Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представил выставку «Возвращение воина. Уникальная италийская фреска IV века до н.э. из собрания Воронежского областного художественного музея имени И.Н. Крамского» (12+). Фрагмент фресковой росписи впервые был продемонстрирован представителям СМИ на пресс-показе 3 февраля.
Посетители выставки узнают о пути ценного экспоната — от созданной в античную эпоху гробницы-цисты на юге Италии до реставрационной мастерской Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря.
Кураторская группа: Ольга Тугушева, куратор выставки, кандидат искусствоведения, заместитель заведующего отделом искусства и археологии Античного мира Наталья Бакина, ученый секретарь Воронежского областного художественного музея имени И.Н. Крамского; Надежда Налимова, кандидат искусствоведения, специалист по искусству Античности, старший преподаватель кафедры всеобщей истории искусств исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Реставрация: Александр Горматюк, реставратор высшей квалификации Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря. Руководитель реставрационного проекта: Галина Вересоцкая, Государственный научно- исследовательский институт реставрации. Музеи-участники: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Воронежский областной художественный музей имени И.Н. Крамского Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
«У нас в музее важное событие. Мы празднуем окончание реставрации уникального памятника, равных которому нет в России и очень мало за ее пределами, включая Италию, откуда фреска и происходит. Она была отреставрирована после долгих лет пребывания в запасниках, и сейчас мы представляем всей стране это свидетельство древности нашей культуры, потому что Россия принадлежит всей европейской культуре. Выставка стала возможной благодаря труду реставраторов и заслугам хранителей музея, придумавшим проект. Она также является знаком дружбы с Воронежским музеем и свидетельством того, что в наши непростые времена солидарность российского музейного сообщества — это путь к созданию очень важных, интересных и запоминающихся проектов», - рассказал журналистам Илья Доронченков, заместитель директора ГМИИ им. А.С. Пушкина по научной работе, искусствовед.
«Проект заставил нас всех совершенно иначе посмотреть на наши коллекции и на ситуацию с их исследованием и реставрацией. Для нашего музея это важно, потому что мы получаем возможность работать с памятниками аналогичными нашим и, таким образом, расширять круг памятников, в принципе, хранящихся в собраниях России. Это также очень важно, потому что мы действительно начинаем какой-то новый этап именно с точки зрения реставрации», - добавила Ольга Тугушева, куратор выставки, кандидат искусствоведения, заместитель заведующего отделом искусства и археологии Античного мира.
На оштукатуренной туфовой плите изображен молодой мужчина с бородкой и пышной кудрявой шевелюрой верхом на коне рыжей масти. На всаднике — короткая кираса и золотой пояс, надетые поверх красной туники, что выдает в нем воина. Голова его, однако, не покрыта шлемом, а из оружия видно лишь копье, с которого свисает белая туника, украшенная пурпурной каймой и обагренная кровью, — трофей, захваченный у убитого врага.
Фрагмент росписи, найденный в ноябре 1871 года на территории античной Капуи (современная Санта-Мария-Капуя-Ветере) в области Кампания на юге Италии, был приобретен для частной коллекции семейства Дориа. Впоследствии Джакомо Дориа продал его в музей Дерптского (с 1893 по 1919 — Юрьевского) университета при посредничестве археолога и арт-дилера Вольфганга Гельбига. После Октябрьской революции фрагмент попал в Музей древностей и изящных искусств Воронежского университета, открытый в 1918 году. С 1933 года фреска хранилась в Воронежском художественном музее. Оставаясь известной лишь узкому кругу специалистов, фреска не экспонировалась ранее: потемневший от пылевых наслоений фрагмент живописи, к тому же имевший сквозную трещину, видимо, считался недостаточно презентабельным. Все изменила проведенная в 2023–2024 годах реставрация: фреска оказалась исключительной по сохранности и художественным качествам. Как отмечает Александр Анатольевич Горматюк, проводивший реставрацию фрески в ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря, «несмотря на наличие утрат, эта живопись обладает удивительной свежестью, позволяет буквально почувствовать движение кисти античного мастера, ощутить его присутствие».
Первый опыт экспонирования воронежской фрески — это тоже своего рода «возвращение» всадника из небытия и безвестности, из глубины времен, когда около двух с половиной тысяч лет назад роспись была создана анонимным мастером. Теперь живопись предстает перед зрителями почти в первозданной свежести и яркости красок. Выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина позволит, хотя бы отчасти, вернуть самнитскому всаднику-герою его статус и значение.
