На Красной площади в Москве впервые показывают паблик-арт – искусство для общественных пространств, популярное и востребованное во всем мире. Выставка актуального российского паблик-арта «Красный сад» открылась в рамках фестиваля искусств «Черешневый лес». Масштабный арт-эксперимент стал возможным благодаря работе девяти известных художников, совместных усилий кураторов проекта Антона Кочуркина и Марины Федоровской, организаторов второго фестиваля – ГУМ-Red-Line и фестиваля «Архстояние»в партнерстве с компанией «ИНТЕКО», предоставившей для экспозиции арт-объекты из корпоративной коллекции. Выставка «Красный сад» продлится 2 месяца – с 1 июля до 31 августа 2021 года.
Проект «Красный сад» – второй выпуск выставки-фестиваля современного искусства ГУМ-Red-Line, впервые состоявшегося в рамках «Черешневого леса» весной 2019 года и приуроченного к открытию галереи ГУМ-Red-Line. Культурная значимость события обусловлена местом проведения и впечатляющим составом экспозиции. Среди художников проекта – Николай Полисский, Аристарх Чернышев, Ринат Волигамси, Дмитрий Жуков, Андрей Филиппов, Роман Ермаков, Дмитрий Аске, Василиса Прокопчук и Евгений Брагин. Им было предложено высказаться в своих произведениях на тему сада – места, открытого для всех.
В результате были созданы произведения разных направлений, в которых и развивается паблик-арт: это ленд-арт, абстракционизм, сюрреализм, концептуализм, постмодернизм, медиаискусство, цифровой поп-арт, интерактивные инсталляции. При этом все работы выполнены в совершенно разных техниках из различных материалов, например таких как сталь и кортен-сталь, орешник, фанера, эмаль, пенополистирол, стеклопластик. Дизайн экспозиции – подиумы геометричных форм, клумбы, газоны и дорожки в духе классических садово-парковых ансамблей. Все это становится своеобразным продолжением традиции ГУМа, который на протяжении вот уже девяти лет устраивает на Красной площади «Фестиваль цветов».
По окончании выставочного проекта масштабные экспонаты – некоторые из них высотой 5,8 и 6,5 метров – можно будет увидеть в общественных пространствах Москвы, возле «Мануфактуры Bosco» в Калуге, в арт-парке Никола-Ленивец, а бóльшая часть работ, входящих теперь в корпоративную коллекцию «ИНТЕКО», разместится на территории жилых проектов компании.
Игорь Казаков, руководитель проекта «Красный сад» и «ГУМ-Red-Line»: «Черешневый лес» и «ГУМ-Red-Line» во второй раз проводят фестиваль современного искусства, но в этот раз не только в ГУМе, но и на Красной площади. Два года назад мы уже проводили большой фестиваль внутри ГУМа, и следом за этим открыли галерею, которая на сегодняшний день открывает 5-7 крупных проектов в год. Тогда к нам пришли сегодняшние кураторы и предложили провести «Архстояние» в ГУМе на Красной площади. Два года мы готовились к тому, чтобы сегодня показать замечательные работы современных российских художников».
Юлия Бычкова, управляющий партнер арт-парка Никола-Ленивец, продюсер фестивалей «Архстояние» и «Архстояние Детское»:
«На выставке «Красный сад» мы хотели показать не только качественные произведения искусства, но и построить важную цепочку возникновения искусства в городе – идея, площадка, финансы. На выставке выставлены работы художников, представляющих разные направления в современном искусстве. Отрадно осознавать, что в России, в Москве появляется настоящий, качественный паблик-арт музейного уровня. Надеюсь, что проект станет примером для художественных институций, властей, кураторов, лидеров мнений, и они начнут понимать, осознавать и продвигать искусство качественно, уверенно и долгосрочно».
