17 сентября Бахрушинский театральный музей представит в Софии выставку «Большой балет Юрия Григоровича». Проект, посвященный жизни и творчеству великого балетмейстера, реализован при поддержке Министерства культуры РФ в рамках соглашения с Россотрудничеством и в партнерстве с Российским культурно-информационным центром в болгарской столице.
Эпоха в советском и российском хореографическом искусстве XX века, когда балетной труппой Большого театра руководил Григорович, не случайно была названа «эрой Григоровича». Те три десятилетия (1965 – 1995), когда он возглавлял Большой театр, были периодом художественного расцвета, мирового признания и невероятного успеха главного театра страны, ставшего ее символом. Искусство Григоровича называют «голосом эпохи», а его самого – главным балетмейстером второй половины ХХ века. За 70 лет творческой деятельности Юрий Григорович (р. 2 января 1927) поставил свыше 20 балетов. Эти спектакли были показаны в разные годы как минимум в 50 странах мира.
«Юрий Николаевич Григорович – большой друг Бахрушинского музея. Мы создавали выставки к его юбилейным датам на своей площадке, в европейских столицах, в Большом театре. В новом выставочном проекте собраны более 70 фотографий из коллекции Бахрушинского музея. Здесь представлены самые яркие спектакли Юрия Николаевича. Экспозиция рассказывает о том, как Григорович сделал Большой театр таким, каким его знает сегодня весь мир», – подчеркнула генеральный директор Бахрушинского театрального музея Кристина Трубинова.
Посетители выставки увидят фотографии спектаклей «Спартак», «Щелкунчик», «Легенда о любви», «Каменный цветок», «Золотой век», «Иван Грозный», а также авторские редакции классических постановок: «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Спящая красавица», «Раймонда», «Баядерка».
Творчество Григоровича базировалось на классическом танце и вобрало в себя открытия и находки русских и советских хореографов первой половины ХХ века: Фокина, Голейзовского, Лопухова. Сам Юрий Николаевич считал себя учеником Федора Лопухова и, как и учитель, всегда опирался в своем творчестве на музыку. Музыка соединяет в его балетах литературный сценарий с танцевальным воплощением сюжета. Театр Григоровича – театр глубоких психологических конфликтов, герой Григоровича – сильная, незаурядная личность.
Сам Григорович говорит о своем кредо так:
«Я – за балетный театр, где музыка, танец, драматургия, живопись существуют в гармоничном единстве».
«Я – за сюжетный спектакль, где действуют герои, наделенные сильными страстями и сложными характерами; за произведение больших чувств, острых столкновений, энергичных конфликтов».
«Я – за развитие системы классического танца, ибо это, на мой взгляд, наиболее емкая, совершенная система, сила которой – в неуклонном движении».
Именно Григорович вывел на первый план мужчин. Благодаря его постановкам зритель смог оценить мощь и красоту мужского танца. Владимир Васильев, Михаил Лавровский, Марис Лиепа, Борис Акимов, Юрий Владимиров – эти имена не сходили с афиш по всему миру. Экспозиция демонстрирует фрагменты репетиций Юрия Григоровича с великими артистами. А в его легендарной постановке «Спартака» мужчины впервые перетанцевали женщин, причем абсолютно и категорично. «Мужской кордебалет несет на себе очень большую нагрузку: это и сцена казармы, и Аппиева дорога – фантастически, мастерски поставленные, на мой взгляд, сцены, которая везде, во всем мире имеет огромный успех», – поделился в своем канале народный артист РФ, ректор Академии русского балета имени Вагановой Николай Цискаридзе.
Одной из важнейших составляющих экспозиции стала история творческого и жизненного союза Юрия Григоровича и его жены – балерины, народной артистки СССР Наталии Бессмертновой (1941 – 2008).
Отдельную часть выставки составили фотографии балетмейстера со своим бессменным соавтором художником Симоном Вирсаладзе (1909 – 1989). Вирсаладзе называли «художником, одевающим танец». Его эскизы декораций и костюмов к балетам Григоровича передают поэзию спектаклей, их внутренний ритм и объём, пламя страстей и цельность художественной мысли.
«Григорович – это философ, на мой взгляд. Его философия – это тоже большие чувства, это большие авторы на сцене, где серьезные произведения по-настоящему раскрыты через пластику, в этом весь смысл исполняемого», – рассказывает народный артист СССР Михаил Лавровский.
Театральные афиши из собрания Бахрушинского музея к постановкам «Спартак» и «Золотой век» показывают не только достижения искусства типографики в годы выпуска этих балетов, но и личный взгляд Юрия Григоровича на то, как нужно говорить о спектакле даже в таком кратком жанре, как афиша.
Выставка «Большой балет Юрия Григоровича» продлится в Российском культурно-информационном центре с 17 сентября до 6 октября (Болгария, София, ул. Шипка, 34).
Материал: News-w.org / Денис Ширин по материалам пресс-службы
Фото: пресс-служба
Эпоха в советском и российском хореографическом искусстве XX века, когда балетной труппой Большого театра руководил Григорович, не случайно была названа «эрой Григоровича». Те три десятилетия (1965 – 1995), когда он возглавлял Большой театр, были периодом художественного расцвета, мирового признания и невероятного успеха главного театра страны, ставшего ее символом. Искусство Григоровича называют «голосом эпохи», а его самого – главным балетмейстером второй половины ХХ века. За 70 лет творческой деятельности Юрий Григорович (р. 2 января 1927) поставил свыше 20 балетов. Эти спектакли были показаны в разные годы как минимум в 50 странах мира.
