Для москвичей и гостей столицы - знаменитые французские салоны теперь в Пушкинском музее. Здесь открылась новая экспозиция: «"Салоны" Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века». Через три месяца выставка переедет в Санкт-Петербург в Эрмитаж.
Произведения Буше, Ланкре, Фольконе, Давида - всего 250 экспонатов: картины, скульптуры, книги. Их собирали по всей стране - из фондов 15 музеев, архивов и библиотек.
Масштабный проект, организованный совместно с Государственным Эрмитажем под эгидой Комиссии по культуре Просвещения Научного совета РАН «История мировой культуры» впервые представил российскому зрителю историю знаменитых выставок современного искусства, регулярно проводившихся Королевской академией живописи и скульптуры в Париже. В основе экспозиции – произведения живописи, графики, скульптуры, нумизматики и декоративно-прикладного искусства, связанные с Салонами XVIII века.
Проект представляет историю Салонов XVIII века, где демонстрировалось актуальное искусство того времени – лучшие образцы творчества художников, специально отбиравших свои работы для показа. Это не только картины, но и произведения скульптуры, графики, нумизматики и шпалерного ткачества. Перед зрителем предстанет панорама французского искусства XVIII века – от зарождавшегося стиля рококо до неоклассицизма конца столетия, помогающая по-новому взглянуть на эпоху Просвещения в целом. Многие экспонаты были специально отреставрированы для этого проекта, часть впервые будет показана с новой атрибуцией. Благодаря «Салонам» Дени Дидро, у зрителя есть прекрасная возможность посмотреть на произведения глазами одного из ведущих философов и критиков эпохи Просвещения. Именно «Салоны» Дидро как образец жанра и документ эпохи формируют «сюжет» выставки.
Настоящий проект охватывает разные этапы истории выставок Королевской академии живописи и скульптуры. Открывает его раздел, рассказывающий о первых Салонах: от выставок в Пале-Рояле и Большой галерее Лувра до луврского Квадратного салона, давшего название самим экспозициям. На одной из стен воссоздана развеска, господствовавшая в Квадратном салоне в XVIII столетии. Инсталляция призвана продемонстрировать принципы шпалерной развески и вертикальной иерархии жанров. Портрет дофина Людовика работы Луи Токке указывает на королевский патронаж: изображение короля или его родственников всегда занимало центральное место в экспозициях Лувра. Верхние ярусы отведены большим религиозным и мифологическим композициям Л. де Булоня, П.Ж. Каза и К. Ван Лоо; на уровне глаз зрителя размещены картины небольшого формата Ж.-Б. Сантерра, Н. Ланкре, Ф. Буше и Ф. Дюмона, относящиеся к «низким» жанрам, – портреты, жанровые сцены и пейзажи, экспонировавшиеся на Салонах разных лет. Чтобы дать зрителю представление об уникальности принципов экспонирования произведений на луврских выставках, кураторы включили в экспозицию картины, рисунки и гравюры старых мастеров, изображающие реальные и воображаемые картинные галереи, кабинеты коллекционеров или лавки торговцев искусством.
Экспозиция следующих залов посвящена знаменитым «Салонам» Дидро – критическим обзорам выставок в Лувре, которые затрагивали вопросы не только истории искусства, но также эстетики и философии. Этот раздел включает как произведения искусства, так и редкие образцы художественной критики XVIII столетия и экземпляры рукописного журнала «Литературная корреспонденция», для которого и предназначались обзоры философа. Критические тексты Дидро экспонируются рядом с произведениями, которым они посвящены, демонстрируя связь между текстом и визуальным образом. В разделе будут также показаны каталоги Салонов. Они представляли собой небольшой буклет с указанием имен художников и их произведений (без иллюстраций). Каталоги имели титульный лист, где вплоть до 1791-го говорилось о привилегиях, пожалованных королем Академии, а также указывались дата открытия и продолжительность Салона. На выставке в Пушкинском музее будут представлены экземпляры livrets XVIII века.
Продолжит экспозицию воображаемый кабинет философа, задуманный кураторами в качестве смыслового центра проекта. Насыщенное деталями описание кабинета в доме на улице Таранн в Париже, данное Дидро в сочинении «Плач по моему старому халату. Тем, у кого больше вкуса, чем богатства», позволило в свободной форме воссоздать в музейном зале рабочее пространство мыслителя. Этот раздел выставки расскажет о Дидро как о коллекционере и наделенном благородным вкусом частном человеке, к чьим суждениям прислушивалась просвещенная Европа. Здесь также будут показаны книги из библиотеки Дидро, приобретенной императрицей Екатериной II в 1765 году. Помимо выплаченных ему тогда же средств, философу была назначена пенсия как «библиотекарю Ее Величества», книги же оставались у бывшего владельца до конца его дней. Библиотека прибыла в Эрмитаж только в 1785 году – по соглашению с дочерью и наследницей Дидро, Мари Анжеликой де Вандёль.
Экспозиция последнего зала познакомит посетителей с историей Салонов после Дидро – с выставками, прошедшими с 1783 года до конца XVIII века.
Куратор: Анна Сулимова, заведующая отделом искусства старых мастеров. Научный консультант: С.Я. Карп, руководитель Центра по изучению XVIII века Института всеобщей истории РАН.
Лучшее лето – это лето в Пушкинском музее.
Материал: News-w.org / Наталья Логинова
Фото: News-w.org / Владимир Орехов
Произведения Буше, Ланкре, Фольконе, Давида - всего 250 экспонатов: картины, скульптуры, книги. Их собирали по всей стране - из фондов 15 музеев, архивов и библиотек.
