Именно так когда-то сказал о НАРОДНОМ футболисте Федоре Черенкове спортивный журналист и автор нескольких книг о людях игры миллионов Георгий Морозов. Беседуем с автором о его новом издании и книгах, которые останутся в памяти ценителей кожаного мяча.
У вас выходит книга «Спартаковские уроки. Школа современных гладиаторов» - как все происходило: от замысла до готовой бумажной версии?
- Она уже вышла и поступила в магазины. Идея родилась в издательстве «Эксмо», которое уже выпускало детскую книгу о футбольном ЦСКА. Но требовалось не повторить схему на спартаковском материале, а придумать что-то свое.
Мне показалось целесообразным сделать книгу в виде уроков по разным предметам. Всего их десять – математика, литература, русский язык, иностранный язык и так далее. Очень удобно структурировать – пятидневка, по четыре урока ежедневно, каждый предмет повторяется дважды.
В рамках любого из уроков – задания в виде ребусов, шарад, мини-кроссвордов, викторин. А между ними, как бы на переменах, - просто занимательная информация.
В издательстве и ФК «Спартак» такой подход одобрили, и в итоге он был реализован.
Второе название книги – «развивашка». Зачем это и для кого?
- Честно говоря, сам это слово услышал впервые в ходе наших совещаний. Скорее всего, оно взялось из издательского жаргона, когда речь идет о книгах, способствующих развитию детей.
63 тематических ребуса в книге – вы все сами, или вам помогали в их составлении?
- Ребусы удобны тем, что с их помощью можно отобразить любое слово, любую фразу. Вообще давно придерживаюсь принципа: мне необязательно помогать, лишь бы не мешали. Конечно, я только составлял техническое задание, а рисовал художник.
Нас познакомил Борис Духон – ваш соавтор. Каким он был – летописец «Спартака»?
- Если несколькими словами, то Борис был своеобразным человеком, живущим так, как ему хочется. Безусловно, он не единственный летописец, но его интересовало все, со «Спартаком» связанное. Когда по Москве еще массово ходили троллейбусы, то мой соавтор мог пропустить парочку, чтобы сесть непременно в красно-белую машину.
Ваша с Борис Леонидовичем книга «Братья Старостины» из серии ЖЗЛ – это главный книжный труд (из уже написанных и опубликованных) вашей жизни?
- Точнее сказать, самый статусный. К тому же до нашей книги в этой серии вряд ли были другие, где героями оказывались сразу четверо. Поэтому необычность увлекала.
Как вы с Духоном встретились на книжном поприще, и как проходила работа над изданием уникальной реликвии о братьях Старостиных?
- Ну, встретились-то мы скорее на журналистском поприще. Первый совместный книжный опыт датируется 2001 годом, но это был справочник. А на документальную прозу переключились благодаря супруге знаменитого спартаковца Галимзяна Хусаинова. Любовь Леонидовна решила выпустить книгу к 70-летию мужа, и мы взялись за написание.
Что касается «Братьев Старостиных», то нашу работу значительно облегчил Андрей Лавров, родственник героев книги по материнской линии. Он предоставил множество документов, разрешил воспользоваться сайтом, где отображалась история рода. Конечно, мы беседовали с прямыми потомками братьев, с другими людьми, изучали периодику разных лет… В общем, тут не было ничего принципиально нового.
Главные сложности заключались вот в чем. Во-первых, в «Молодой гвардии» нам четко сформулировали задачу: «Вы пишете книгу не для болельщиков». То есть приходилось постоянно следить за балансом, чтобы футбол не перевешивал все остальное.
Во-вторых, если о Николае и Андрее – в силу их публичной деятельности – материалов было с избытком, то об Александре и Петре набиралось значительно меньше. Так что и здесь важно было не допустить перекоса.
Почему в наше время в футболе нет таких братьев Старостиных?
- В наше время вообще меньше подвижников. Конечно же, братья не были бессребрениками. Но все равно их жизнь определяло служение «Спартаку».
Леонид Федун построил дом для «Спартака», но с титулами во времена его правления в клубе, было туговато. Каковы причины такого «коленкора»?
