1 октября в Международный день музыки состоялась премьера иммерсивного музыкального спектакля «Детский альбом Чайковского» – ко-продукции Нового Театра под руководством Эдуарда Боякова и Московского оперного дома.
Московский оперный дом и его руководитель режиссер Александр Легчаков известны как создатели оригинальных иммерсивных версий музыкальной оперной классики – «Пиковой дамы» и «Иоланты». На этот раз Легчаков предлагает зрителям семейный спектакль, который будет интересен самым маленьким зрителям. В его основе – «Детский альбом» Петра Ильича Чайковского, выдающийся образец музыки для детей.
Главная резиденция Нового Театра – историческая усадьба Салтыковых-Чертковых – превращена в волшебное пространство, погружающее маленьких зрителей и их родителей в оживший мир музыки. Всего 70 зрителей – взрослых и детей – отправились в путешествие по залам и анфиладам усадьбы в сопровождении живого камерного оркестра.
Представление началось с мастер-класса, в котором дети под руководством художника-аниматора смастерили разные поделки. Чуть позже в Готическом зале дети подарят их своим родителям. А родители, придя в Готический зал, будут удивлены: на широком подиуме в центе зала дети встречают их… лежа на белоснежных подушках и одеялах. Затем они пробуждаются ото сна, и прекрасная Фея Музыки начинает творить чудеса.
«Детский альбом Чайковского» – спектакль-игра. Это представление, в котором маленькие зрители становятся артистами и музыкантами, а взрослые не только следят за сказочным действием с ожившей куклойМашей, стойкими деревянными солдатиками и живым оркестром из восьми музыкантов, играющих на акустических классических инструментах, но и с нежностью наблюдают за своими детьми, погруженными в настоящее творчество.
Атмосфера старинной усадьбы, уютные залы, эффект живого пламени в каминах, акустический звук скрипки, виолончели, фортепиано, профессиональныйоперный вокал – без микрофонов, без фонограмм,небольшое количество публики, –все это вместе порождало ощущение, что люди собрались не на спектакль, а наприем в гостеприимный дом, где радушные хозяева сумели создать удивительную душевную обстановку, наполненную гениальной музыкой Чайковского.
Эдуард Бояков, художественный руководитель Нового Театра:
Есть знаменитый афоризм, который приписывают Горькому, Чуковскому, а в применении к театру – Станиславскому. Смысл его в том, что для детей надо все делать (писать книги, ставить спектакли, играть на сцене и пр.) так же, как для взрослых, только лучше. И кому бы он не принадлежал – согласимся с ним безоговорочно. Спектакли для семейного просмотра – а именно таким является «Детский альбом Чайковского» – редкость в театральном пространстве. Такие спектакли делаются не для того, чтобы родители могли на какое-то время «избавиться» от ребенка, занявшись своими делами, а наоборот – посвятить детям себя, пережить совместный художественный опыт, иметь возможность его обсудить, обменяться мнениями. Современные дети имеют слишком мало поводов для общения с родителями – мы даем им такой повод.
«Детский альбом» Петра Ильича Чайковского – особое произведение. Здесь важен сам жанр – альбом – который имеет огромный культурный бэкграунд, начиная от Нотной тетради Анны Магдалены Бах, здесь и традиции альбомов XIX века, в которых великие поэты оставляли свои автографы. Фигура Чайковского в мировой культуре уникальна: он стал той вершиной в музыкальной эстетике, за которой началось постепенное разрушение – мелодизма, тональности, гармонии, классической формы. Чайковский умел выразить самые трагические смыслы, оставаясь на территории прекрасного. Поэтому погружение детей в музыку Чайковского совершенно необходимо для их личностного роста.
Выбор партнера для реализации этого проекта был не случаен: Александр Легчаков – один из немногих сегодня профессионалов, которым подвластно работа с классикой современным языком. Когда-то он удивил всех своей хип-хоперой «Копы в огне», которая до сих пор не имеет аналогов. А затем состоялась променад-опера «Пиковая дама» Чайковского – первый в миреиммерсивный оперный спектакль, в котором были соблюдены самые передовые принципы иммерсивности, но при этом не поврежден ни жанр классической оперы, ни – что главное – смыслы, заложенные композитором в этом гениальном произведении.
Александр Легчаков, автор идеи, режиссер-постановщик:
Идея сделать спектакль пришла от самого Петра Ильича, который в этом цикле выстроил настоящую драматургическую концепцию. Пьесы идут в определенной последовательности: это один день ребенка. От начала до конца мы видим цепочку событий – от утренней молитвы до вечернего благодарения Бога. Я почувствовал этот объем – эту разработанную композитором драматургию. Мне не хватало текста для того, чтобы воплотить ее в театральном действии. И я стал его искать. Обнаружив замечательные стихи Виктора Лунина, я поразился тому, насколько он проникся образами цикла, насколько тонко и максимально чисто подобрал к ним слова. Есть ощущение, что во времени протягиваются ниточки: Чайковский пишет музыку, проходит 100 лет и поэт сочиняет слова к этой музыке. И вот еще четверть века – и рождается спектакль. Тексты Лунина не просто адекватны этим пьесам – они раскрашивают их, украшают. А главное – позволяют исполнить их вокально. С пением «Детский альбом» приобретает новое измерение.