«Юрий Николаевич Григорович – большой друг Бахрушинского музея. Мы создавали выставки к его юбилейным датам на своей площадке, в европейских столицах, в Большом театре. В новом выставочном проекте собраны более 70 фотографий из коллекции Бахрушинского музея. Здесь представлены самые яркие спектакли Юрия Николаевича. Экспозиция рассказывает о том, как Григорович сделал Большой театр таким, каким его знает сегодня весь мир», – подчеркнула генеральный директор Бахрушинского театрального музея Кристина Трубинова.
Посетители выставки увидят фотографии спектаклей «Спартак», «Щелкунчик», «Легенда о любви», «Каменный цветок», «Золотой век», «Иван Грозный», а также авторские редакции классических постановок: «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Спящая красавица», «Раймонда», «Баядерка».
Творчество Григоровича базировалось на классическом танце и вобрало в себя открытия и находки русских и советских хореографов первой половины ХХ века: Фокина, Голейзовского, Лопухова. Сам Юрий Николаевич считал себя учеником Федора Лопухова и, как и учитель, всегда опирался в своем творчестве на музыку. Музыка соединяет в его балетах литературный сценарий с танцевальным воплощением сюжета. Театр Григоровича – театр глубоких психологических конфликтов, герой Григоровича – сильная, незаурядная личность.
Сам Григорович говорит о своем кредо так:
«Я – за балетный театр, где музыка, танец, драматургия, живопись существуют в гармоничном единстве».
«Я – за сюжетный спектакль, где действуют герои, наделенные сильными страстями и сложными характерами; за произведение больших чувств, острых столкновений, энергичных конфликтов».
«Я – за развитие системы классического танца, ибо это, на мой взгляд, наиболее емкая, совершенная система, сила которой – в неуклонном движении».
Именно Григорович вывел на первый план мужчин. Благодаря его постановкам зритель смог оценить мощь и красоту мужского танца. Владимир Васильев, Михаил Лавровский, Марис Лиепа, Борис Акимов, Юрий Владимиров – эти имена не сходили с афиш по всему миру. Экспозиция демонстрирует фрагменты репетиций Юрия Григоровича с великими артистами. А в его легендарной постановке «Спартака» мужчины впервые перетанцевали женщин, причем абсолютно и категорично. «Мужской кордебалет несет на себе очень большую нагрузку: это и сцена казармы, и Аппиева дорога – фантастически, мастерски поставленные, на мой взгляд, сцены, которая везде, во всем мире имеет огромный успех», – поделился в своем канале народный артист РФ, ректор Академии русского балета имени Вагановой Николай Цискаридзе.
Одной из важнейших составляющих экспозиции стала история творческого и жизненного союза Юрия Григоровича и его жены – балерины, народной артистки СССР Наталии Бессмертновой (1941 – 2008).
Отдельную часть выставки составили фотографии балетмейстера со своим бессменным соавтором художником Симоном Вирсаладзе (1909 – 1989). Вирсаладзе называли «художником, одевающим танец». Его эскизы декораций и костюмов к балетам Григоровича передают поэзию спектаклей, их внутренний ритм и объём, пламя страстей и цельность художественной мысли.
«Григорович – это философ, на мой взгляд. Его философия – это тоже большие чувства, это большие авторы на сцене, где серьезные произведения по-настоящему раскрыты через пластику, в этом весь смысл исполняемого», – рассказывает народный артист СССР Михаил Лавровский.
Театральные афиши из собрания Бахрушинского музея к постановкам «Спартак» и «Золотой век» показывают не только достижения искусства типографики в годы выпуска этих балетов, но и личный взгляд Юрия Григоровича на то, как нужно говорить о спектакле даже в таком кратком жанре, как афиша.
Выставка «Большой балет Юрия Григоровича» продлится в Российском культурно-информационном центре с 17 сентября до 6 октября (Болгария, София, ул. Шипка, 34).
Материал: News-w.org / Денис Ширин по материалам пресс-службы
Фото: пресс-служба
Обсудить
Читайте также:
28 март 2023, Вторник
Бахрушинский театральный музей покажет Парижу «Большой балет Юрия Григоровича»
30 март 2024, Суббота
Выставка Бахрушинского музея «Большой балет Юрия Григоровича» открылась в Вене
06 апрель 2023, Четверг
Эпоха Григоровича: Бахрушинский открыл в Париже выставку, посвященную великому русскому хореографу
05 июнь 2023, Понедельник
Парижане попросили продлить выставку Бахрушинского музея о Юрии Григоровиче
30 ноябрь 2023, Четверг
Выставку Бахрушинского театрального музея о Станиславском покажут в Люксембурге
01 ноябрь 2022, Вторник
Бахрушинский музей готов представить выставочные проекты к 250-летию Московской академии хореографии в России и за рубежом
01 август 2023, Вторник
Бахрушинский представит в Калининграде большой выставочный проект – «Звёздные страницы балета»
Комментарии (0)