Материал: News-w.org / Светлана Юрьева
Фото: News-w.org / Сергей Виноградов
Посетители выставки узнают о пути ценного экспоната — от созданной в античную эпоху гробницы-цисты на юге Италии до реставрационной мастерской Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря.
Кураторская группа: Ольга Тугушева, куратор выставки, кандидат искусствоведения, заместитель заведующего отделом искусства и археологии Античного мира Наталья Бакина, ученый секретарь Воронежского областного художественного музея имени И.Н. Крамского; Надежда Налимова, кандидат искусствоведения, специалист по искусству Античности, старший преподаватель кафедры всеобщей истории искусств исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Реставрация: Александр Горматюк, реставратор высшей квалификации Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря. Руководитель реставрационного проекта: Галина Вересоцкая, Государственный научно- исследовательский институт реставрации. Музеи-участники: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Воронежский областной художественный музей имени И.Н. Крамского Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
«У нас в музее важное событие. Мы празднуем окончание реставрации уникального памятника, равных которому нет в России и очень мало за ее пределами, включая Италию, откуда фреска и происходит. Она была отреставрирована после долгих лет пребывания в запасниках, и сейчас мы представляем всей стране это свидетельство древности нашей культуры, потому что Россия принадлежит всей европейской культуре. Выставка стала возможной благодаря труду реставраторов и заслугам хранителей музея, придумавшим проект. Она также является знаком дружбы с Воронежским музеем и свидетельством того, что в наши непростые времена солидарность российского музейного сообщества — это путь к созданию очень важных, интересных и запоминающихся проектов», - рассказал журналистам Илья Доронченков, заместитель директора ГМИИ им. А.С. Пушкина по научной работе, искусствовед.
«Проект заставил нас всех совершенно иначе посмотреть на наши коллекции и на ситуацию с их исследованием и реставрацией. Для нашего музея это важно, потому что мы получаем возможность работать с памятниками аналогичными нашим и, таким образом, расширять круг памятников, в принципе, хранящихся в собраниях России. Это также очень важно, потому что мы действительно начинаем какой-то новый этап именно с точки зрения реставрации», - добавила Ольга Тугушева, куратор выставки, кандидат искусствоведения, заместитель заведующего отделом искусства и археологии Античного мира.
На оштукатуренной туфовой плите изображен молодой мужчина с бородкой и пышной кудрявой шевелюрой верхом на коне рыжей масти. На всаднике — короткая кираса и золотой пояс, надетые поверх красной туники, что выдает в нем воина. Голова его, однако, не покрыта шлемом, а из оружия видно лишь копье, с которого свисает белая туника, украшенная пурпурной каймой и обагренная кровью, — трофей, захваченный у убитого врага.
Фрагмент росписи, найденный в ноябре 1871 года на территории античной Капуи (современная Санта-Мария-Капуя-Ветере) в области Кампания на юге Италии, был приобретен для частной коллекции семейства Дориа. Впоследствии Джакомо Дориа продал его в музей Дерптского (с 1893 по 1919 — Юрьевского) университета при посредничестве археолога и арт-дилера Вольфганга Гельбига. После Октябрьской революции фрагмент попал в Музей древностей и изящных искусств Воронежского университета, открытый в 1918 году. С 1933 года фреска хранилась в Воронежском художественном музее. Оставаясь известной лишь узкому кругу специалистов, фреска не экспонировалась ранее: потемневший от пылевых наслоений фрагмент живописи, к тому же имевший сквозную трещину, видимо, считался недостаточно презентабельным. Все изменила проведенная в 2023–2024 годах реставрация: фреска оказалась исключительной по сохранности и художественным качествам. Как отмечает Александр Анатольевич Горматюк, проводивший реставрацию фрески в ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря, «несмотря на наличие утрат, эта живопись обладает удивительной свежестью, позволяет буквально почувствовать движение кисти античного мастера, ощутить его присутствие».
Первый опыт экспонирования воронежской фрески — это тоже своего рода «возвращение» всадника из небытия и безвестности, из глубины времен, когда около двух с половиной тысяч лет назад роспись была создана анонимным мастером. Теперь живопись предстает перед зрителями почти в первозданной свежести и яркости красок. Выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина позволит, хотя бы отчасти, вернуть самнитскому всаднику-герою его статус и значение.
Материал: News-w.org / Светлана Юрьева
Фото: News-w.org / Сергей Виноградов
Обсудить
Читайте также:
Комментарии (0)