание, считавшееся на тот момент лучшей парижской коллекцией современной французской живописи, было выставлено на аукцион. Там парные работы Фрагонара были проданы неизвестному собирателю. В 1790 году савояры появились вновь на анонимной распродаже в Париже. Следующим владельцем этих картин стал князь Николай Борисович Юсупов. При жизни князя его коллекция находилась в подмосковном имении «Архангельское» – парные картины фигурируют в описи усадьбы за 1815 год. В 1837 году, вскоре после смерти Н.Б. Юсупова, значительная часть произведений, в том числе и савояры, были перевезены сыном князя, Борисом Николаевичем, в петербургский дворец князей Юсуповых на набережной реки Мойки.
В 1924 году «Мальчик со шкатулкой» и «Савоярка» поступили в Государственный музей изящных искусств. Коллекция Н.Б. Юсупова серьезно пополнила и придала неповторимость разделу старой французской живописи московского музея. Но в 1930-е годы советское государство продавало за границу произведения западноевропейских мастеров из музейных собраний. Так «Мальчик со шкатулкой» оказался в галерее Андре Вейля в Париже, тогда как «Савоярка» осталась в собрании ГМИИ. В 2007 году эта картина была приобретена российским коллекционером на аукционе «Сотбис».
В рамках камерного выставочного проекта, который раскрывает малоизученные страницы из истории юсуповского собрания и коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина, разъединенные в 1930-е годы, спустя почти век впервые демонстрируются вместе благодаря поддержке компании АО «ЭР-Телеком Холдинг».
Материал: News-w.org / Наталья Логинова по материалам пресс-службы
Фото: пресс-служба
Место проведения: Главное здание (Волхонка, 12), зал 23 «Искусство Франции второй половины XVIII – первой трети XIX века». Куратор: Анна Сулимова, кандидат искусствоведения, заведующая отделом искусства старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Впервые с начала XX века Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина покажет вместе парные картины «Мальчик со шкатулкой» и «Савоярка» французского живописца яркого дарования Жан-Оноре Фрагонара. Написанные во второй половине 1770-х годов, вероятно, для известного парижского коллекционера Луи Габриэля маркиза де Вери и купленные потом русским коллекционером князем Николаем Борисовичем Юсуповым, картины были разлучены в 1930-е годы.
Долгожданная встреча савояров Фрагонара проходит в рамках выставочного проекта, подготовленного при поддержке компании АО «ЭР-Телеком Холдинг».
Жанровые портреты «Мальчик со шкатулкой (Маленький савояр)» и «Савоярка (Шарманщица)» были написаны французским живописцем Жан-Оноре Фрагонаром. Картины можно датировать периодом 1775–1779 годов – к тому времени относится формирование собрания маркиза де Вери и, что особенно важно, его покровительство Фрагонару. Снискавший себе славу одного из самых модных живописцев Парижа, он отказался выставлять свои работы на Салоне в Лувре, и коллекционер покупал все картины непосредственно в мастерской художника. Ранее ошибочно считалось, что на картинах «Мальчик со шкатулкой» и «Савоярка» изображены в театральных костюмах дочь Фрагонара Розали (1769–1788) и его сын Александр‐Эварист (1780–1850). Наряды, в которых показаны девушка с сурком и мальчик со шкатулкой, напоминают одежду уроженцев региона Савойя на севере Италии. Савояры, или савойцы, – их атрибуты шарманка и сурок – были известны во Франции XVIII века как странствующие артисты, которых часто сопровождали просившие милостыню дети. Фрагонар изобразил молодую савоярку, которая предлагает взглянуть на сурка в полуоткрытой коробке. Эти пойманные высоко в Альпах дрессированные зверьки развлекали городских жителей Франции во время посещения ярмарок. А маленький савояр на второй картине показывает монету, возможно, плату за просмотр редкостей в его шкатулке. Выбранная Фрагонаром тема и сама манера исполнения выдают влияние искусства голландских и фламандских художников предшествующего столетия.
После смерти коллекционера маркиза де Вери в 1785 году его собрание, считавшееся на тот момент лучшей парижской коллекцией современной французской живописи, было выставлено на аукцион. Там парные работы Фрагонара были проданы неизвестному собирателю. В 1790 году савояры появились вновь на анонимной распродаже в Париже. Следующим владельцем этих картин стал князь Николай Борисович Юсупов. При жизни князя его коллекция находилась в подмосковном имении «Архангельское» – парные картины фигурируют в описи усадьбы за 1815 год. В 1837 году, вскоре после смерти Н.Б. Юсупова, значительная часть произведений, в том числе и савояры, были перевезены сыном князя, Борисом Николаевичем, в петербургский дворец князей Юсуповых на набережной реки Мойки.
В 1924 году «Мальчик со шкатулкой» и «Савоярка» поступили в Государственный музей изящных искусств. Коллекция Н.Б. Юсупова серьезно пополнила и придала неповторимость разделу старой французской живописи московского музея. Но в 1930-е годы советское государство продавало за границу произведения западноевропейских мастеров из музейных собраний. Так «Мальчик со шкатулкой» оказался в галерее Андре Вейля в Париже, тогда как «Савоярка» осталась в собрании ГМИИ. В 2007 году эта картина была приобретена российским коллекционером на аукционе «Сотбис».
В рамках камерного выставочного проекта, который раскрывает малоизученные страницы из истории юсуповского собрания и коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина, разъединенные в 1930-е годы, спустя почти век впервые демонстрируются вместе благодаря поддержке компании АО «ЭР-Телеком Холдинг».
Материал: News-w.org / Наталья Логинова по материалам пресс-службы
Фото: пресс-служба
Обсудить
Читайте также:
Комментарии (0)