Ирина Коршунова, директор по маркетингу компании «ИНТЕКО»:
«Первый раз главная площадь страны представляет не парад военной силы, а могучей арт-силы, которая существует в стране в лице современных художников. Возможно, с этого начнется новая страница в истории паблик-арта в России. В крупных городах мира 1% от строительных бюджетов отчисляют на развитие арта. В 2019 году город Филадельфия в США отмечал 60-летний юбилей с момента первого отчисления на арт. Такая практика существует в разных странах мира, но так не происходит в России, и даже в Москве мы не видим размещенного на постоянной основе хорошего паблик-арта. Сегодняшний вклад, который делает «ГУМ-Red-Line» и коллектив «Архстояния» в будущее паблик-арта, – бесценен».
Экспозиция «Красный сад». Николай Полисский «Колонна» – из коллекции «ИНТЕКО». ДляЖК WEST GARDEN (ул. Минская, д. 1г). Объект сделан из кустарника, обильно растущего в лесах деревни Никола-Ленивец, «гением места» которой стал Николай Полисский. «Колонна» открывает серию «Русская античность», представленную впервые летом 2021 года. Полисский берет структуру античной колонны, идеал классической красоты, но лепит ее не из пафосного мрамора, а из кривых ореховых палок, материала низменного, но живого, не потерявшего природные очертания. Появляются каннелюры, капители, базы, внешне схожие с античными, но без классического флера. Детали современной техники и бытового обихода, встроенные в капителях, завершают самоироничный и деревенский стеб, призванный возвести колонну, полную природной силы, а не музейного пафоса.
Дмитрий Аске «После Макоши» –Для BoscodiCiliegi (Мануфактуры Bosco). Образ женщины, держащей над собой небосвод, – универсальная метафора значения и важности ее места в мире. Название работы отсылает к славянской богине Макоше, которая пряла полотно с нитями человеческих судеб и почиталась как покровительница земледелия и урожая, женщин и женских ремесел, прядения и творчества. Слово «после» подчеркивает современность прочтения древнего образа, его символику, перекликающуюся с парковой скульптурой.
Андрей Филиппов «Гномон» – из коллекции «ИНТЕКО». Для архитектурного проекта «Ильинка 3/8». «Гномон», или солнечные часы, символизируют союз астрономии с историей. Глядя на движение солнечной тени, отбрасываемой гномоном, люди начали измерять время. Художник Андрей Филиппов напоминает, что солнечная тень – «это не просто тень, это связь с Солнцем, движение светил, музыка сфер! Глядя на эту тень, мы наблюдаем Космос». Солнечные часы в форме крыла вместе с тенью являют фигуру двуглавого орла: одна часть из металла, другая– эфемерная тень. Солнечные часы, одновременно элемент садово-парковой архитектуры и символ Восточно- римской империи, соединяют нас с ходом истории, позволяют мысленно наблюдать настоящее, прошлое и будущее.
Дмитрий Жуков «Французский DE SAD» – из коллекции «ИНТЕКО». ДляЖК WEST GARDEN (ул. Минская, д. 1г). Боскета – стены из подстриженных старых, разросшихся кустов. Обрезая лишнее, садовник создает красивую форму. Но жизнь берет свое, и боскета расцветает свежей зеленью. Созданная Дмитрием Жуковым двустворчатая боскета из кованой стали обвита со всех сторон горельефом из ветвей и листьев. Художник убежден, что после обрезки жизнь прорывается в ветках с удвоенной силой. Одновременно массивная и воздушная стальная боскета Жукова – это своего рода монумент жизни, побеждающей в любых искусственных формах.
Аристарх Чернышев «Античная голова»– из коллекции «ИНТЕКО». Для жилого комплекса (ул. Сергея Макеева, д. 11). Классическое искусство и современность соединяются в изготовленной из стеклопластика «Античной голове». Прообразом для работы послужила гипсовая копия бюста Александра Македонского. Черты лица стерты, вместо них – бесконечно вращающийся знак перезагрузки, один из символом современности. Совмещение знаков античнойи цифровой эры создает новый контекст для памятников минувших эпох, предлагает задуматься о судьбе монументов. Что будет с ними через 10, 20, 100 лет? Установка памятников сегодня вызывает жаркие дискуссии и идея постоянной перезагрузки ценностей, по мнению художника, снимает остроту вопросов идеологического свойства.