- Видите ли, притягательность «Спартака» вообще никогда не определялась количеством титулов. Например, фанатское движение зародилось в 1972 году, когда команда не попала в десятку. И даже в золотую романцевскую эпоху Александр Нилин сформулировал главное достижение так: «"Спартак" возвращает забытое чувство компании».
Во времена правления Леонида Федуна меня угнетало не отсутствие чемпионских званий, а вечный кадровый круговорот. На разных постах постоянно появлялись новые люди, в том числе и случайные. Размывалось понятие семьи, которую те же Старостины создавали годами.
О чем или о ком ваш «Футбол Юрского периода»?
- «Футбол Юрского периода» - это книга (написана в соавторстве с неколькими коллегами – прим. автора) к 60-летию Юрия Семина, затем дополненная и исправленная к 70-летию.
У ваших книг шикарные названия: «Золотник…», «Баллиста…», «Вечная орбита…», «Причины и следствия…» и «…капитан Советского Союза». Кто и как их придумывал – вы или ваш соавтор?
- Это коллективное творчество, причем свое слово мог сказать и Сергей Веретенников, который занимался всей предпечатной подготовкой. В случае с «Причинами и следствиями Геннадия Логофета» был сложный консенсус, потому как его родные хотели видеть на обложке слово «гол», олицетворявшее инициалы мастера.
Если можно – по нескольку слов о каждом из ваших героев: Хусаинов, Осянин, Папаев, Логофет и Нетто.
- Вы забыли еще Анатолия Исаева, а это был единственный случай в нашей практике, когда в основу легли постоянные беседы с героем. Сам Анатолий Константинович и утверждал окончательный текст.
С другими так не получалось. Игорь Александрович и Геннадий Олегович уже ушли из жизни. Болезнь Галимзяна Салиховича не позволяла обращаться к нему, чтобы записать воспоминания. А Николай Викторович и Виктор Евгеньевич не считали себя персонами, достойными отдельных книг. Но мы с Борисом были другого мнения, и их отказ от сотрудничества не стал препятствием.
Недавно мы с вами были на презентации очередной книги о Федоре Черенкове - вы и для нее придумали название. А кто для вас Федор Черенков?
- Так получилось, что я шесть лет учился за пределами СССР, потом полтора года служил в армии, и за это время игру Федора видел отрывочно. А системно мог следить за ним уже только с середины 1987 года. Но свои впечатления однажды выразил примерно следующими словами: «Черенков заставлял поверить, что футбол придумали в кунцевском дворике».
Как вы относитесь к хейту, который высказывают руководители и представители «Спартака»: «Не каждый имеет право писать о Федоре и о клубе». Так было «сказано» о книгах Михаила Кизилова «Спартак – что в имени твоем?» и Александра Беляева «Федор Черенков, каким вы его не знали»?
- Первую я не читал, поэтому судить не могу. Ко второй имел отношение, и мне не кажется, что это повествование не имеет права на жизнь. Слышал от спартаковских болельщиков и положительные отзывы. Но сколько людей – столько и мнений.
И все же – «Что должен знать настоящий болельщик "Спартака"».
- Вот это название книге дало издательство, и мне оно однозначно не нравится. В первую очередь, из-за слова «должен», да и слово «настоящий» звучит чересчур категорично. Возможно, авторы фразы посчитали, что с коммерческой точки зрения так выгоднее.
Как вы считаете – чрезмерные «усердия» нынешних руководителей и представителей клуба на почве пиара, порой «желтого» до безобразия – не идут ли во вред «Спартаку»?
- В последние годы я не слежу за пиар-политикой клуба. В свое время участвовал в выпусках программ к матчам и клубного журнала, тогда для меня это было актуально.
Ваше отношение к закону о «паспорте болельщика», когда на кубковые матчи можно приходить без оного, на матчи РПЛ – с этой непонятной бумажкой?
- Не оформлял и не собираюсь. Не из солидарности с друзьями-фанатами, а просто потому, что к безопасности на спортивных аренах это имеет мало отношения. Простой довод: почему на футбол без паспорта болельщика нельзя, а на все остальные виды спорта – можно?
Две даты «рождения» прославленного клуба – вы на стороне Бориса Духона, который приверженец даты 1935 года, или тех, которые ратуют за 1922 год?
