18+


30 ноябрь 2024, Суббота
26
0
Новая «Чайка» в МХТ имени ЧеховаЗа всю историю Московского художественного театра к пьесе обращались пять раз. «Чайка» (16+) в постановке Константина Хабенского стала шестым обращением к пьесе Антона Павловича Чехова.

«“Чайка” - это не комедия положений и не комедия ситуаций. Чеховская комедия складывается из того, что люди, страстно желая что-то сделать для себя, не слышат других. И на это одновременно смешно и горько смотреть. Люди находятся в диалоге, не слыша друг друга. Мне кажется, в пьесе тандем Аркадиной и Тригорина – очень узнаваемая ситуация для современных людей. Она про отношения мужчины и женщины в целом. Уже по распределению заметно, что в нашем спектакле Тригорин и Треплев – ровесники. Грубо говоря, Аркадина, спрятав сына от общества, усыновила другого молодого человека. Сделала Тригорина своим любовником. Это очень резкий ход, который совершенно не противоречит чеховскому тексту. Это мой первый режиссёрский опыт. Конечно, я волнуюсь, но я занимаюсь тем, что умею делать. В первую очередь – это актёрский разбор. Мне кажется, что я могу достаточно подробно разобрать текст и предложить интересный рисунок всем персонажам в этой пьесе, отталкиваясь от актёрских индивидуальностей. У меня прекрасная команда. Это художник Николай Симонов, с которым мы придумали яркое, многофункциональное, но при этом – простое пространство. Костюмы делает Мария Данилова, она моментально схватила идею и всё поняла. Костюмы – с одной стороны современные, а с другой – связанные с модой прошлого. У нас в спектакле совершенно хулиганское музыкальное оформление, хотя музыки будет минимум. В основном, это звуки озера и ночной жизни поместья. Я благодарен Леониду Фёдорову, который разрешил использовать его песни в спектакле», - подробно рассказал журналистам о работе над спектаклем режиссер Константин Хабенский.
Хабенский сделал «абсолютно зрительский спектакль в королевской актёрской манере знающего себе цену МХТ». В новой «Чайке» каждый актер – главный, у каждого значимая роль и каждый «обеспечен выходом, чуть ли не танцем», даже если это просто молчание в диалоге или массовой сцене. Таковы они – Хабенский в роли режиссера и мхатовцы на легендарной сцене в бессметном произведении классика отечественной литературы.
«Для нас главные герои в “Чайке” - женщины. В центре - их любовь, самоотверженность, тепло, внимание по отношению к мужчинам. Причём это внимание может либо поднять мужчин до звёзд, либо вогнать в землю и превратить в погасшие угольки от старого костра. Так было и в жизни великих художников, писателей, композиторов. Рассказ, который мы будем вести на сцене Художественного театра, про нормальный человеческий эгоизм. Каждый человек хочет, чтобы к нему внимательно относились, чтобы его любили, чтобы его слушали. Причём не завтра или послезавтра, а сейчас. Такой обычный эгоизм. А у молодых персонажей к этому добавляется юношеский максимализм», - говорил представителям СМИ Константин Хабенский, работая над постановкой.
В новой «Чайке» играют: Кристина Бабушкина (Аркадина), Илья Козырев (Треплев), Станислав Любшин и Анатолий Кот (Сорин), Софья Шидловская (Нина), Андрей Максимов (Тригорин), Игорь Верник (Дорн), Полина Романова (Маша), Денис Парамонов (Медведенко), Алёна Хованская (Полина Андреевна), Вано Миранян (Шамраев).