Ринат Волигамси «Звезда» – из коллекции «ИНТЕКО». Для клубных домов «Садовые кварталы» (ул. Ефремова, д. 10). Первоначально придуманная в миниатюре пятиконечная каноническая звезда трансформируется в невиданный кристалл, но важнейший символ отечественной истории остается незыблемым. Художник работает с символами прошлого, и проржавевшие железные конструкции начинают звучать новыми смыслами, обретают метафизическую динамику. По словам автора, «бесконтрольное наблюдение за происходящим» помогает ощутить течение времени.
Роман Ермаков «Стабильная композиция» – из коллекции «ИНТЕКО». Для ЖК «Вестердам» (Аминьевское ш., д. 4а). «Стабильная композиция» – часть проекта «Танцующая ось пятого измерения», в котором художник представил серию скульптур для Москвы. По идее автора, все скульптуры проекта – обитатели пятого измерения, где они могут безгранично менять конфигурации, цвета и взаимодействовать между собой. При переходе в наш, трехмерный мир они, подверженные действию силы тяжести и другим законам физики, застывают, обретая статичность скульптурного объекта. Представленная на выставке скульптура – исключение. Она и в пятом измерении стабильна и неизменна. Благодаря внутренней энергии собранности и стойкости она помогает совершить переход между мирами.
Василиса Прокопчук и Евгений Брагин «Непроходимая чаща» –для фестиваля «Архстояние» (деревня Никола-Ленивец). Василиса Прокопчук и Евгений Брагин, победители открытого конкурса на инклюзивный объект для «Архстояния» 2021 года, разработали интерактивную инсталляцию «Непроходимая чаща», представляющую собой конструкцию с подвижными стенами из свисающих «ветвей». У человека всего пять органов чувств. Однако, помимо них, ему присуще внутреннее чувство пространства. Прогуливаясь по незнакомым лесным массивам, можно легко потерять визуальные и звуковые ориентиры, будь то пересекающиеся тропинки, треск дерева или далекие звуки трассы. Доверяя интуиции, человек способен найти выход из самой непроходимой чащи. Прокладывая путь сквозь подвижные стены веток инсталляции, зрители будут учиться больше доверять среде, развивать интуицию и всегда видеть выход.
Материал: News-w.org / Наталья Логинова.
Фото: пресс-служба «ИНТЕКО»
Проект «Красный сад» – второй выпуск выставки-фестиваля современного искусства ГУМ-Red-Line, впервые состоявшегося в рамках «Черешневого леса» весной 2019 года и приуроченного к открытию галереи ГУМ-Red-Line. Культурная значимость события обусловлена местом проведения и впечатляющим составом экспозиции. Среди художников проекта – Николай Полисский, Аристарх Чернышев, Ринат Волигамси, Дмитрий Жуков, Андрей Филиппов, Роман Ермаков, Дмитрий Аске, Василиса Прокопчук и Евгений Брагин. Им было предложено высказаться в своих произведениях на тему сада – места, открытого для всех.
В результате были созданы произведения разных направлений, в которых и развивается паблик-арт: это ленд-арт, абстракционизм, сюрреализм, концептуализм, постмодернизм, медиаискусство, цифровой поп-арт, интерактивные инсталляции. При этом все работы выполнены в совершенно разных техниках из различных материалов, например таких как сталь и кортен-сталь, орешник, фанера, эмаль, пенополистирол, стеклопластик. Дизайн экспозиции – подиумы геометричных форм, клумбы, газоны и дорожки в духе классических садово-парковых ансамблей. Все это становится своеобразным продолжением традиции ГУМа, который на протяжении вот уже девяти лет устраивает на Красной площади «Фестиваль цветов».
По окончании выставочного проекта масштабные экспонаты – некоторые из них высотой 5,8 и 6,5 метров – можно будет увидеть в общественных пространствах Москвы, возле «Мануфактуры Bosco» в Калуге, в арт-парке Никола-Ленивец, а бóльшая часть работ, входящих теперь в корпоративную коллекцию «ИНТЕКО», разместится на территории жилых проектов компании.
