«Я часто слышу музыку в самом сердце шума» - Джордж Гершвин.
Кажется, сегодняшнего слушателя уже ничем не удивишь. Давно знакомы и джазовые интонации, и сложные ритмы. Но невозможно не мечтать под звуки гармоний Джозефа Харта, утопая в широких интонациях фортепиано и откликаясь сердцем на каждую синкопированную ритмическую строчку.
19 января 2025 года в Атриуме Эрмитажа Санкт-Петербурга прошёл концерт, посвящённый 100-летию создания «Рапсодии в стиле блюз» Джорджа Гершвина – музыкальное путешествие, организованное международной организацией Lyrica Classic в сотрудничестве с фестивалем «Дворцы Санкт-Петербурга». Программа включала шедевры Гершвина, Бернстайна и российскую премьеру «Вестника Гершвина» Джозефа Харта.
Привычный, будто давно знакомый репертуар несмотря на пройденные годы всё продолжает удивлять и волновать! Классика навсегда, но Гершвин — это важная составляющая культуры, и какой целебный эффект имеет эта музыка! Как нужны нам сегодня такие сочинения и такой композитор, с его бурными интонациями улиц, шумом города, залитого солнцем, суетой магазинов и толпами туристов, сияющей жизнью вне времени. Такую музыку хочется слушать и улыбаться! Зритель нуждается в том, чтобы видеть эти картины праздника и безоблачных дней, испытывать чувства волнения накануне поездки и предвкушение ярких событий. Какой ритм, проникающий внутрь тебя! Уже спустя треть концерта появляется ощущение, что не ты слушатель, но исполнитель и находишься вместе с музыкантами внутри музыки, и ритм управляет тобой.
Женщина за дирижёрским пультом: сила и грация.
Как приятно было видеть столько молодых лиц на сцене! Симфонический оркестр «Таврический», основу которого составляет молодое поколение музыкантов, порадовал исполнением высокого уровня, гибкостью и слаженностью. За дирижерским пультом весь вечер была Даяна Гофман, чьё творчество давно привлекает внимание в музыкальных кругах.
В этот вечер, 19 января, Даяна была, как всегда, на уровне: чёткая строгая пластика в интересном сочетании хрупкой женственности и одновременно мужской сильной руки лидера. Нет вычурного напыщенного дирижирования «вчерашнего выпускника консерватории», что, к сожалению, встречается среди молодых современных дирижеров. Стиль Даяны убедительный. Веришь её фразам, интонациям в движениях рук, музыкальной мысли, отраженной в звуках оркестра.
В гершвинском «Американце в Париже» Гофман оживила Париж 1920-х годов, передав энергию и непринуждённую жизнерадостность композитора. В руках Даяны Париж сегодня был ярким, смеющимся, ослепительно эмоциональным. Гершвин на сцене Атриума был как живой! Даяна - дирижер, который умеет держать публику на нужном уровне внимания. Пластика ее рук владеет взорами. Она тонко выстраивает динамическую и эмоциональную драматургию сочинения, четко зная, в каких местах необходимо дать бурный эмоциональный всплеск. Порой кажется, что именно сейчас публика уже готова к кульминации, но дирижерский жест все еще держит в напряжении взгляды зрителей, и когда наступает долгожданное разрешение драматургического напряжения – только тогда публика ликует от пережитого.
Исторически профессия дирижёра ассоциировалась с мужчинами, но Даяна Гофман разрушает эти стереотипы, доказывая, что искусство дирижирования — это область, где важны только талант, интуиция и мастерство. Зрители, несомненно, получили не так часто ощущаемое наслаждение от увиденного и услышанного.
Юные участники и солисты Мариинского
В концерте также принял участие Детский хор телевидения и радио Санкт-Петербурга под управлением его главного хормейстера и дирижёра – Игоря Грибкова. Коллектив исполнил отрывок из «Чичестерских псалмов» Бернстайна и задорную песенку «Clap Your Hands» Гершвина. Несмотря на обаяние юных исполнителей и тёплое восприятие зрителя хотелось бы большего — примеры таких коллективов, как хор «Весна» или «Аврора», показывают, что детская группа может быть более эмоционально вовлечённой.
Коллектив не сумел полностью раскрыть эмоциональную суть произведений. Видимо, юным исполнителям не хватило глубины понимания текстов. И если в псалмах ещё можно было как-то закрыть глаза на отсутствие внешней вовлечённости детского коллектива, то «Clap Your Hands» просто нуждается в ином исполнении, в иной подаче этого заводного сочинения! Это музыка, от которой просто невозможно усидеть на месте! Идея номера была схвачена: детям показали, что нужно, в соответствии с названием, хлопать в ладоши. Но, помимо этого, нужны ещё живые лица и живые эмоции!