Уникальные декорации, невероятные костюмы, прекрасная музыка, эксклюзивный свет - все это в помощь мхатовцам, которые артистически выверенно «расписали» чеховских героев, которые «вне времени и вне бытия». Первое удивление – Шамраев, он лилипут. Второе - «переработка» образа Треплева, он живет в будке под сценой, ест чаек в сыром виде и «негодует от небытия». Неподражаем Верник в роли Дорна. Ослепительная своей гениальностью Бабушкина - ее Аркадина экзальтированна и артистична. Неповторим Максимов в роли Тригорина, который на мой скромный взгляд переиграл «конгениального» Козырева. Бесподобная Шидловская хороша до безобразия в «картинках» Нины. Три поколения артистов МХТ «несут на себе тяжесть прожитой жизни» - и им это прекрасно удается.
После пресс-показа, в беседе с журналистами, Хабенский пояснил, что пытался отойти от шаблонного восприятия пьесы: «Надо было посмотреть, насколько текст совпадает с твоим ощущением сегодняшней жизни, попытаться отойти от придуманной, шаблонной напевности Чехова, поискать важные слова в диалогах».
Очаровательная Бабушкина, отвечая на вопросы коллег, заметила: «Мне важно было в этой истории рассказать об обыкновенной женщине. Она - не выдуманный персонаж, не какая-то эфемерная артистка, а женщина со своими переживаниями, со своей болью… Это удивительный опыт работать с играющим тренером. Это большой подарок поработать с Константином Юрьевичем».
Верник в своей речи на пресс-подходе отметил разные подходы к работе над созданием постановки: «Я помню, как Олег Николаевич Ефремов репетировал. Он всегда сидел в зале, где мы играем, на месте Станиславского или Немировича-Данченко, курил сигареты с закрученными ногами, думал. В этой тишине было слышно, как рождается мысль. А Константин Юрьевич Хабенский на первой же репетиции вошел с такими ошеломляющими идеями, с таким запалом, с такой энергией как режиссер и как актер блестящий, предлагал неожиданные актерские ходы и уважал твою актерскую природу».
Блистательная Шидловская, немного смущаясь, рассказала, что ее героиня влюблена в Бориса Тригорина, в его образ: «Изначально она могла быть на одном уровне с Аркадиной, но с головой ушла в эту любовь к Тригорину. Это стало для нее самым важным и заставило отбросить свои амбиции и мечты».
Прологом премьеры стала выставка «От Константина до Константина» о пьесе и постановках «Чайки», которая представлена в Зеленом фойе МХТ. Среди уникальных экспонатов - режиссерский экземпляр пьесы Станиславского и медальон с гравировкой, подаренный Чеховым Немировичу-Данченко со словами: «Ты дал моей "Чайке" жизнь. Спасибо!». Лично меня поразила на данной выставке такая трактовка «Чайки»: «Подводные течени "Колдовского озера": Константин Гаврилович Треплев: "Любит – не любит, любит – не любит, любит – не любит". Медведенко любит Машу. Маша любит Треплева. Треплев любит Нину. Нина любит Тригорина. Полина Андреевна не любит Шамраева. Полина Андреевна любит Дорна. Дорн, верояно, любит Аркадину. Аркадина любит Тригорина. Тригорин не любит никого, но живет с Аркадиной. Все любят театр, кроме Тригорина».
А кого «любите» вы? Ответ – на премьерных спектаклях «Чайка» в МХТ имени Чехова.

Материал: News-w.org / Владимир Сабадаш и Светлана Юрьева
Фото: News-w.org / Илья Золкин
Новая «Чайка» в МХТ имени ЧеховаНовая «Чайка» в МХТ имени ЧеховаНовая «Чайка» в МХТ имени ЧеховаНовая «Чайка» в МХТ имени ЧеховаНовая «Чайка» в МХТ имени ЧеховаНовая «Чайка» в МХТ имени ЧеховаНовая «Чайка» в МХТ имени ЧеховаНовая «Чайка» в МХТ имени ЧеховаНовая «Чайка» в МХТ имени ЧеховаНовая «Чайка» в МХТ имени ЧеховаНовая «Чайка» в МХТ имени ЧеховаНовая «Чайка» в МХТ имени ЧеховаНовая «Чайка» в МХТ имени ЧеховаНовая «Чайка» в МХТ имени ЧеховаНовая «Чайка» в МХТ имени Чехова
Обсудить

Читайте также:

Добавить комментарий
Комментарии (0)