Игорь Казаков, руководитель проекта «Красный сад» и «ГУМ-Red-Line»: «Черешневый лес» и «ГУМ-Red-Line» во второй раз проводят фестиваль современного искусства, но в этот раз не только в ГУМе, но и на Красной площади. Два года назад мы уже проводили большой фестиваль внутри ГУМа, и следом за этим открыли галерею, которая на сегодняшний день открывает 5-7 крупных проектов в год. Тогда к нам пришли сегодняшние кураторы и предложили провести «Архстояние» в ГУМе на Красной площади. Два года мы готовились к тому, чтобы сегодня показать замечательные работы современных российских художников».
Юлия Бычкова, управляющий партнер арт-парка Никола-Ленивец, продюсер фестивалей «Архстояние» и «Архстояние Детское»:
«На выставке «Красный сад» мы хотели показать не только качественные произведения искусства, но и построить важную цепочку возникновения искусства в городе – идея, площадка, финансы. На выставке выставлены работы художников, представляющих разные направления в современном искусстве. Отрадно осознавать, что в России, в Москве появляется настоящий, качественный паблик-арт музейного уровня. Надеюсь, что проект станет примером для художественных институций, властей, кураторов, лидеров мнений, и они начнут понимать, осознавать и продвигать искусство качественно, уверенно и долгосрочно».
Ирина Коршунова, директор по маркетингу компании «ИНТЕКО»:
«Первый раз главная площадь страны представляет не парад военной силы, а могучей арт-силы, которая существует в стране в лице современных художников. Возможно, с этого начнется новая страница в истории паблик-арта в России. В крупных городах мира 1% от строительных бюджетов отчисляют на развитие арта. В 2019 году город Филадельфия в США отмечал 60-летний юбилей с момента первого отчисления на арт. Такая практика существует в разных странах мира, но так не происходит в России, и даже в Москве мы не видим размещенного на постоянной основе хорошего паблик-арта. Сегодняшний вклад, который делает «ГУМ-Red-Line» и коллектив «Архстояния» в будущее паблик-арта, – бесценен».
Экспозиция «Красный сад». Николай Полисский «Колонна» – из коллекции «ИНТЕКО». ДляЖК WEST GARDEN (ул. Минская, д. 1г). Объект сделан из кустарника, обильно растущего в лесах деревни Никола-Ленивец, «гением места» которой стал Николай Полисский. «Колонна» открывает серию «Русская античность», представленную впервые летом 2021 года. Полисский берет структуру античной колонны, идеал классической красоты, но лепит ее не из пафосного мрамора, а из кривых ореховых палок, материала низменного, но живого, не потерявшего природные очертания. Появляются каннелюры, капители, базы, внешне схожие с античными, но без классического флера. Детали современной техники и бытового обихода, встроенные в капителях, завершают самоироничный и деревенский стеб, призванный возвести колонну, полную природной силы, а не музейного пафоса.
Дмитрий Аске «После Макоши» –Для BoscodiCiliegi (Мануфактуры Bosco). Образ женщины, держащей над собой небосвод, – универсальная метафора значения и важности ее места в мире. Название работы отсылает к славянской богине Макоше, которая пряла полотно с нитями человеческих судеб и почиталась как покровительница земледелия и урожая, женщин и женских ремесел, прядения и творчества. Слово «после» подчеркивает современность прочтения древнего образа, его символику, перекликающуюся с парковой скульптурой.
Андрей Филиппов «Гномон» – из коллекции «ИНТЕКО». Для архитектурного проекта «Ильинка 3/8». «Гномон», или солнечные часы, символизируют союз астрономии с историей. Глядя на движение солнечной тени, отбрасываемой гномоном, люди начали измерять время. Художник Андрей Филиппов напоминает, что солнечная тень – «это не просто тень, это связь с Солнцем, движение светил, музыка сфер! Глядя на эту тень, мы наблюдаем Космос». Солнечные часы в форме крыла вместе с тенью являют фигуру двуглавого орла: одна часть из металла, другая– эфемерная тень. Солнечные часы, одновременно элемент садово-парковой архитектуры и символ Восточно- римской империи, соединяют нас с ходом истории, позволяют мысленно наблюдать настоящее, прошлое и будущее.