Масштабный проект, организованный совместно с Государственным Эрмитажем под эгидой Комиссии по культуре Просвещения Научного совета РАН «История мировой культуры» впервые представил российскому зрителю историю знаменитых выставок современного искусства, регулярно проводившихся Королевской академией живописи и скульптуры в Париже. В основе экспозиции – произведения живописи, графики, скульптуры, нумизматики и декоративно-прикладного искусства, связанные с Салонами XVIII века.
Проект представляет историю Салонов XVIII века, где демонстрировалось актуальное искусство того времени – лучшие образцы творчества художников, специально отбиравших свои работы для показа. Это не только картины, но и произведения скульптуры, графики, нумизматики и шпалерного ткачества. Перед зрителем предстанет панорама французского искусства XVIII века – от зарождавшегося стиля рококо до неоклассицизма конца столетия, помогающая по-новому взглянуть на эпоху Просвещения в целом. Многие экспонаты были специально отреставрированы для этого проекта, часть впервые будет показана с новой атрибуцией. Благодаря «Салонам» Дени Дидро, у зрителя есть прекрасная возможность посмотреть на произведения глазами одного из ведущих философов и критиков эпохи Просвещения. Именно «Салоны» Дидро как образец жанра и документ эпохи формируют «сюжет» выставки.
Настоящий проект охватывает разные этапы истории выставок Королевской академии живописи и скульптуры. Открывает его раздел, рассказывающий о первых Салонах: от выставок в Пале-Рояле и Большой галерее Лувра до луврского Квадратного салона, давшего название самим экспозициям. На одной из стен воссоздана развеска, господствовавшая в Квадратном салоне в XVIII столетии. Инсталляция призвана продемонстрировать принципы шпалерной развески и вертикальной иерархии жанров. Портрет дофина Людовика работы Луи Токке указывает на королевский патронаж: изображение короля или его родственников всегда занимало центральное место в экспозициях Лувра. Верхние ярусы отведены большим религиозным и мифологическим композициям Л. де Булоня, П.Ж. Каза и К. Ван Лоо; на уровне глаз зрителя размещены картины небольшого формата Ж.-Б. Сантерра, Н. Ланкре, Ф. Буше и Ф. Дюмона, относящиеся к «низким» жанрам, – портреты, жанровые сцены и пейзажи, экспонировавшиеся на Салонах разных лет. Чтобы дать зрителю представление об уникальности принципов экспонирования произведений на луврских выставках, кураторы включили в экспозицию картины, рисунки и гравюры старых мастеров, изображающие реальные и воображаемые картинные галереи, кабинеты коллекционеров или лавки торговцев искусством.
Экспозиция следующих залов посвящена знаменитым «Салонам» Дидро – критическим обзорам выставок в Лувре, которые затрагивали вопросы не только истории искусства, но также эстетики и философии. Этот раздел включает как произведения искусства, так и редкие образцы художественной критики XVIII столетия и экземпляры рукописного журнала «Литературная корреспонденция», для которого и предназначались обзоры философа. Критические тексты Дидро экспонируются рядом с произведениями, которым они посвящены, демонстрируя связь между текстом и визуальным образом. В разделе будут также показаны каталоги Салонов. Они представляли собой небольшой буклет с указанием имен художников и их произведений (без иллюстраций). Каталоги имели титульный лист, где вплоть до 1791-го говорилось о привилегиях, пожалованных королем Академии, а также указывались дата открытия и продолжительность Салона. На выставке в Пушкинском музее будут представлены экземпляры livrets XVIII века.
Продолжит экспозицию воображаемый кабинет философа, задуманный кураторами в качестве смыслового центра проекта. Насыщенное деталями описание кабинета в доме на улице Таранн в Париже, данное Дидро в сочинении «Плач по моему старому халату. Тем, у кого больше вкуса, чем богатства», позволило в свободной форме воссоздать в музейном зале рабочее пространство мыслителя. Этот раздел выставки расскажет о Дидро как о коллекционере и наделенном благородным вкусом частном человеке, к чьим суждениям прислушивалась просвещенная Европа. Здесь также будут показаны книги из библиотеки Дидро, приобретенной императрицей Екатериной II в 1765 году. Помимо выплаченных ему тогда же средств, философу была назначена пенсия как «библиотекарю Ее Величества», книги же оставались у бывшего владельца до конца его дней. Библиотека прибыла в Эрмитаж только в 1785 году – по соглашению с дочерью и наследницей Дидро, Мари Анжеликой де Вандёль.
Экспозиция последнего зала познакомит посетителей с историей Салонов после Дидро – с выставками, прошедшими с 1783 года до конца XVIII века.
Куратор: Анна Сулимова, заведующая отделом искусства старых мастеров. Научный консультант: С.Я. Карп, руководитель Центра по изучению XVIII века Института всеобщей истории РАН.
Лучшее лето – это лето в Пушкинском музее.
Материал: News-w.org / Наталья Логинова
Фото: News-w.org / Владимир Орехов
Обсудить
Читайте также:
15 март 2020, Воскресенье
Выставка «Золотая карта России. Живопись XVIII–XX веков из собрания Чувашского государственного художественного музея»
03 ноябрь 2021, Среда
В пространстве Государственного геологического музея откроется персональная выставка Тимофея Караффа-Корбут
06 апрель 2023, Четверг
Эпоха Григоровича: Бахрушинский открыл в Париже выставку, посвященную великому русскому хореографу
19 март 2021, Пятница
«Придворный костюм середины XIX - начала XX века из собрания Государственного Эрмитажа»
Комментарии (0)