Московский государственный академический камерный хор (Хор Минина) представляет программу русской и итальянской духовной музыки в Зале Зарядье 3 мая 2024 года. Прозвучат сочинения Сергея Рахманинова, Александра Гречанинова, Альфреда Шнитке, Николая Сидельникова, Джоаккино Россини.
В первом отделении исполняются фрагменты «Литургии св. Иоанна Златоуста» (1910) и «Всенощного бдения» (1915) Сергея Рахманинова (1873 — 1943).
В судьбе «Литургии…» в советский период ключевую роль сыграл Московский государственный академический камерный хор и его основатель и первый художественный руководитель Владимир Минин. Именно он в начале 1980-х годов рискнул исполнить не звучавшее десятилетиями, долгое время запрещенное сочинение под заголовком «Семь хоров, ор.31». «Всенощное бдение» формально было написано менее, чем за две недели (об этом говорил сам композитор), — но подготовкой к нему служил весь предыдущий духовный опыт: с самого детства Рахманинов был погружен в атмосферу богослужения. В отличие от «Литургии…», во «Всенощном бдении» Рахманинов опирался на конкретные знаменные распевы (они указаны в начале номеров). Сочинение посвящено памяти Степана Васильевича Смоленского (1848 — 1909), директора Синодального училища церковного пения в 1889 — 1901 годах.
Во втором отделении исполняются духовные сочинения, написанные в XX веке.
«Верую» — один из самых знаменитых фрагментов духовного творчества Александра Гречанинова (1864 — 1956). Композитор был тесно связан с Синодальным училищем с конца 1890-хгодов. Важнейшая часть творческого наследия композитора — именно духовные сочинения; среди них выделяются 4 (!) «Литургии св. Иоанна Златоуста». «Верую» — часть Литургии N2, ор.29 (1902); эту музыку, вызвавшую в свое время множество подражаний, особенно любила царская семья.
«Три духовных хора» Альфреда Шнитке (1934 — 1998) написаны за одну летнюю ночь 1984 года. В 2022 году произведение вошло в первый альбом под управлением Тимофея Гольберга, художественного руководителя Хора Минина с 2019 года.
«Помышляю день страшный…» — финал (4-я часть) Духовного концерта № 1 на тексты из Вечерни и служб Великого поста Николая Сидельникова (1930 — 1992). Написанный в 1990 году, Концерт — одно из последних сочинений композитора. Как и в случае с хорами Шнитке, перед нами музыка, полная глубокого религиозного чувства, в которой традиционные интонации соединяются с элементами музыкального языка XX века (последние использованы очень тонко и дозированно).
Завершают концерт фрагменты «Маленькой торжественной мессы» (1863), позднего духовного шедевра Джоаккино Россини (1992 — 1968). В этом сочинении глубина религиозного чувства сочетается с оперностью и концертностью.
Солисты Маргарита Петухова, Светлана Лухманова, Олег Куликов, Дмитрий Романько, Маргарита Сайгина, Мария Мерцева.
Партия фортепиано — Елена Ильина.
Дирижер — Тимофей Гольберг.
Начало в 19-00.
Материал: News-w.org / Севиль Рахманова по материалам пресс-службы
Фото: Лилия Ольховая
В первом отделении исполняются фрагменты «Литургии св. Иоанна Златоуста» (1910) и «Всенощного бдения» (1915) Сергея Рахманинова (1873 — 1943).
В судьбе «Литургии…» в советский период ключевую роль сыграл Московский государственный академический камерный хор и его основатель и первый художественный руководитель Владимир Минин. Именно он в начале 1980-х годов рискнул исполнить не звучавшее десятилетиями, долгое время запрещенное сочинение под заголовком «Семь хоров, ор.31». «Всенощное бдение» формально было написано менее, чем за две недели (об этом говорил сам композитор), — но подготовкой к нему служил весь предыдущий духовный опыт: с самого детства Рахманинов был погружен в атмосферу богослужения. В отличие от «Литургии…», во «Всенощном бдении» Рахманинов опирался на конкретные знаменные распевы (они указаны в начале номеров). Сочинение посвящено памяти Степана Васильевича Смоленского (1848 — 1909), директора Синодального училища церковного пения в 1889 — 1901 годах.
Во втором отделении исполняются духовные сочинения, написанные в XX веке.
«Верую» — один из самых знаменитых фрагментов духовного творчества Александра Гречанинова (1864 — 1956). Композитор был тесно связан с Синодальным училищем с конца 1890-хгодов. Важнейшая часть творческого наследия композитора — именно духовные сочинения; среди них выделяются 4 (!) «Литургии св. Иоанна Златоуста». «Верую» — часть Литургии N2, ор.29 (1902); эту музыку, вызвавшую в свое время множество подражаний, особенно любила царская семья.
«Три духовных хора» Альфреда Шнитке (1934 — 1998) написаны за одну летнюю ночь 1984 года. В 2022 году произведение вошло в первый альбом под управлением Тимофея Гольберга, художественного руководителя Хора Минина с 2019 года.
«Помышляю день страшный…» — финал (4-я часть) Духовного концерта № 1 на тексты из Вечерни и служб Великого поста Николая Сидельникова (1930 — 1992). Написанный в 1990 году, Концерт — одно из последних сочинений композитора. Как и в случае с хорами Шнитке, перед нами музыка, полная глубокого религиозного чувства, в которой традиционные интонации соединяются с элементами музыкального языка XX века (последние использованы очень тонко и дозированно).
Завершают концерт фрагменты «Маленькой торжественной мессы» (1863), позднего духовного шедевра Джоаккино Россини (1992 — 1968). В этом сочинении глубина религиозного чувства сочетается с оперностью и концертностью.
Солисты Маргарита Петухова, Светлана Лухманова, Олег Куликов, Дмитрий Романько, Маргарита Сайгина, Мария Мерцева.
Партия фортепиано — Елена Ильина.
Дирижер — Тимофей Гольберг.
Начало в 19-00.
Материал: News-w.org / Севиль Рахманова по материалам пресс-службы
Фото: Лилия Ольховая
Обсудить
Читайте также:
31 март 2023, Пятница
В ДЕНЬ РАХМАНИНОВА МИНИН-ХОР ИСПОЛНИТ ФРАГМЕНТЫ «ЛИТУРГИИ СВ. ИОАННА ЗЛАТОУСТА» В РАХМАНИНОВСКОМ ЗАЛЕ КОНСЕРВАТОРИИ
18 апрель 2024, Четверг
ХОР МИНИНА ИСПОЛНИТ В МУЗЕЕ А.С. ПУШКИНА «МАЛЕНЬКУЮ ТОРЖЕСТВЕННУЮ МЕССУ» РОССИНИ
04 февраль 2024, Воскресенье
ШЕДЕВРЫ СВИРИДОВА И ШНИТКЕ — В ТРЕТЬЕМ КОНЦЕРТЕ АБОНЕМЕНТА «ХОР МИНИНА»
18 декабрь 2023, Понедельник
ШЕДЕВРЫ КАНЧЕЛИ, РОССИНИ, МАЛЕРА И ПУЛЕНКА — В АБОНЕМЕНТНОМ КОНЦЕРТЕ ХОРА МИНИНА
03 апрель 2024, Среда
ТИМОФЕЙ ГОЛЬБЕРГ: «ПО МАСШТАБУ ХОРОВОГО НАСЛЕДИЯ СВИРИДОВА НЕЛЬЗЯ СОПОСТАВИТЬ НИ С КЕМ»
Комментарии (0)