Дмитрий Жуков «Французский DE SAD» – из коллекции «ИНТЕКО». ДляЖК WEST GARDEN (ул. Минская, д. 1г). Боскета – стены из подстриженных старых, разросшихся кустов. Обрезая лишнее, садовник создает красивую форму. Но жизнь берет свое, и боскета расцветает свежей зеленью. Созданная Дмитрием Жуковым двустворчатая боскета из кованой стали обвита со всех сторон горельефом из ветвей и листьев. Художник убежден, что после обрезки жизнь прорывается в ветках с удвоенной силой. Одновременно массивная и воздушная стальная боскета Жукова – это своего рода монумент жизни, побеждающей в любых искусственных формах.
Аристарх Чернышев «Античная голова»– из коллекции «ИНТЕКО». Для жилого комплекса (ул. Сергея Макеева, д. 11). Классическое искусство и современность соединяются в изготовленной из стеклопластика «Античной голове». Прообразом для работы послужила гипсовая копия бюста Александра Македонского. Черты лица стерты, вместо них – бесконечно вращающийся знак перезагрузки, один из символом современности. Совмещение знаков античнойи цифровой эры создает новый контекст для памятников минувших эпох, предлагает задуматься о судьбе монументов. Что будет с ними через 10, 20, 100 лет? Установка памятников сегодня вызывает жаркие дискуссии и идея постоянной перезагрузки ценностей, по мнению художника, снимает остроту вопросов идеологического свойства.
Ринат Волигамси «Звезда» – из коллекции «ИНТЕКО». Для клубных домов «Садовые кварталы» (ул. Ефремова, д. 10). Первоначально придуманная в миниатюре пятиконечная каноническая звезда трансформируется в невиданный кристалл, но важнейший символ отечественной истории остается незыблемым. Художник работает с символами прошлого, и проржавевшие железные конструкции начинают звучать новыми смыслами, обретают метафизическую динамику. По словам автора, «бесконтрольное наблюдение за происходящим» помогает ощутить течение времени.
Роман Ермаков «Стабильная композиция» – из коллекции «ИНТЕКО». Для ЖК «Вестердам» (Аминьевское ш., д. 4а). «Стабильная композиция» – часть проекта «Танцующая ось пятого измерения», в котором художник представил серию скульптур для Москвы. По идее автора, все скульптуры проекта – обитатели пятого измерения, где они могут безгранично менять конфигурации, цвета и взаимодействовать между собой. При переходе в наш, трехмерный мир они, подверженные действию силы тяжести и другим законам физики, застывают, обретая статичность скульптурного объекта. Представленная на выставке скульптура – исключение. Она и в пятом измерении стабильна и неизменна. Благодаря внутренней энергии собранности и стойкости она помогает совершить переход между мирами.
Василиса Прокопчук и Евгений Брагин «Непроходимая чаща» –для фестиваля «Архстояние» (деревня Никола-Ленивец). Василиса Прокопчук и Евгений Брагин, победители открытого конкурса на инклюзивный объект для «Архстояния» 2021 года, разработали интерактивную инсталляцию «Непроходимая чаща», представляющую собой конструкцию с подвижными стенами из свисающих «ветвей». У человека всего пять органов чувств. Однако, помимо них, ему присуще внутреннее чувство пространства. Прогуливаясь по незнакомым лесным массивам, можно легко потерять визуальные и звуковые ориентиры, будь то пересекающиеся тропинки, треск дерева или далекие звуки трассы. Доверяя интуиции, человек способен найти выход из самой непроходимой чащи. Прокладывая путь сквозь подвижные стены веток инсталляции, зрители будут учиться больше доверять среде, развивать интуицию и всегда видеть выход.
Материал: News-w.org / Наталья Логинова.
Фото: пресс-служба «ИНТЕКО»
Обсудить
Читайте также:
Комментарии (0)