- Адресовал бы всех к исследованию Юрия Кошеля, вышедшему отдельной брошюрой. Правда, так вышло, что название к нему предложил автору тоже я: «Предком «Спартака» был только гладиатор». То есть в исследовании доказывается, что с юридической точки зрения никакой преемственности не прослеживается. Но не стоит забывать, что в 1920-е и 1930-е годы этой стороне вопроса уделяли мало внимания, а потому достаточно вольная трактовка собственного происхождения касается немалого количества структур – хоть «Зенита», хоть «Черноморца»…
Турнир «Негаснущие звезды» - как давно вы участвуете (в разных ипостасях - журналиста и зрителя) в нем, и кому он больше нужен – ветеранам или молодежи, которая благодаря турниру может их видеть на поле?
- Однажды в начале века я даже сам сыграл в одном из туров за команду «Арбитр», у которой был некомплект, – с разрешения соперников, разумеется. Ибо по возрасту не проходил, да и принадлежность к цеху заключалась в разовой работе судьей-информатором на международном мини-футбольном турнире.
В том виде, в каком турнир существует сейчас, он вряд ли будет привлекать молодых зрителей. А вот для игроков старшего поколения это лишний повод встретиться и пообщаться.
Вы работали в ТАСС, «Известиях», «Российской газете». Как вы пришли в «Московскую правду»?
- До прихода в штат сотрудничал на протяжении семи лет, так что в редакции часто появлялся и раньше. Но символично, что мой первый тассовский материал был опубликован именно в «Московской правде» - в 1979 году.
Нужно ли, по-вашему, сохранять бумажные варианты газет, или время заставляет переходить на электронную версию – и не надо этому противиться?
- Обе версии вполне могут сосуществовать. Но вот что интересно – от чтения книг в электронной версии не испытываю никакого удовольствия, для полноты ощущения нужно непременно осязать страницы.
Если можно – поделитесь вашими планами в книгоиздательстве?
- На самом деле никаких планов по части написания обычно не строю. Периодически возникают предложения, на которые можно откликаться, а можно не откликаться.
Материал: News-w.org / Сабадаш Владимир
Фото: News-w.org / Владимир Голиков и Сергей Виноградов
У вас выходит книга «Спартаковские уроки. Школа современных гладиаторов» - как все происходило: от замысла до готовой бумажной версии?
- Она уже вышла и поступила в магазины. Идея родилась в издательстве «Эксмо», которое уже выпускало детскую книгу о футбольном ЦСКА. Но требовалось не повторить схему на спартаковском материале, а придумать что-то свое.
Мне показалось целесообразным сделать книгу в виде уроков по разным предметам. Всего их десять – математика, литература, русский язык, иностранный язык и так далее. Очень удобно структурировать – пятидневка, по четыре урока ежедневно, каждый предмет повторяется дважды.
В рамках любого из уроков – задания в виде ребусов, шарад, мини-кроссвордов, викторин. А между ними, как бы на переменах, - просто занимательная информация.
В издательстве и ФК «Спартак» такой подход одобрили, и в итоге он был реализован.
Второе название книги – «развивашка». Зачем это и для кого?
- Честно говоря, сам это слово услышал впервые в ходе наших совещаний. Скорее всего, оно взялось из издательского жаргона, когда речь идет о книгах, способствующих развитию детей.
63 тематических ребуса в книге – вы все сами, или вам помогали в их составлении?
- Ребусы удобны тем, что с их помощью можно отобразить любое слово, любую фразу. Вообще давно придерживаюсь принципа: мне необязательно помогать, лишь бы не мешали. Конечно, я только составлял техническое задание, а рисовал художник.
Нас познакомил Борис Духон – ваш соавтор. Каким он был – летописец «Спартака»?
- Если несколькими словами, то Борис был своеобразным человеком, живущим так, как ему хочется. Безусловно, он не единственный летописец, но его интересовало все, со «Спартаком» связанное. Когда по Москве еще массово ходили троллейбусы, то мой соавтор мог пропустить парочку, чтобы сесть непременно в красно-белую машину.
Ваша с Борис Леонидовичем книга «Братья Старостины» из серии ЖЗЛ – это главный книжный труд (из уже написанных и опубликованных) вашей жизни?