Виктор Лунин, автор стихов:
Я поздравляю всех с мировой премьерой – ведь объективно это так и есть: впервые музыка «Детского альбома» Чайковского превратилась в спектакль. И вслед за «Щелкунчиком» станет еще одним музыкальным представлением на основе сочинения Чайковского, в котором прекрасная музыка сочетается с чудом, сказкой, темой любви, которая и есть волшебство.
Когда-то мне очень захотелось написать стихи к каждой пьесе «Детского альбома». И я сделал это, уже тогда понимая, что последовательность пьес выстраивается в историю, у которой есть все, что должно быть в пьесе: завязка, развитие, кульминация, финал. Сегодня в день премьеры мне радостно, что режиссер Александр Легчаков поставил спектакль не только по музыке, но и по стихам. Мы видели сегодня, как дети реагируют – они с удовольствием включаются, входят в эту игру, танцуют, поют, в полной мере становясь участниками этого путешествия в мир музыки и любви.
Музыка Петра Ильича Чайковского.
Стихи Виктора Лунина.
Автор идеи, режиссер-постановщик Александр Легчаков.
Художник Анна Горбас.
СолисткаМария Геворгян.
Камерный оркестр Московского Оперного Дома.
Хор Московского Оперного Дома.
Следующий спектакльв октябре – 22 октября 2023 г.
Билеты на сайте Нового Театра: https://newtheatre.ru/spektakli/chajkovskij
Продолжительность спектакля: 60 минут без антракта
Место: Мясницкая ул., 7, стр. 2, главная резиденция Нового Театра Усадьба Салтыковых-Чертковых.
Попечительский совет Нового Театра:
И.Г.Кудряшкин, коммерческий директор УГМК
В.Г.Лобов, президент корпорации «Синергия»
К.А.Бабкин, председатель Московского экономического форума
Е.А.Сиркен, директор фонда Института Культурной Политики
Контакты для аккредитации:Марианна Власова v_mass@mail.ru
Материал: News-w.org / Сергей Коннов по материалам пресс-службы
Московский оперный дом и его руководитель режиссер Александр Легчаков известны как создатели оригинальных иммерсивных версий музыкальной оперной классики – «Пиковой дамы» и «Иоланты». На этот раз Легчаков предлагает зрителям семейный спектакль, который будет интересен самым маленьким зрителям. В его основе – «Детский альбом» Петра Ильича Чайковского, выдающийся образец музыки для детей.
Главная резиденция Нового Театра – историческая усадьба Салтыковых-Чертковых – превращена в волшебное пространство, погружающее маленьких зрителей и их родителей в оживший мир музыки. Всего 70 зрителей – взрослых и детей – отправились в путешествие по залам и анфиладам усадьбы в сопровождении живого камерного оркестра.
Представление началось с мастер-класса, в котором дети под руководством художника-аниматора смастерили разные поделки. Чуть позже в Готическом зале дети подарят их своим родителям. А родители, придя в Готический зал, будут удивлены: на широком подиуме в центе зала дети встречают их… лежа на белоснежных подушках и одеялах. Затем они пробуждаются ото сна, и прекрасная Фея Музыки начинает творить чудеса.
«Детский альбом Чайковского» – спектакль-игра. Это представление, в котором маленькие зрители становятся артистами и музыкантами, а взрослые не только следят за сказочным действием с ожившей куклойМашей, стойкими деревянными солдатиками и живым оркестром из восьми музыкантов, играющих на акустических классических инструментах, но и с нежностью наблюдают за своими детьми, погруженными в настоящее творчество.
Атмосфера старинной усадьбы, уютные залы, эффект живого пламени в каминах, акустический звук скрипки, виолончели, фортепиано, профессиональныйоперный вокал – без микрофонов, без фонограмм,небольшое количество публики, –все это вместе порождало ощущение, что люди собрались не на спектакль, а наприем в гостеприимный дом, где радушные хозяева сумели создать удивительную душевную обстановку, наполненную гениальной музыкой Чайковского.
Эдуард Бояков, художественный руководитель Нового Театра:
Есть знаменитый афоризм, который приписывают Горькому, Чуковскому, а в применении к театру – Станиславскому. Смысл его в том, что для детей надо все делать (писать книги, ставить спектакли, играть на сцене и пр.) так же, как для взрослых, только лучше. И кому бы он не принадлежал – согласимся с ним безоговорочно. Спектакли для семейного просмотра – а именно таким является «Детский альбом Чайковского» – редкость в театральном пространстве. Такие спектакли делаются не для того, чтобы родители могли на какое-то время «избавиться» от ребенка, занявшись своими делами, а наоборот – посвятить детям себя, пережить совместный художественный опыт, иметь возможность его обсудить, обменяться мнениями. Современные дети имеют слишком мало поводов для общения с родителями – мы даем им такой повод.
