В научно-культурном центре «Музей им. В.И. Ленина» открылась выставка «Наш Парфенон», посвященная автору проекта здания Леониду Павлову. Музейщики представили редкие фотографии и документы, а также альтернативные проекты мемориального музея.
С 1960-х годов в стране и за рубежом постепенно начиналось возведение масштабных Ленинских мемориальных комплексов специальной постройки. Объект в Горках Ленинских стал последним ленинским музеем Советского Союза, без сомнения, своеобразной вершиной идеологического искусства и одновременно – исключительно ярким памятником эпохи.
В начале 1972 года комиссия ЦК КПСС рекомендовала создание в Горках мемориального ленинского заповедника. В июле этого же года вышло соответствующее постановление ЦК партии, а 4 ноября Совет Министров РСФСР принял Постановление о создании Государственного исторического заповедника «Горки Ленинские».
Проект нового музейного комплекса был разработан мастерской «Моспроекта-2» под руководством Леонида Николаевича Павлова. Автор работал над проектом в течение более 10 лет и создал настоящий архитектурный шедевр. Сам архитектор называл его «Мой Парфенон».
– Нам показалось интересным представить на неизвестные архитектурные документы, связанные с проектированием здания Музея Владимира Ильича Ленина, фотографии Леонида Павлова, восходящие к его семье, а также некоторые альтернативные варианты мемориального музея, – рассказал куратор выставки Борис Власов. – В 1968 году 12 творческих групп соревновались друг с другом в проектировании этого объекта. На выставке мы представили два конкурсных планшета, которые нам передала семья Николая Сукояна. Нам показалось важным объединить на выставке «павловский» проект и альтернативные варианты, которые в то время рассматривались в московской архитектурной среде.
Леонид Николаевич Павлов так пояснял, к чему стремилась авторская группа архитекторов: – «Данная композиция Мемориального музея основана на сочетании десяти кубов, каждый из них равен классическому русскому размеру (6х6х6 саженей), принятому за основу при строительстве каменных церквей (храм Покрова на Нерли, Дмитровский собор во Владимире и многие другие). Прежде всего, авторы пытались найти единую систему пропорционального строя. Именно поэтому архитекторы обратились к древнему зодчеству с его безупречными по красоте и простоте пропорциями. В результате стало возможным подчинить все детали единой идее создания образа сооружения, способного в монументальных формах архитектуры увековечить память Владимира Ильича».
По мнению автора, выступавший из здания портик с колоннами (входная зона здания) отсылал к ленинским беседкам в парке Горок, а каждая архитектурная часть должна была напоминать, но не копировать Мавзолей. Пять архитектурных «кубов», в которых планировалось размещение экспозиции, должны были быть облицованы красным гранитом. Но при строительстве от этой идеи отказались, оставив красными только архитектурные элементы между основными конструкциями. Здание и экспозиция были открыты и приняли первых посетителей к 70 годовщине Октябрьской революции – в ноябре 1987 года.
Выставка Наш Парфенон будет работать в научно-культурном центре «Музей им. В.И. Ленина» до 20 января 2024 года.
Материал: News-w.org / Гульзифа Аджигитова по материалам пресс-службы
Фото: пресс-служба
С 1960-х годов в стране и за рубежом постепенно начиналось возведение масштабных Ленинских мемориальных комплексов специальной постройки. Объект в Горках Ленинских стал последним ленинским музеем Советского Союза, без сомнения, своеобразной вершиной идеологического искусства и одновременно – исключительно ярким памятником эпохи.
В начале 1972 года комиссия ЦК КПСС рекомендовала создание в Горках мемориального ленинского заповедника. В июле этого же года вышло соответствующее постановление ЦК партии, а 4 ноября Совет Министров РСФСР принял Постановление о создании Государственного исторического заповедника «Горки Ленинские».
Проект нового музейного комплекса был разработан мастерской «Моспроекта-2» под руководством Леонида Николаевича Павлова. Автор работал над проектом в течение более 10 лет и создал настоящий архитектурный шедевр. Сам архитектор называл его «Мой Парфенон».
– Нам показалось интересным представить на неизвестные архитектурные документы, связанные с проектированием здания Музея Владимира Ильича Ленина, фотографии Леонида Павлова, восходящие к его семье, а также некоторые альтернативные варианты мемориального музея, – рассказал куратор выставки Борис Власов. – В 1968 году 12 творческих групп соревновались друг с другом в проектировании этого объекта. На выставке мы представили два конкурсных планшета, которые нам передала семья Николая Сукояна. Нам показалось важным объединить на выставке «павловский» проект и альтернативные варианты, которые в то время рассматривались в московской архитектурной среде.
Леонид Николаевич Павлов так пояснял, к чему стремилась авторская группа архитекторов: – «Данная композиция Мемориального музея основана на сочетании десяти кубов, каждый из них равен классическому русскому размеру (6х6х6 саженей), принятому за основу при строительстве каменных церквей (храм Покрова на Нерли, Дмитровский собор во Владимире и многие другие). Прежде всего, авторы пытались найти единую систему пропорционального строя. Именно поэтому архитекторы обратились к древнему зодчеству с его безупречными по красоте и простоте пропорциями. В результате стало возможным подчинить все детали единой идее создания образа сооружения, способного в монументальных формах архитектуры увековечить память Владимира Ильича».
По мнению автора, выступавший из здания портик с колоннами (входная зона здания) отсылал к ленинским беседкам в парке Горок, а каждая архитектурная часть должна была напоминать, но не копировать Мавзолей. Пять архитектурных «кубов», в которых планировалось размещение экспозиции, должны были быть облицованы красным гранитом. Но при строительстве от этой идеи отказались, оставив красными только архитектурные элементы между основными конструкциями. Здание и экспозиция были открыты и приняли первых посетителей к 70 годовщине Октябрьской революции – в ноябре 1987 года.
Выставка Наш Парфенон будет работать в научно-культурном центре «Музей им. В.И. Ленина» до 20 января 2024 года.
Материал: News-w.org / Гульзифа Аджигитова по материалам пресс-службы
Фото: пресс-служба
Обсудить
Читайте также:
Комментарии (0)