Приятно удивили солисты Мариинского театра Карина Чепурнова и Александр Трофимов. Может, хотелось чего-то большего от «Summertime», так как эту музыку уже знаешь с детства наизусть, помнишь, как поётся каждый такт, каждый мелизм и фраза, потому что это сочинение поют уже просто везде. Ария, вероятно, не совсем подходит к типу голоса певицы, который особенно ярко проявляется в опереточном репертуаре. Но последующий дуэт Марии и Тони из «Вестсайдской истории» Л. Бернстайна был великолепен. Эти блюзовые интонации в сочетании с эмоциональной раскрепощённостью и яркой игрой этих двух певцов не оставили равнодушным ни одного зрителя!
Центральное событие вечера: премьера Джозефа Харта
Второе отделение открыл «Вестник Гершвина» американского композитора Джозефа Харта. Это симфоническая поэма отражает моменты, связанные с созданием «Рапсодии в стиле блюз», начиная с пробуждения идеи и её формирования в голове Гершвина по дороге на поезде в Бостон, где композитор услышал ритмы и звуки, ставшие основой для его шедевра, до триумфальной премьеры на сцене Эолийского зала в Нью-Йорке.
Сказать, что это сочинение оставило впечатление – не сказать ничего. Это произведение, задуманное как музыкальное посвящение легендарной рапсодии, не просто отнесло нас в атмосферу Нью-Йорка 1920-х годов. Эти минуты исполняемой музыки были словно несколько дней волшебного путешествия. Мелодии, вызывающие яркие эмоции в любую эпоху. Кажется, сегодняшнего слушателя уже ничем не удивишь. Давно знакомы и джазовые интонации, и сложные ритмы. Но невозможно не мечтать под звуки гармоний Джозефа Харта, утопая в широких интонациях фортепиано и откликаясь сердцем на каждую синкопированную ритмическую строчку.
Украшением этого посвящения Гершвину стал пианист Михаил Бенедиктов. Это был изысканный джаз, искрометный ритмический говор и гершвинские цитаты, так легко и непринужденно вылетавшие из-под пальцев Михаила в дуэте с оркестром. Казалось бы, немало сочинений известны музыкальной публике в таком стиле, где сочетаются ладовые и ритмические новинки с техникой музыкального урбанизма. Но все эти звуки шумного Нью- Йорка, отъезжающие поезда и грохот улиц джазовой эпохи 20х годов использованы композитором Джозефом Хартом ровно в той мере, когда не становится приторно сладко и не надоедает. Вся поэма слушается как на одном дыхании. Композитор так драматургически выстраивает поэму, что даже не замечаешь, как меняются образы. Будто захватывающая кинолента перед глазами, и ты не успеваешь осознать, в какой момент меняется кадр, но полостью погружаешься в происходящее.
Гершвин: вишенка на торте
И как финальный аккорд концерта прозвучала «Рапсодия в стиле блюз» Джорджа Гершвина. Особенно впечатлил кларнетист. Спасибо за живую мимику и то «ожидаемое» от первых тактов рапсодии, что мы смогли увидеть. Голос саксофона, только что окунувший слушателя в мир грез, мгновенно был подхвачен ритмическими фигурами фортепиано, и весь оркестр увлекал искрометными красками джаза. Не нужно устраивать театр. Когда оркестранты переигрывают и превращают выступление в фарс – остается иное впечатление. Но Гершвин – это такие ритмы и интонации, когда все тело откликается на любую синкопированную ноту, гармоническое томное задержание или искрометный джазовый пассаж. Такое невозможно исполнять с серьезным лицом. Конечно же не весь оркестр был строг в тот вечер. Спасибо отдельным музыкантам, которые внешне соответствовали музыке, исполняемой ими! Лица, внешняя картинка при таком репертуаре – отдельная сторона репетиционной работы, да простят меня музыканты. Это Гершвин, дорогие коллеги! Не только на одном дирижере и солисте держится эмоциональная составляющая выступления! Но, пожалуй, это пожелание на будущее. Впечатление осталось от исполнения Рапсодии Гершвина весьма яркое. Послевкусие радует до сих пор.
Послевкусие от концерта осталось таким, как в свое время его описывал Леонард Бернстайн, говоря о Гершвине: «Если представить себе, что джаз — это яблоко, Джордж Гершвин в своей «Рапсодии», срывает яблоко прямо с ветки и надкусывает его так, что сок течет по подбородку». Такой концерт – подарок и удовольствие! Благодарю за радость!
20 января, 2025г. Любовь Шангина, дирижер, композитор, музыкальный критик.
Материал: News-w.org / Наталья Берладян по материалам пресс-службы
Кажется, сегодняшнего слушателя уже ничем не удивишь. Давно знакомы и джазовые интонации, и сложные ритмы. Но невозможно не мечтать под звуки гармоний Джозефа Харта, утопая в широких интонациях фортепиано и откликаясь сердцем на каждую синкопированную ритмическую строчку.
