18+


25 апрель 2022, Понедельник
557
0
Поэзия пластики Максима Аверина.Революционная премьера Театра сатиры[/b].
На днях в Театре сатиры состоялась долгожданная премьера – Арбенин. Маскарад без слов в постановке Сергея Землянского. Сергей Юрьевич – мастер рассказывать театральные истории без слов: это уже двадцатая, юбилейная, его постановка такого рода: отсчёт ведётся от «Материнского поля» в филиале Театра им. А.С. Пушкина. Со всеми чувственными метаморфозами лермонтовских героев Землянский взаимодействует без текста, работая в уникальном жанре wordless-drama.

Задача была вдвойне сложной, ведь на сцене впервые объединились две труппы (Московского академического театра сатиры и Прогресс Сцены Армена Джигарханяна), причём первая репетиция состоялась лишь 11 января этого года. Слияние театров де-факто ожидается через месяц, и этот спектакль – первая работа нового театра.
На премьере зрителей ожидал сюрприз: на сцену вышло руководство театра – президент Александр Ширвиндт и художественный руководитель Сергей Газаров. Сергей Ишханович позавидовал собравшимся, ведь их ожидает великолепное, ни на что не похожее зрелище. Александр Анатольевич, одно появление которого вызвало восторг публики, в одному ему свойственной манере значительно молчал и, конечно же, шутил. А затем открылся занавес, и началось волшебство.
На сцене двое – Арбенин и Нина. В роли Арбенина – Максим Аверин, и этим все сказано. Максим – большой драматический артист, которому подвластно практически все, а еще он прекрасно поет, органично двигается, пишет искренние глубокие стихи… А теперь еще и поэтически танцует. «Арбенин – это моя кармическая роль, – признается актер, – Когда я 15 лет назад играл ее в «Сатириконе», чувствовал, что к ней еще вернусь. Поэзия Лермонтова звучит у меня внутри, поэтому слова уже не нужны». Но сразу же оговаривается: «Это не танцы и не балет, а поэтический спектакль. И хотя там нет ни одного слова, он действительно поэтический благодаря движению, в том числе движению души». И вспоминает слова великой Майи Плисецкой: «Все танцуют под музыку, а я танцую музыку».
«Арбенин. Маскарад без слов» – спектакль пластический. И хотя создатели отвергают слово «танцы», поверьте, танцуют они вполне профессионально! Три месяца практически ежедневных репетиций не прошли даром.
Премьеру играли два вечера подряд – 21 и 22 апреля. Первый день – один актерский состав, второй – другой. Меняются исполнители роли Нины, князя Звездича, баронессы Штраль… И только Арбенин один. И хотя Максим Аверин гораздо взрослее своих юных партнеров, играет он без дублеров: «Я старше, мне труднее, но я кайфую». А на вопрос: «Что было сложнее всего? – пожимает плечами: «Если я это сделал, значит мне уже не сложно». После второго дня мы спросили у Максима, ощущает ли он разницу между двумя премьерными спектаклями, и получили ответ: «Спектакль не бывает похож один на другой. Это такая живая материя, рукотворная и невероятная, которую нельзя предугадать и прогнозировать, можно только любить, наслаждаться и дарить. Не могу сказать, какой спектакль был лучше – я доволен каждым из них. Все получилось».
Моряна Анттонен-Шестакова первый раз предстала перед зрителями в роли Нины во второй день премьеры (в первый ее играла Майя Горбань). После спектакля юная актриса светилась от радости и не скрывала своих чувств: «Я мечтала поработать с Сергеем Землянским, и когда узнала, что мне предстоит играть в «Маскараде», да еще в роли Нины, испытала невероятное счастье. Все это время я жила в ожидании премьеры, и вот свершилось. Конечно, я волновалась, но, когда я вышла на сцену и увидела полный зал, все мои переживания трансформировались в какую-то другую энергию, открылось второе, третье, четвертое дыхание. Это большое счастье – играть Нину! Тем более, когда рядом партнер, с которым можно кинуться во что угодно, потому что знаешь, что он всегда поймает и поможет».
Сценография и вид артистов, столь непривычные для сцены Театра сатиры, поражают уже в первые минуты: Сергей Газаров пригласил Максима Обрезкова, художника-волшебника из Театра Вахтангова. Гостей на балу изображают ростовые куклы, у которых вместо лиц – гипертрофированно большие, кажущиеся фарфоровыми, головы пупсов. По задумке постановщика, такие необычные маски символизируют «то ли детские мечты, то ли кошмары, то ли что-то утраченное». Голос ребенка, в самые драматичные моменты переходящий в плач, слышится и в музыке Павла Акимкина, специально написанной для этого спектакля – нервной, живой, современной и вполне выдерживающей «соревнование» с самим Хачатуряном. На огромную разбитую голову-маску взбирается Нина, незаслуженно обиженная подозрениями мужа. И застывает на ее вершине девочкой на шаре – хрупкая, беззащитная и уже почти раздавленная жестокостью и бездушием этого мира.
«В XXI веке мы стали фарфоровыми, искусственными, – считает Максим Аверин, – Как человеку пробиться сквозь маски? Каждый день мы сталкиваемся с непреодолимой несправедливостью мира. Вот и у Нины разбилась фарфоровая мечта о счастье. А в результате – разрушенная жизнь всех персонажей, не только моего героя. Арбенину любовь была дана как спасение, но он не справился с искушением и усомнился в этом божьем даре. Вот что самое страшное!»
В постановке задействованы: Артемий Соколов-Савостьянов (молодой Арбенин), Любовь Козий/ Зоя Бербер (баронесса Штраль), Кристина Исайкина/ Валерия Моисеева (молодая баронесса Штраль), Максим Демченко/ Илья Малаков (князь Звездич), Иван Михайловский/ Антон Буглак (Казарин), Виталий Четков/ Станислав Буров (Шприх) и другие.
Но как бы ни были хороши молодые партнеры, внимание зрителей приковано к игре Максима Аверина. Сколько внутреннего накала, чувств, скрытых переживаний в каждом его движении, взгляде, позе! Посмотрите на фото - сколько экспрессии, чувственности, скрытой ревности в его дуэте с Ниной! Или чего только стоит мизансцена с роковым, порочащим Нину письмом, которое он, как ядовитого скорпиона, безуспешно пытается стряхнуть с руки, но оно как будто прилипло намертво… Очень точная метафора неотвратимости судьбы, родившаяся, по признанию артиста, только на финальной репетиции. Впрочем, все в этом спектакле «сочинялось в ходе общего творческого взрыва и желания».
И результат не заставил себя ждать: оба премьерных дня зрители аплодировали стоя и долго не отпускали артистов. Премьера состоялась. Браво, Сатира!