- Точнее сказать, самый статусный. К тому же до нашей книги в этой серии вряд ли были другие, где героями оказывались сразу четверо. Поэтому необычность увлекала.
Как вы с Духоном встретились на книжном поприще, и как проходила работа над изданием уникальной реликвии о братьях Старостиных?
- Ну, встретились-то мы скорее на журналистском поприще. Первый совместный книжный опыт датируется 2001 годом, но это был справочник. А на документальную прозу переключились благодаря супруге знаменитого спартаковца Галимзяна Хусаинова. Любовь Леонидовна решила выпустить книгу к 70-летию мужа, и мы взялись за написание.
Что касается «Братьев Старостиных», то нашу работу значительно облегчил Андрей Лавров, родственник героев книги по материнской линии. Он предоставил множество документов, разрешил воспользоваться сайтом, где отображалась история рода. Конечно, мы беседовали с прямыми потомками братьев, с другими людьми, изучали периодику разных лет… В общем, тут не было ничего принципиально нового.
Главные сложности заключались вот в чем. Во-первых, в «Молодой гвардии» нам четко сформулировали задачу: «Вы пишете книгу не для болельщиков». То есть приходилось постоянно следить за балансом, чтобы футбол не перевешивал все остальное.
Во-вторых, если о Николае и Андрее – в силу их публичной деятельности – материалов было с избытком, то об Александре и Петре набиралось значительно меньше. Так что и здесь важно было не допустить перекоса.
Почему в наше время в футболе нет таких братьев Старостиных?
- В наше время вообще меньше подвижников. Конечно же, братья не были бессребрениками. Но все равно их жизнь определяло служение «Спартаку».
Леонид Федун построил дом для «Спартака», но с титулами во времена его правления в клубе, было туговато. Каковы причины такого «коленкора»?
- Видите ли, притягательность «Спартака» вообще никогда не определялась количеством титулов. Например, фанатское движение зародилось в 1972 году, когда команда не попала в десятку. И даже в золотую романцевскую эпоху Александр Нилин сформулировал главное достижение так: «"Спартак" возвращает забытое чувство компании».
Во времена правления Леонида Федуна меня угнетало не отсутствие чемпионских званий, а вечный кадровый круговорот. На разных постах постоянно появлялись новые люди, в том числе и случайные. Размывалось понятие семьи, которую те же Старостины создавали годами.
О чем или о ком ваш «Футбол Юрского периода»?
- «Футбол Юрского периода» - это книга (написана в соавторстве с неколькими коллегами – прим. автора) к 60-летию Юрия Семина, затем дополненная и исправленная к 70-летию.
У ваших книг шикарные названия: «Золотник…», «Баллиста…», «Вечная орбита…», «Причины и следствия…» и «…капитан Советского Союза». Кто и как их придумывал – вы или ваш соавтор?
- Это коллективное творчество, причем свое слово мог сказать и Сергей Веретенников, который занимался всей предпечатной подготовкой. В случае с «Причинами и следствиями Геннадия Логофета» был сложный консенсус, потому как его родные хотели видеть на обложке слово «гол», олицетворявшее инициалы мастера.
Если можно – по нескольку слов о каждом из ваших героев: Хусаинов, Осянин, Папаев, Логофет и Нетто.
- Вы забыли еще Анатолия Исаева, а это был единственный случай в нашей практике, когда в основу легли постоянные беседы с героем. Сам Анатолий Константинович и утверждал окончательный текст.
С другими так не получалось. Игорь Александрович и Геннадий Олегович уже ушли из жизни. Болезнь Галимзяна Салиховича не позволяла обращаться к нему, чтобы записать воспоминания. А Николай Викторович и Виктор Евгеньевич не считали себя персонами, достойными отдельных книг. Но мы с Борисом были другого мнения, и их отказ от сотрудничества не стал препятствием.
Недавно мы с вами были на презентации очередной книги о Федоре Черенкове - вы и для нее придумали название. А кто для вас Федор Черенков?