19 января 2025 года в Атриуме Эрмитажа Санкт-Петербурга прошёл концерт, посвящённый 100-летию создания «Рапсодии в стиле блюз» Джорджа Гершвина – музыкальное путешествие, организованное международной организацией Lyrica Classic в сотрудничестве с фестивалем «Дворцы Санкт-Петербурга». Программа включала шедевры Гершвина, Бернстайна и российскую премьеру «Вестника Гершвина» Джозефа Харта.
Привычный, будто давно знакомый репертуар несмотря на пройденные годы всё продолжает удивлять и волновать! Классика навсегда, но Гершвин — это важная составляющая культуры, и какой целебный эффект имеет эта музыка! Как нужны нам сегодня такие сочинения и такой композитор, с его бурными интонациями улиц, шумом города, залитого солнцем, суетой магазинов и толпами туристов, сияющей жизнью вне времени. Такую музыку хочется слушать и улыбаться! Зритель нуждается в том, чтобы видеть эти картины праздника и безоблачных дней, испытывать чувства волнения накануне поездки и предвкушение ярких событий. Какой ритм, проникающий внутрь тебя! Уже спустя треть концерта появляется ощущение, что не ты слушатель, но исполнитель и находишься вместе с музыкантами внутри музыки, и ритм управляет тобой.
Женщина за дирижёрским пультом: сила и грация.
Как приятно было видеть столько молодых лиц на сцене! Симфонический оркестр «Таврический», основу которого составляет молодое поколение музыкантов, порадовал исполнением высокого уровня, гибкостью и слаженностью. За дирижерским пультом весь вечер была Даяна Гофман, чьё творчество давно привлекает внимание в музыкальных кругах.
В этот вечер, 19 января, Даяна была, как всегда, на уровне: чёткая строгая пластика в интересном сочетании хрупкой женственности и одновременно мужской сильной руки лидера. Нет вычурного напыщенного дирижирования «вчерашнего выпускника консерватории», что, к сожалению, встречается среди молодых современных дирижеров. Стиль Даяны убедительный. Веришь её фразам, интонациям в движениях рук, музыкальной мысли, отраженной в звуках оркестра.
В гершвинском «Американце в Париже» Гофман оживила Париж 1920-х годов, передав энергию и непринуждённую жизнерадостность композитора. В руках Даяны Париж сегодня был ярким, смеющимся, ослепительно эмоциональным. Гершвин на сцене Атриума был как живой! Даяна - дирижер, который умеет держать публику на нужном уровне внимания. Пластика ее рук владеет взорами. Она тонко выстраивает динамическую и эмоциональную драматургию сочинения, четко зная, в каких местах необходимо дать бурный эмоциональный всплеск. Порой кажется, что именно сейчас публика уже готова к кульминации, но дирижерский жест все еще держит в напряжении взгляды зрителей, и когда наступает долгожданное разрешение драматургического напряжения – только тогда публика ликует от пережитого.
Исторически профессия дирижёра ассоциировалась с мужчинами, но Даяна Гофман разрушает эти стереотипы, доказывая, что искусство дирижирования — это область, где важны только талант, интуиция и мастерство. Зрители, несомненно, получили не так часто ощущаемое наслаждение от увиденного и услышанного.
Юные участники и солисты Мариинского
В концерте также принял участие Детский хор телевидения и радио Санкт-Петербурга под управлением его главного хормейстера и дирижёра – Игоря Грибкова. Коллектив исполнил отрывок из «Чичестерских псалмов» Бернстайна и задорную песенку «Clap Your Hands» Гершвина. Несмотря на обаяние юных исполнителей и тёплое восприятие зрителя хотелось бы большего — примеры таких коллективов, как хор «Весна» или «Аврора», показывают, что детская группа может быть более эмоционально вовлечённой.
Коллектив не сумел полностью раскрыть эмоциональную суть произведений. Видимо, юным исполнителям не хватило глубины понимания текстов. И если в псалмах ещё можно было как-то закрыть глаза на отсутствие внешней вовлечённости детского коллектива, то «Clap Your Hands» просто нуждается в ином исполнении, в иной подаче этого заводного сочинения! Это музыка, от которой просто невозможно усидеть на месте! Идея номера была схвачена: детям показали, что нужно, в соответствии с названием, хлопать в ладоши. Но, помимо этого, нужны ещё живые лица и живые эмоции!