Материал: News-w.org / Светлана Юрьева
Фото: News-w.org / Сергей Виноградов
Поэзия пластики Максима Аверина.Поэзия пластики Максима Аверина.Поэзия пластики Максима Аверина.Поэзия пластики Максима Аверина.Поэзия пластики Максима Аверина.Поэзия пластики Максима Аверина.Поэзия пластики Максима Аверина.Поэзия пластики Максима Аверина.Поэзия пластики Максима Аверина.Поэзия пластики Максима Аверина.Поэзия пластики Максима Аверина.Поэзия пластики Максима Аверина.Поэзия пластики Максима Аверина.Поэзия пластики Максима Аверина.Поэзия пластики Максима Аверина.Поэзия пластики Максима Аверина.Поэзия пластики Максима Аверина.Поэзия пластики Максима Аверина.Поэзия пластики Максима Аверина.Поэзия пластики Максима Аверина.Поэзия пластики Максима Аверина.Поэзия пластики Максима Аверина.Поэзия пластики Максима Аверина.Поэзия пластики Максима Аверина.Поэзия пластики Максима Аверина.Поэзия пластики Максима Аверина.Поэзия пластики Максима Аверина.Поэзия пластики Максима Аверина.Поэзия пластики Максима Аверина.Поэзия пластики Максима Аверина.Поэзия пластики Максима Аверина.Поэзия пластики Максима Аверина.Поэзия пластики Максима Аверина.Поэзия пластики Максима Аверина.Поэзия пластики Максима Аверина.
Обсудить

Читайте также:

Театр Сатиры открыл сезон
16 сентябрь 2020, Среда
Театр Сатиры открыл сезон
«ШАХМАТЫ» уже скоро!
16 октябрь 2020, Пятница
«ШАХМАТЫ» уже скоро!
Добавить комментарий
Комментарии (0)