- Так получилось, что я шесть лет учился за пределами СССР, потом полтора года служил в армии, и за это время игру Федора видел отрывочно. А системно мог следить за ним уже только с середины 1987 года. Но свои впечатления однажды выразил примерно следующими словами: «Черенков заставлял поверить, что футбол придумали в кунцевском дворике».
Как вы относитесь к хейту, который высказывают руководители и представители «Спартака»: «Не каждый имеет право писать о Федоре и о клубе». Так было «сказано» о книгах Михаила Кизилова «Спартак – что в имени твоем?» и Александра Беляева «Федор Черенков, каким вы его не знали»?
- Первую я не читал, поэтому судить не могу. Ко второй имел отношение, и мне не кажется, что это повествование не имеет права на жизнь. Слышал от спартаковских болельщиков и положительные отзывы. Но сколько людей – столько и мнений.
И все же – «Что должен знать настоящий болельщик "Спартака"».
- Вот это название книге дало издательство, и мне оно однозначно не нравится. В первую очередь, из-за слова «должен», да и слово «настоящий» звучит чересчур категорично. Возможно, авторы фразы посчитали, что с коммерческой точки зрения так выгоднее.
Как вы считаете – чрезмерные «усердия» нынешних руководителей и представителей клуба на почве пиара, порой «желтого» до безобразия – не идут ли во вред «Спартаку»?
- В последние годы я не слежу за пиар-политикой клуба. В свое время участвовал в выпусках программ к матчам и клубного журнала, тогда для меня это было актуально.
Ваше отношение к закону о «паспорте болельщика», когда на кубковые матчи можно приходить без оного, на матчи РПЛ – с этой непонятной бумажкой?
- Не оформлял и не собираюсь. Не из солидарности с друзьями-фанатами, а просто потому, что к безопасности на спортивных аренах это имеет мало отношения. Простой довод: почему на футбол без паспорта болельщика нельзя, а на все остальные виды спорта – можно?
Две даты «рождения» прославленного клуба – вы на стороне Бориса Духона, который приверженец даты 1935 года, или тех, которые ратуют за 1922 год?
- Адресовал бы всех к исследованию Юрия Кошеля, вышедшему отдельной брошюрой. Правда, так вышло, что название к нему предложил автору тоже я: «Предком «Спартака» был только гладиатор». То есть в исследовании доказывается, что с юридической точки зрения никакой преемственности не прослеживается. Но не стоит забывать, что в 1920-е и 1930-е годы этой стороне вопроса уделяли мало внимания, а потому достаточно вольная трактовка собственного происхождения касается немалого количества структур – хоть «Зенита», хоть «Черноморца»…
Турнир «Негаснущие звезды» - как давно вы участвуете (в разных ипостасях - журналиста и зрителя) в нем, и кому он больше нужен – ветеранам или молодежи, которая благодаря турниру может их видеть на поле?
- Однажды в начале века я даже сам сыграл в одном из туров за команду «Арбитр», у которой был некомплект, – с разрешения соперников, разумеется. Ибо по возрасту не проходил, да и принадлежность к цеху заключалась в разовой работе судьей-информатором на международном мини-футбольном турнире.
В том виде, в каком турнир существует сейчас, он вряд ли будет привлекать молодых зрителей. А вот для игроков старшего поколения это лишний повод встретиться и пообщаться.
Вы работали в ТАСС, «Известиях», «Российской газете». Как вы пришли в «Московскую правду»?
- До прихода в штат сотрудничал на протяжении семи лет, так что в редакции часто появлялся и раньше. Но символично, что мой первый тассовский материал был опубликован именно в «Московской правде» - в 1979 году.
Нужно ли, по-вашему, сохранять бумажные варианты газет, или время заставляет переходить на электронную версию – и не надо этому противиться?
- Обе версии вполне могут сосуществовать. Но вот что интересно – от чтения книг в электронной версии не испытываю никакого удовольствия, для полноты ощущения нужно непременно осязать страницы.
Если можно – поделитесь вашими планами в книгоиздательстве?
- На самом деле никаких планов по части написания обычно не строю. Периодически возникают предложения, на которые можно откликаться, а можно не откликаться.
Материал: News-w.org / Сабадаш Владимир
Фото: News-w.org / Владимир Голиков и Сергей Виноградов
Обсудить
Читайте также:
Комментарии (0)