Приятно удивили солисты Мариинского театра Карина Чепурнова и Александр Трофимов. Может, хотелось чего-то большего от «Summertime», так как эту музыку уже знаешь с детства наизусть, помнишь, как поётся каждый такт, каждый мелизм и фраза, потому что это сочинение поют уже просто везде. Ария, вероятно, не совсем подходит к типу голоса певицы, который особенно ярко проявляется в опереточном репертуаре. Но последующий дуэт Марии и Тони из «Вестсайдской истории» Л. Бернстайна был великолепен. Эти блюзовые интонации в сочетании с эмоциональной раскрепощённостью и яркой игрой этих двух певцов не оставили равнодушным ни одного зрителя!
Центральное событие вечера: премьера Джозефа Харта
Второе отделение открыл «Вестник Гершвина» американского композитора Джозефа Харта. Это симфоническая поэма отражает моменты, связанные с созданием «Рапсодии в стиле блюз», начиная с пробуждения идеи и её формирования в голове Гершвина по дороге на поезде в Бостон, где композитор услышал ритмы и звуки, ставшие основой для его шедевра, до триумфальной премьеры на сцене Эолийского зала в Нью-Йорке.
Сказать, что это сочинение оставило впечатление – не сказать ничего. Это произведение, задуманное как музыкальное посвящение легендарной рапсодии, не просто отнесло нас в атмосферу Нью-Йорка 1920-х годов. Эти минуты исполняемой музыки были словно несколько дней волшебного путешествия. Мелодии, вызывающие яркие эмоции в любую эпоху. Кажется, сегодняшнего слушателя уже ничем не удивишь. Давно знакомы и джазовые интонации, и сложные ритмы. Но невозможно не мечтать под звуки гармоний Джозефа Харта, утопая в широких интонациях фортепиано и откликаясь сердцем на каждую синкопированную ритмическую строчку.
Украшением этого посвящения Гершвину стал пианист Михаил Бенедиктов. Это был изысканный джаз, искрометный ритмический говор и гершвинские цитаты, так легко и непринужденно вылетавшие из-под пальцев Михаила в дуэте с оркестром. Казалось бы, немало сочинений известны музыкальной публике в таком стиле, где сочетаются ладовые и ритмические новинки с техникой музыкального урбанизма. Но все эти звуки шумного Нью- Йорка, отъезжающие поезда и грохот улиц джазовой эпохи 20х годов использованы композитором Джозефом Хартом ровно в той мере, когда не становится приторно сладко и не надоедает. Вся поэма слушается как на одном дыхании. Композитор так драматургически выстраивает поэму, что даже не замечаешь, как меняются образы. Будто захватывающая кинолента перед глазами, и ты не успеваешь осознать, в какой момент меняется кадр, но полостью погружаешься в происходящее.
Гершвин: вишенка на торте
И как финальный аккорд концерта прозвучала «Рапсодия в стиле блюз» Джорджа Гершвина. Особенно впечатлил кларнетист. Спасибо за живую мимику и то «ожидаемое» от первых тактов рапсодии, что мы смогли увидеть. Голос саксофона, только что окунувший слушателя в мир грез, мгновенно был подхвачен ритмическими фигурами фортепиано, и весь оркестр увлекал искрометными красками джаза. Не нужно устраивать театр. Когда оркестранты переигрывают и превращают выступление в фарс – остается иное впечатление. Но Гершвин – это такие ритмы и интонации, когда все тело откликается на любую синкопированную ноту, гармоническое томное задержание или искрометный джазовый пассаж. Такое невозможно исполнять с серьезным лицом. Конечно же не весь оркестр был строг в тот вечер. Спасибо отдельным музыкантам, которые внешне соответствовали музыке, исполняемой ими! Лица, внешняя картинка при таком репертуаре – отдельная сторона репетиционной работы, да простят меня музыканты. Это Гершвин, дорогие коллеги! Не только на одном дирижере и солисте держится эмоциональная составляющая выступления! Но, пожалуй, это пожелание на будущее. Впечатление осталось от исполнения Рапсодии Гершвина весьма яркое. Послевкусие радует до сих пор.
Послевкусие от концерта осталось таким, как в свое время его описывал Леонард Бернстайн, говоря о Гершвине: «Если представить себе, что джаз — это яблоко, Джордж Гершвин в своей «Рапсодии», срывает яблоко прямо с ветки и надкусывает его так, что сок течет по подбородку». Такой концерт – подарок и удовольствие! Благодарю за радость!
20 января, 2025г. Любовь Шангина, дирижер, композитор, музыкальный критик.
Материал: News-w.org / Наталья Берладян по материалам пресс-службы
Обсудить
Читайте также:
12 февраль 2022, Суббота
Дуэт Людмилы Берлинской и Артура Анселя отметит 10-летний юбилей в «Зарядье»
19 сентябрь 2022, Понедельник
МИНИН-ХОР ИСПОЛНИТ МУЗЫКУ ГЕРШВИНА, РАМИРЕСА И УИТАКЕРА В КЦ «МЕРИДИАН»
Комментарии (0)