«Детский альбом» Петра Ильича Чайковского – особое произведение. Здесь важен сам жанр – альбом – который имеет огромный культурный бэкграунд, начиная от Нотной тетради Анны Магдалены Бах, здесь и традиции альбомов XIX века, в которых великие поэты оставляли свои автографы. Фигура Чайковского в мировой культуре уникальна: он стал той вершиной в музыкальной эстетике, за которой началось постепенное разрушение – мелодизма, тональности, гармонии, классической формы. Чайковский умел выразить самые трагические смыслы, оставаясь на территории прекрасного. Поэтому погружение детей в музыку Чайковского совершенно необходимо для их личностного роста.
Выбор партнера для реализации этого проекта был не случаен: Александр Легчаков – один из немногих сегодня профессионалов, которым подвластно работа с классикой современным языком. Когда-то он удивил всех своей хип-хоперой «Копы в огне», которая до сих пор не имеет аналогов. А затем состоялась променад-опера «Пиковая дама» Чайковского – первый в миреиммерсивный оперный спектакль, в котором были соблюдены самые передовые принципы иммерсивности, но при этом не поврежден ни жанр классической оперы, ни – что главное – смыслы, заложенные композитором в этом гениальном произведении.
Александр Легчаков, автор идеи, режиссер-постановщик:
Идея сделать спектакль пришла от самого Петра Ильича, который в этом цикле выстроил настоящую драматургическую концепцию. Пьесы идут в определенной последовательности: это один день ребенка. От начала до конца мы видим цепочку событий – от утренней молитвы до вечернего благодарения Бога. Я почувствовал этот объем – эту разработанную композитором драматургию. Мне не хватало текста для того, чтобы воплотить ее в театральном действии. И я стал его искать. Обнаружив замечательные стихи Виктора Лунина, я поразился тому, насколько он проникся образами цикла, насколько тонко и максимально чисто подобрал к ним слова. Есть ощущение, что во времени протягиваются ниточки: Чайковский пишет музыку, проходит 100 лет и поэт сочиняет слова к этой музыке. И вот еще четверть века – и рождается спектакль. Тексты Лунина не просто адекватны этим пьесам – они раскрашивают их, украшают. А главное – позволяют исполнить их вокально. С пением «Детский альбом» приобретает новое измерение.
Виктор Лунин, автор стихов:
Я поздравляю всех с мировой премьерой – ведь объективно это так и есть: впервые музыка «Детского альбома» Чайковского превратилась в спектакль. И вслед за «Щелкунчиком» станет еще одним музыкальным представлением на основе сочинения Чайковского, в котором прекрасная музыка сочетается с чудом, сказкой, темой любви, которая и есть волшебство.
Когда-то мне очень захотелось написать стихи к каждой пьесе «Детского альбома». И я сделал это, уже тогда понимая, что последовательность пьес выстраивается в историю, у которой есть все, что должно быть в пьесе: завязка, развитие, кульминация, финал. Сегодня в день премьеры мне радостно, что режиссер Александр Легчаков поставил спектакль не только по музыке, но и по стихам. Мы видели сегодня, как дети реагируют – они с удовольствием включаются, входят в эту игру, танцуют, поют, в полной мере становясь участниками этого путешествия в мир музыки и любви.
Музыка Петра Ильича Чайковского.
Стихи Виктора Лунина.
Автор идеи, режиссер-постановщик Александр Легчаков.
Художник Анна Горбас.
СолисткаМария Геворгян.
Камерный оркестр Московского Оперного Дома.
Хор Московского Оперного Дома.
Следующий спектакльв октябре – 22 октября 2023 г.
Билеты на сайте Нового Театра: https://newtheatre.ru/spektakli/chajkovskij
Продолжительность спектакля: 60 минут без антракта
Место: Мясницкая ул., 7, стр. 2, главная резиденция Нового Театра Усадьба Салтыковых-Чертковых.
Попечительский совет Нового Театра:
И.Г.Кудряшкин, коммерческий директор УГМК
В.Г.Лобов, президент корпорации «Синергия»
К.А.Бабкин, председатель Московского экономического форума
Е.А.Сиркен, директор фонда Института Культурной Политики
Контакты для аккредитации:Марианна Власова v_mass@mail.ru
Материал: News-w.org / Сергей Коннов по материалам пресс-службы
Обсудить
Читайте также:
20 апрель 2023, Четверг
Премьера комедии Ж.-Б. Мольера «Скупой» в Новом Театре под руководством Эдуарда Боякова
Комментарии (0)